Файл: Цели засад и их особенности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После того как дозоры противника проходят место предполагаемой засады и караван приближается, группа по команде наблюдателей скрытно выдвигается к месту проведения операции. Однако такие возможности не всегда имеются. В первую очередь из-за рельефа местности, который может затруднить скрытные перемещения. Кроме того, необходимо соблюдать полную тишину при движении, поскольку ночью в горах звуки слышны очень далеко. Да и дозоры противника могут применить тактику периодического выжидания, особенно в подходящих для засады местах.
Противник может применять и другие меры, например авиацию.

 Подробнее о противозасадных мерах, принимаемых при проведении колонн, говорится в следующей главе.


Минирование


При организации засады находит активное применение минирование. В зависимости от характера местности, грунта, поставленных задач и имеющихся возможностей (наличия мин определенного типа, времени на установку и т. п.) применяются различные способы установки мин.
Способы и технология минирования очень разнообразны. На дорогах с твердым покрытием мины устанавливаются на съездах и обочинах, под асфальтом и бетоном, путем подкопа под них сбоку или в местах нарушенного полотна дороги. Часто устанавливаются мины бескорпусные или в пластмассовом корпусе, обнаружение которых затруднено средствами инженерной разведки. 
Минирование, как правило, проводится в узких местах дорожных коммуникаций, т. е. там, где ограничена видимость и затруднены маневр и объезд. При минировании используются контактные, радиоуправляемые мины и фугасы, мины с дополнительным зарядом, мины магнитные и с пластмассовым корпусом, что затрудняет их обнаружение. Широкое применение находит ВВ (взрывчатое вещество), на запах которого не реагируют собаки минно-розыскной службы.

Тактика минирования при устройстве засад





Слева - Среди захваченных боеприпасов видно большое  количество итальянских пластмассовых мин. 

При наезде на одну из них БТР терял колесо, а БРДМ — весь экипаж и десант

Афганистан. 1983 г.

Справа - Результат подрыва на итальянской мине

Афганистан.

Для остановки движения колонны производится подрыв транспортного средства, движущегося во главе колонны. С таким расчетом и происходит закладка взрывного устройства. Обычно во главе колонны находится наиболее мощное, тяжелое транспортное средство из имеющихся — танк, БМП. Его подрыв рассчитывается таким образом, чтобы вся колонна остановила движение. 
Естественно, минирование производится с таким расчетом, чтобы поврежденную технику нельзя было объехать или столкнуть другой машиной. 
Для достижения этого эффекта мина закладывается в узком месте, ограниченном естественными особенностями рельефа — скалами, обрывами, деревьями, искусственными загромождениями. Еще одна хитрость зак-лючается в минировании имеющихся путей объезда созданного препятствия. Например, после остановки путем повреждения головной машины остается возможность ее объезда с одной стороны. Вторая машина устремляется в этот проход и сама становится жертвой подрыва. Для этих целей могут быть использованы мины нажимного действия, но оптимальным будет дистанционный подрыв.


По такому же принципу минируется и место предполагаемого хвоста колонны для ограничения маневра и блокирования колонны в зоне обстрела засады. Однако это сопряжено с большой вероятностью ошибки, поскольку заранее рассчитать, где будет находиться замыкающая машина, с точностью до пяти метров можно только в исключительных случаях. 
В крайнем случае, какая-то часть колонны может быть отсечена от основной группы. При этом следует учесть, что обычно замыкает колонну также бронетехника, уничтожение которой облегчит действия ЗГ. Часто замыкающая машина (впрочем, как и головная) поражается из гранатомета. То есть необходимо комбинировать минирование с остальными средствами поражения и грамотно вписывать их в сценарий нападения.
В некоторых случаях подрывы осуществляются до подхода колонны с целью повреждения дорожного полотна и задержки движения. Обычно это делается в случаях невозможности подрыва самой колонны. Естественно, такое минирование менее эффективно, поскольку не наносит непосредственного повреждения противнику и исключает фактор неожиданности. 
Противник в большинстве случаев имеет возможность заранее увидеть повреждение дорожного покрытия и мобилизовать свою готовность к противодействию или предпринять более решительные меры. Для направления транспорта на заминированный участок на подъездах к нему могут создаваться искусственные препятствия.

