Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь

1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции

1.2 Правовое регулирование электронной торговли

2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь

2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке

2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли

3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты

3.1 Архитектоника создания электронного магазина

3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина

4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина

Заключение

Список использованных источников



Криптовалюта. Согласно международному исследованию, 17% из 2000 интернет-магазинов уже разрешают потребителям расплачиваться криптовалютой в той или иной форме, а еще 36% планируют ввести криптовалюту в свои способы оплаты в течение следующих 12 месяцев [20].

Логистика. Технология блокчейн со всеми ее вариациями может преобразовать современную сложную цепочку поставок и логистическую отрасль в целом. Если логистическая цепочка очень длинная, включает в себя множество точек и этапов, которые длятся месяцами и состоят из большого числа документов и платежей с участием нескольких физических и юридических лиц, блокчейн позволит сделать путь более прозрачным и ничего не потерять по дороге (рисунок 4.1).


Рисунок 4.1 – Технология блокчейн

Примечание – Источник: [20]
В логистических процессах электронной торговли целесообразно развивать возможности использования искусственного интеллекта. Так, использование искусственного интеллекта в логистической сфере позволяет экономить время и деньги за счет автоматизации трудоемких процессов. Так, например, Amazon, активно применяет технологии искусственного интеллекта (ИИ) в транспортной логистике.

Внедрение платформ на основе ИИ облегчает следующие процессы [20]:

1. Управление запасами. Автоматизированная система осуществляет контроль уровня запасов и своевременно взаимодействует с различными поставщиками для пополнения остатков. Также система умеет находить аналогичный товар для замены.

2. Доставка. ИИ отслеживает товар в режиме реального времени и предоставляет комплексную информацию о поставках.

3. Технический контроль. Платформа машинного обучения способна проводить анализ данных в целях мониторинга условий хранения различных товаров. В случае несоответствия регламентам система передает данные специалистам.

Значительно облегчить процессы создания интерне-магазина могут такие технологии, как Non-code и Low-Code.

No-Code – это метод создания сайтов и приложений с помощью специальных платформ без написания кода. Как правило, такие платформы представляют собой конструкторы, работающие по принципу drag-and-drop.

Low-code также основан на принципе drag-and-drop, но с включениями ручного кода. В таких платформах пользователю нужно перемещать блоки с уже готовым кодом.


Самые известные платформы low-code/no-code: Wix, Bubble, Webflow, Shopify.

Обе концепции вовлекают в процесс создания сайтов и приложений больше людей, готовых самостоятельно создавать новый продукт, без навыков программирования. Методы подходят малому бизнесу, у которого нет финансовых возможностей нанимать штат программистов.

Еще одним направлением совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина является повышение актуальности D2C-продаж. В основе D2C-продаж – прямое взаимодействие брендов, компаний и других представителей бизнеса с потребителем. Эта схема позволяет бизнесу сокращать затраты, клиентам – покупать товары по более низкой цене, что обусловлено отсутствием цепочки посредников. D2C-модель является молодой, но в течение последнего года свыше 20% производителей повышают маркетинговые инвестиции в реализацию рассматриваемой стратегии.

Прямое взаимодействие позволяет [20]:

– существенно сокращать стоимость продукции для конечного розничного потребителя;

– собирать информацию, не искаженную посредниками, об опыте покупок и применения товаров на практике;

– повышать лояльность на местах и вовлекать клиентов в сотрудничество.

Популяризации модели D2C способствует тотальная диджитализация: организовывать встречи, продавать, обрабатывать поступающие заявки можно дистанционно (рисунок 4.2).


Рисунок 4.2 – Структура модели D2C-продаж

Примечание – Источник: [20]
В рамках стратегии внедряются схемы подписки, индивидуализация, эксклюзивные дисконтные предложения и возможность стать частью комьюнити.

Совершенствуя бизнес-процессы коммерции электронного магазина целесообразно большое внимание уделить повышению скорости доставки заказов.

Клиенты все более требовательно относятся к срокам доставки: они не хотят ждать свой заказ на протяжении 2-3 дней. План-максимум – в течение одних суток, особенно в нишах с высокой конкуренцией. Для решения этой задачи предпринимателям целесообразно переформатировать логистические процессы за счет расширения сети складов, более бюджетная альтернатива – привлечение фулфилмент-оператора, подобный подход выгоден при условии сбыта быстро оборачиваемых позиций. Инвестиции в оперативную доставку окупаются: сокращается количество невыкупленных посылок, негативных отзывов и разочаровавшихся потребителей.



