Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь
1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции
1.2 Правовое регулирование электронной торговли
2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь
2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке
2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли
3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты
3.1 Архитектоника создания электронного магазина
3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина
4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2019-2020 годах отмечается планомерный рост как удельного веса интернет-магазинов в общем количестве розничных торговых объектов в 2020 году с 3,93% до 4,45% по сравнению с 2017 годом. В 2020 году удельный вес интернет-магазинов составил 4,45% или 3002 единицы.
За январь-июнь 2021 года общее количество интернет-магазинов увеличилось на 5,7% (на 1455 ед.) и на 01.07.2021 составило 26994 ед., из которых принадлежат: 47% (12 735 ед.) – юридическим лицам, 52,8% (14 259 ед.) – индивидуальным предпринимателям [4].
Растет также удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Динамика розничного товарооборота интернет-магазинов за 2016-2020 гг.
Наименование показателя | Годы | Откл. (+, -) | Темп роста, % | ||||||
2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||
Розничный товарооборот организаций торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 31266,6 | 35009,1 | 40223,0 | 44889,7 | 49246,1 | 17979,5 | 157,5 | ||
Удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли | 2,8 | 3,4 | 3,7 | 4,1 | 5,4 | 2,6 | 192,9 | ||
Розничный товарооборот интернет-магазинов (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 875,46 | 1190,31 | 1488,25 | 1840,48 | 2659,29 | 1783,83 | 303,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]
Таким образом, по данным таблицы 2.2 видим, что за последний год розничный товарооборот интернет-магазинов увеличился на 818,81 млн. руб., в связи с этим удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в 2020 году по сравнению с 2019 годом повысился на 1,3 п.п. и составил в 2020 году 5,4%. В течение периода с 2016-2020 гг. наблюдается рост удельного веса за каждый год. Так, в 2016 году его значение составляло 2,8%, к 2020 году оно повысилось на 2,6 п.п. В целом, сумма розничного товарооборота интернет-магазинов за анализируемый период повысилась на 1783,83 млн. руб. и составила в 2020 году 2659,29 млн. руб.
Из приведенных данных можно сделать вывод о достаточно эффективном развитии электронной торговли в Республике Беларусь на современном этапе.
В Республике Беларусь продолжается переход к модели экономики, основанной на знаниях, инновационной экономики, характеризующейся автоматизацией всех видов производственной деятельности и повсеместным распространением электронного взаимодействия в сферах бизнес-бизнес (B2B), бизнес-государство (B2G), бизнес-потребитель (B2C).
Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие сети интернет как инструмента для осуществления предпринимательской деятельности. С технической точки зрения белорусский интернет готов к развитию электронной коммерции. Территория охвачена в достаточной мере: наблюдается быстрый рост числа пользователей сети и развитие информационно-коммуникационных технологий, что положительно влияет на количество потенциальных покупателей, использующих для покупок виртуальное пространство. По данным Министерства связи и информатизации Беларуси, широкополосным интернетом в Беларуси на начало 2017 г. было обеспечено 3 млн 60 тыс. пользователей [3].
Республика Беларусь занимает высокие позиции в итоговом отчете Комиссии по широкополосной связи, созданной под эгидой ЮНЕСКО. Количество абонентов широкополосной связи в стране – 31,35 на каждые 100 жителей. По этому показателю Беларусь занимает 23-е место в мире и соседствует с США и Грецией. По количеству абонентов мобильного широкополосного доступа (технологии 3G и 4G) страна находится на 59-м месте с показателем 61,83 пользователя на 100 жителей.
Для сравнения, в США по разным оценкам на долю интернета приходится 9-13% всего розничного рынка, в Китае этот показатель равен 18%, в Великобритании –17,2% [3].
Более 40% белорусских интернет-пользователей посещают основные e-commerce-сервисы (2069 793 человек) – интернет -магазины, маркетплейсы, прайс-агрегаторы и каталоги товаров (услуг), сайты частных объявлений, аукционы, сайты купонных скидок. При этом 21% покупателей заказывают товары из Китая, 11% – из России. Остальная часть покупателей пользуются белорусскими онлайн-площадками и ресурсами остальных стран [3].