При наличии достаточного количества минно-взрывных средств, времени для подготовки и иных возможностей может минироваться весь участок дороги с целью нанесения наибольшего ущерба колонне и ее рассечения для дальнейшего уничтожения. 
Если в колонне находится большое количество единиц бронетехники и нет цели захвата имущества, перевозимого караваном, применяются фугасы. В Афганистане и Чечне мятежники для увеличения силы взрыва закладывали фугасы из неразорвавшихся авиационных бомб и артиллерийских снарядов. 
Обычно это начиненные различными кусками металла гильзы от снарядов, при взрыве которых образуется множество осколков. В 1986-1988 гг. в Афганистане участились случаи применения моджахедами управляемых по проводам или по радио мин и фугасов, устанавливаемых на протяжении целого участка дороги и предназначенных для одновременного подрыва всей или значительной части колонны. Применяются фугасы направленного взрыва, предназначенные для уничтожения автотранспорта и поражения живой силы.

При устройстве засад минирование проводится с обеих сторон дороги на случай рассредоточения личного состава и техники с началом обстрела.
Здесь активно используются противопехотные мины. Их подрыв не только наносит поражение противнику, но и вносит сумятицу, заставляет солдат врага метаться в поиске укрытия, тем самым ослабляя силу противодействия. 
Особенно перспективно минирование направления контратаки противника на позиции засады. Конечно, если такая контратака возможна на данном рельефе местности. Для срыва контратаки могут эффективно применяться осколочные мины направленного действия. Возможно, что попадание контратакующих сил противника на минное поле вообще сорвет атаку.
Как уже упоминалось, при использовании мин в сочетании с засадными действиями предпочтительно применять дистанционный способ подрыва по ряду очевидных причин. В случае невозможности такого минирования (например, в наличии заряды только нажимного действия) необходимо принять меры, для того чтобы на них не подорвались посторонние люди или транспортные средства. 
Это повлечет не только нежелательные потери среди, возможно, мирного населения, но и может сорвать всю операцию. Чтобы избежать этого, необходимо в первую очередь учитывать интенсивность движения на перспективном участке в определенное время суток. 
Кроме того, следует учитывать время прохождения каравана. Чем меньший отрезок времени пройдет между установкой мин и выходом каравана в зону обстрела, тем меньше шансов, что подорвется случайная машина. Однако не всегда такая возможность имеется либо это связано с повышенным риском.
В качестве одного из способов решения этой проблемы может быть применена установка мин непосредственно перед подходом объекта. Например, ожидаемое время прохождения каравана приблизительно 12 часов дня. Место засады представляет собой узкую грунтовую дорогу, идущую между склонов гор. На дороге отмечается периодическое движение пешеходов и вьючных животных в утреннее время. Командир принимает решение об активном использовании мин как непосредственно на дороге, так и на обочине, и на подступах к позициям засады. Таким образом, минирование обочины и подступов производится ночью, а минирование самого дорожного полотна — непосредственно перед подходом колонны. 

Причем очень быстро. Напоминаю, имеется в виду применение нажимных мин. И все же данный способ может быть достаточно рискован. Устанавливать противотанковые мины в места, где до подхода колонны не ожидается проезда транспортных средств, можно без риска для пешеходов.
При использовании мин нажимного действия следует помнить, что противник иногда использует предварительные проверочные прогоны транспорта или, например, стада животных. Что еще раз подтверждает, что дистанционный способ подрыва предпочтительнее. Такая тактика активно применялась в Афганистане и в Чечне боевиками при проведении караванов. Дозорная группа противника может также проверять маршрут движения путем осмотра местности. Поэтому важна качественная маскировка установленных мин.
Минирование дорог осуществляется обычно в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости группами подготовленных бойцов численностью от 3 до 10 человек. При закладке мин обязательно выделяется несколько человек, вооруженных снайперским оружием, РПГ и пулеметами, для наблюдения и прикрытия группы минирования. Они ведут наблюдение за появлением патрулей, случайных машин и людей. 
Можно попытаться уничтожить патруль или головной дозор противника, если он малочисленен, с помощью бесшумного оружия. Однако можно с уверенностью сказать, что противник обязательно предусмотрел такой вариант развития ситуации и продумал систему оповещения дозора с основной группой. Самый простой пример — периодический доклад дозора по радиосвязи с использованием меняющихся паролей. Следует также учесть, что дозор может идти под видом мирных граждан и даже без оружия. Такая тактика широко применялась в Афганистане моджахедами.
Они же практиковали минирование дорог, по которым колонны возвращались в пункты постоянной дислокации. Обычно при возвращении бдительность охранения колонны снижалась. Ведь движение происходило по тем же дорогам, по которым колонна выдвигалась в район боевых действий.
Достаточно интересна практика установки мин на неизвлекаемость, но при комбинировании засадных мероприятий с минированием данная тактика не имеет больших перспектив. Ведь в этом случае мины ставятся с расчетом на внезапный для врага подрыв, а не на то, что их будут обезвреживать.