Развитие технологий, например, регулярное улучшение качества съемки в каждой новой версии айфона, повышают требования к потребляемому контенту. Но управление контентом – это не только картинка, цена и описание товара или услуги. Это также десятки, сотни и тысячи единиц измерения, свойств и характеристик. Поэтому сейчас наблюдается большой спрос на PIM-решения для управления товарным контентом. PIM снижает издержки при управлении всей этой информацией, ускоряет обработку и доставку контента на различные каналы, соответственно, товары моментально попадают в продажу. В последнем обновлении платформы AGORA PIM модуль интегрирован с HighLoad-каталогом и доступен в коробочном решении по умолчанию. Кроме того, возможно заказать разработку отдельного PIM решения под потребности каждой организации.

Таким образом, несмотря на временное снижение товарооборота в Республике Беларусь в последнее время, сложности в логистике, перераспределение расходов потребителей во всех сегментах бизнеса, электронная коммерция и тренды рынка не утратят свою актуальность. По окончании кризиса выиграют те организации, которые даже в сложное время уделяют внимание новым технологиям, ищут перспективные точки роста и формируют конкурентные преимущества.

Лидерами в области e-commerce продолжают оставаться маркетплейсы, а владельцам интернет-магазинов нужно внедрять меры, направленные на борьбу с высокой конкуренцией и реализацию собственных фишек, в основе которых лежит персонализация. Важно привлекать новые форматы, такие стримы, рекомендательное продвижение от лидеров мнений и другие, позволяющие удержать и сохранить внимание целевой аудитории. Клиенты продолжают требовательно относится к сервисам, они хотят получить быструю доставку и готовы приобретать продукцию отечественных брендов, но только достойного качества.

Заключение



Исследование, проведенное в настоящей курсовой работе позволяет сделать следующие выводы:

Электронная торговля – это процесс покупки, продажи, передачи или обмена продуктами, услугами и информацией с помощью электронных средств коммуникации, т.е. в данном случае подразумевается торговля продукцией на цифровых носителях, торговля товарами в режиме онлайн с доставкой, торговля услугами.

Технологии электронной коммерции за счет использования интернета дают возможность сократить затраты, выявить новые каналы сбыта, создать новые формы взаимодействия с поставщиками, дистрибьютерами и клиентами, обеспечивают поддержание высокого профессионального уровня сотрудников и равномерное распространение корпоративных стандартов на удаленные офисы.

Электронная коммерция – это важная составляющая в жизни современного развитого общества. Основные преимущества электронной коммерции – простота осуществления заказов, скорость поиска необходимых товаров и услуг, широкий выбор предоставляемой продукции. В связи с этим востребовано усовершенствование компьютерных технологий, которое ведет не только к упрощению использования системы виртуальных заказов, но и к улучшению качества осуществления операций.

В Республике Беларусь принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих электронную торговлю. Основу составляют закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», а также Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 31 от 15.01.2009 «Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли» (с изменениями в Постановлении от 01.03.2019 №143).

Проанализированный статистический материал позволил сделать вывод о быстрых темпах развития электронной торговли в Республике Беларусь в последние годы. Так, начиная с 2017 года количество интернет-магазинов планомерно растет: в 2020 году их количество составило 3002 единицы, что на 550 единиц выше 2017 года. В то же время, удельный вес розничной выручки интернет-магазинов Республики Беларусь в общей сумме товарооборота розничных торговых объектов имеет низкое значение – всего 5,4% в 2020 году, что крайне мало в сравнении с другими странами. Учитывая ориентированность белорусской экономики на экспорт, развитие именно онлайн-торговли могло бы стать локомотивом экономического роста страны в целом.


Развитие интернет-торговли во всем мире идет высокими темпами. Беларусь постепенно перестает быть аутсайдером в этом деле и все больше внедряет в нашу жизнь e-commerce. Для ее развития есть все составляющие.

Главным вызовом развития e-commerce во всем мире является рост требований к технологической составляющей интернет-магазинов, необходимость продвижения и обеспечения безопасности личных и платежных данных покупателей. Однако рынок находит пути решения всех насущных проблем в отрасли.