В Республике Беларусь используется 5 видов электронных продаж:
1) коммерческое взаимодействие между компаниями (рынок В2В): b2b.by, bntdtorg;
2) розничная электронная торговля (рынок В2С): 21vek.by, wildberries.by, evroopt.by, onliner.by;
3) взаимодействие потребителей между собой (рынок С2С): kufar.by, ladoni.by, minsk.irr.by, slanet.by;
4) взаимодействие коммерческих структур с государственными организациями (рынок В2G): goszakupki.by, icetrade.by, и zakupki.butb.by;
5) взаимодействие частных лиц с государственными структурами (рынок C2G): модели электронного бизнеса C2G, могут содержать элементы электронной коммерции, например для сбора налогов.
Важное место в развитии интернет-коммерции играют интернет-магазины. В Республике Беларусь среди крупнейших 21vek.by, Oz.by, Belconsole, 24shop.by, 5 элемент.
Наиболее крупными маркетплейсами Беларуси являются следующие компании: Catalog.onliner.by (6,4 млн «визитов» по данным SimilarWeb в сентябре 2017-го), Deal.by (6 млн), Shop.by (1, 4 млн), Pulscen.by (983 тыс.), 1k.by (950 тыс.), Kupi.tut.by (630 тыс.), Tomas.by (208 тыс.) В Беларуси больше всего товаров покупают в категориях: «дом и сад», «товары для детей», «техника и электроника» [3].
Если проанализировать товарную структуру розничного товарооборота интернет-магазинов в Республике Беларусь, что приходим к выводу, что наибольший удельный вес приходится на непродовольственные товары – 87,9%, соответственно, продовольственные товары в структуре розничного товарооборота интернет-магазинов занимают 12,1% (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структура розничного товарооборота интернет-магазинов в 2021 году в разрезе продовольственные и непродовольственные товары
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
В структуре розничного товарооборота непродовольственных товаров в 2021 году наибольший удельный вес занимают такие товары как детали и принадлежности для автотранспортных средств – 12,42%, элекробытовые приборы и инструменты – 9,67%, строительные материалы – 8,25%, бытовая мебель – 5,90%, парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности – 5,24% (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Структура и динамика розничного товарооборота интернет-магазинов по непродовольственным товарам за 2017-2021 годы
Наименование | 2017 год | 2021 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | |||
тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | по удельному весу, п.п. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Все товары розничной торговли | 972 555,6 | 100,0 | 2709106,1 | 100,0 | 1736550,5 | - | 278,56 |
Непродовольственные товары | 815 221,3 | 83,82 | 2381545,7 | 87,91 | 1566324,4 | 4,09 | 292,13 |
Детали и принадлежности для автотранспортных средств | 207 606,9 | 21,35 | 336 371,2 | 12,42 | 128764,3 | -8,93 | 162,02 |
Компьютеры, перифирийные устройства и программное обеспечение | 20 345,5 | 2,09 | 128 694,3 | 4,75 | 108 348,8 | 2,66 | 632,54 |
Телекоммуникационное оборудование | 27 869,9 | 2,87 | 138 916,2 | 5,13 | 111 046,3 | 2,26 | 498,45 |
Аудио- и видеоаппаратура | 22 487,1 | 2,31 | 72 605,4 | 2,68 | 50 118,3 | 0,37 | 322,88 |
Строительные материалы | 65 070,3 | 6,69 | 223 477,0 | 8,25 | 158 406,7 | 1,56 | 343,44 |
Электробытовые приборы и инструменты | 110 152,2 | 11,33 | 261 879,9 | 9,67 | 151 727,7 | -1,66 | 237,74 |
Бытовая мебель | 12 636,7 | 1,30 | 159 746,4 | 5,90 | 147 109,7 | 4,60 | 1264,15 |
Осветительное оборудование | 585,7 | 0,06 | 14 148,2 | 0,52 | 13 562,5 | 0,46 | 2415,61 |
Одежда | 114 021,9 | 11,72 | 111 379,4 | 4,11 | -2 642,5 | -7,61 | 97,68 |
Обувь | 66 538,1 | 6,84 | 42 609,1 | 1,57 | -23 929,0 | -5,27 | 64,04 |
Парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности | 53 168,4 | 5,47 | 141 880,3 | 5,24 | 88 711,9 | -0,23 | 266,85 |
Неподержанные непродовольственные товары, не включенные в другие группировки | 16 920,7 | 1,74 | 414 971,9 | 15,32 | 398 051,2 | 13,58 | 2452,45 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [16]
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2021 году по сравнению с 2017 годом в структуре товарооборота непродовольственных товаров интернет-магазинов произошли структурные сдвиги в сторону увеличения доли таких товаров как компьютеры, перифирийные устройства и программное обеспечение – на 2,66 п.п., телекоммуникационное оборудование – 2,26 п.п., бытовая мебель – 4,60 п.п. Значительное снижение удельного веса наблюдается по деталям и принадлежностям для автотранспортных средств – на 8,93 п.п., одежде – 7,61 п.п., обуви – 5,27 п.п. Высокие темпы роста розничного товарооборота наблюдаются по таким непродовольственным товарам как бытовая мебель – более чем в 12 раз, осветительное оборудование – в 24 раза, телекоммуникационное оборудование – в 5 раз, строительные материалы – в 3,4 раза. В целом, темп прироста розничного товарооборота непродовольственных товаров составил 192,13%.