С целью совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина в работе предложено внедрение таких технологий, как:

Способ оплаты, как «купи сейчас, заплати позже» (BNPL – buy now, pay later). BNPL является разновидностью рассрочки, но при этом не заключается договор с банком и отсутствует комиссия.

Блокчейн. Позволит сделать путь товара более прозрачным и ничего не потерять по дороге.

Использование возможностей искусственного интеллекта в логистических процессах электронной торговли.

Упрощение технологии создания интернет-магазина за счет такой технологии, как Non-code и Low-Code.

Повышение актуальности D2C-продаж – прямое взаимодействие брендов, компаний и других представителей бизнеса с потребителем.

Повышение скорости доставки заказов.


Список использованных источников





  1. Байматова, Е. В. Электронная коммерция : учеб. пособие / Е. В. Байматова, В. Г. Шадрин, М. А. Шемчук. – Кемерово : КемГУ, 2016. – 98 с.

  2. Головенчик, Г. Сущность, классификация и особенности электронной коммерции // Наука и инновации. 2020. №4 (206). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-klassifikatsiya-i-osobennosti-elektronnoy-kommertsii. – Дата доступа: 07.01.2023.

  3. Гурская, С. П. Развитие электронной торговли в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.i-bteu.by/bitstream/handle/22092014/4343/%D0%93%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%2C%20%D0%A1.%20%D0%9F.%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9.pdf?sequence=1&isAllowed=y. – Дата доступа: 08.01.2023.

  4. Интернет-торговля в Беларуси: современные подходы в организации продаж и гарантия защиты прав потребителей: Министерство антимонопольного регулирования Республики Беларусь, 22 июля 2021 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/%D0%94%D0%BE%D0%BC%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8B_%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F_22.07.21.pdf. – Дата доступа: 08.01.2023.

  5. Кешелава, А. В. Введение в цифровую экономику / А. В. Кешелава [и др.]. – М. : 2017. – 28 с.

  6. Ковалев, А.П. Развитие электронной торговли в Республике Беларусь: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/science-xxi/2/science-xxi_2_2013_18.pdf. – Дата доступа: 12.01.2023.

  7. Крутин, Ю.В. Электронная коммерция: электронное учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25986/1/Krutin_e-commerce_book.pdf. – Дата доступа: 06.01.2023 г.

  8. Кузнецова, О. Интернет-торговля без барьеров: от обещаний к решениям и технологиям [Электронный ресурс] // Экономическая газета. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/internet-torgovlya-bez-barerov----ot-obeschanij-k-resheniyam-i-tehnologiyam. – Дата доступа: 08.01.2023.

  9. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mart.gov.by. – Дата доступа: 08.01.2023.

  10. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. № 348.

  11. О государственном регулировании торговли и общественного питания Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года №128-3 (изменения и дополнения в Законе Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 81-З). – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2021, 2/2801.

  12. О классификации форм торговли: Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 9 марта 2021 г. №14.

  13. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет: Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года №60 (с изменениями и дополнениями в Указе Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 350). – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.01.2023, 1/18576

  14. О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 года №707 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2022 года №32). – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.01.2023.

  15. Погосова, А. А., Денисова М. В. Проблемы и перспективы развития электронной торговли в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/78665/1/Pogosova_A.A._s._93_95.pdf. – Дата доступа: 11.01.2023.

  16. Потенциал рынка интернет-торговли в Беларуси огромен [Электронный ресурс] // Ежедневник / Экономика. – Режим доступа: https://ej.by/news/economy. – Дата доступа: 08.10.2023.

  17. Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 года №31 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01 марта 2019 года №143).

  18. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. №292

  19. Рудецкая, А.В. Роль электронной торговли в развитии цифровой экономики страны // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2020. №1-2 (102-103). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-elektronnoy-torgovli-v-razvitii-tsifrovoy-ekonomiki-strany. – Дата доступа: 26.02.2022.

  20. Тренды электронной коммерции в 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.agora.ru/blog/trendy-e-commerce-2023/?ysclid=lcw1p8r9k5513405583. – Дата доступа: 13.01.2023.

  21. Шайдуллина, В. К. Электронная торговля и перспективы ее развития в мировой экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik.guu.ru/jour/article/viewFile/1342/743. – Дата доступа: 02.03.2022.

  22. Этапы создания интернет-магазина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://serpstat.com/ru/blog/etapi-sozdaniya-internetmagazina/. – Дата доступа: 14.01.2023.