Аналогично проанализируем структуру розничного товарооборота интернет-магазинов по продовольственным товарам (таблица 2.4).
Таблица 2.3 – Структура и динамика розничного товарооборота интернет-магазинов по продовольственным товарам за 2017-2021 годы
Наименование | 2017 год | 2021 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | |||
тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | по удельному весу, п.п. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия | 157 334,3 | 100,0 | 327 560,4 | 100,0 | 170 226,1 | - | 208,19 |
Свежие фрукты и орехи | 10 512,0 | 6,68 | 19 496,8 | 5,95 | 8 984,8 | -0,7 | 185,47 |
Свежие овощи и грибы | 10 788,8 | 6,86 | 19 721,0 | 6,02 | 8 932,2 | -0,8 | 182,79 |
Обработанные фрукты и овощи | 5 735,4 | 3,65 | 14 895,4 | 4,55 | 9 160,0 | 0,9 | 259,71 |
Мясо и мясные продукты | 19 970,6 | 12,69 | 45 458,8 | 13,88 | 25 488,2 | 1,2 | 227,63 |
Рыба, ракообразные и моллюски | 6 642,4 | 4,22 | 26 530,0 | 8,10 | 19 887,6 | 3,9 | 399,40 |
Хлебобулочные и мучные кондитерские изделия | 7 373,5 | 4,69 | 14 532,2 | 4,44 | 7 158,7 | -0,3 | 197,09 |
Сахаристые кондитерские изделия | 7 261,7 | 4,62 | 11 106,4 | 3,39 | 3 844,7 | -1,2 | 152,94 |
Безалкогольные напитки | 7 503,8 | 4,77 | 18 210,9 | 5,56 | 10 707,1 | 0,8 | 242,69 |
Окончание таблицы 2.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Молочные продукты | 23 526,8 | 14,95 | 57 478,8 | 17,55 | 33 952,0 | 2,6 | 244,31 |
Яйца | 2 973,5 | 1,89 | 5 802,2 | 1,77 | 2 828,7 | -0,1 | 195,13 |
Чай, кофе, какао и специи | 11 793,3 | 7,50 | 19 123,9 | 5,84 | 7 330,6 | -1,7 | 162,16 |
Пищевые масла и жиры | 8 447,8 | 5,37 | 10 109,0 | 3,09 | 1 661,2 | -2,3 | 119,66 |
Гомогенизированные продукты и диетическое питание | 5 597,6 | 3,56 | 9 033,9 | 2,76 | 3 436,3 | -0,8 | 161,39 |
Крупа | 6 985,8 | 4,44 | 7 434,7 | 2,27 | 448,9 | -2,2 | 106,43 |
Сахар и сахарозаменители | 4 295,7 | 2,73 | 4 757,9 | 1,45 | 462,2 | -1,3 | 110,76 |
Продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки | 12 973,5 | 8,25 | 35 329,8 | 10,79 | 22 356,3 | 2,5 | 272,32 |