Файл: Цели засад и их особенности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 489

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дезинформация


Распространение информации, вводящей противника в заблуждение относительно самого факта выдвижения колонны, а также о составе колонны, ее маршруте, времени выхода и т. п., может принести значительную пользу. Проблема в том, что очень трудно проверить, клюнул враг на приготовленную для него наживку или нет. Имеет большое значение способ доставки дезинформации. Распространение заведомо ложных сведений может принести и вред. 
Например, преднамеренная утечка информации о времени выхода колонны и ее вооружении может дать врагу определенные сведения. А на поверку может выйти, что противник вообще не знал ничего о готовящихся маневрах. В любом случае рассчитывать на то, что неприятель «заглотит наживку» и «правильно» отреагирует (то есть поступит предсказуемо), как на решающий фактор нельзя. Обычно это становится возможным, когда в штабе противника есть свой человек, который может проконтроли-ровать принятие нужного решения либо сообщить о принятых мерах.
Зачастую нет возможности провести подготовку колонны к выходу в обстановке строгой секретности. Но можно сократить время на подготовку. Это может принести пользу, поскольку врагу также требуется время на подготовку и организацию засады. Возвращаясь к вопросам секретности, можно взять на вооружение древнее правило. Его смысл сводится к тому, чтобы вводить врага в заблуждение всегда. Если сил много, нужно показывать, что их мало. И наоборот. Этот принцип работает в отношении разных категорий, а не только когда речь идет о количественном составе. Его можно сформулировать так: ври всегда и обо всем.

Подготовка дороги


Некоторые специалисты подразделяют дороги по степени угрозы на «черные» и «белые». Соответственно на «черных» дорогах партизанская активность высокая, на «белых» — низкая. Однако эти категории относительны и могут изменяться. И, если дорога относится к разряду «белой», это не значит, что при движении по ней мерами безопасности можно пренебречь. 
При попадании в засаду противника личному составу будет безразлично, что командиры в штабе определили вероятность такого нападения в 20%. 
Потери на ней будут не меньше, чем на «черной» дороге, с вероятностью 80%. На мой взгляд, необходимо
рассматривать не только саму статистику нападений, которая может ввести в заблуждение. Нужно анализировать условия, способствующие нападению. В большинстве случаев необходимо рассматривать не всю дорогу целиком, а ее отдельные участки. 
Помимо изучения маршрутов и прилегающей к ним местности, подразделения, постоянно дислоцируемые в данном районе и регулярно сопровождающие колонны, могут проводить и активную подготовительную деятельность. Для сокращения мест возможного размещения засадных групп противника производится расчистка кустарника путем его уничтожения силами личного состава либо с помощью привлекаемых для этого сочувствующих местных жителей. При расчистке могут применяться огнеметы и химические вещества. Артиллерия, боевые машины и саперы могут уничтожить строения, находящиеся вблизи дороги. Особенно если они не используются по своему назначению. Подобные меры принимали советские войска в Афганистане вокруг мест своей постоянной дислокации. Такая «санитарная» зона может простираться на 100 и более метров от дороги.
Места возможного расположения засады пристреливаются артиллерией, часто такая возможность имеется. Некоторые места могут минироваться, но рассчитывать на мины полностью нельзя, так как противник может их нейтрализовать. Периодически нужно проверять наличие мин в месте их установки. Поэтому недопустимо минирование хаотическое, без составления схемы.
Интенсивное движение по дороге может свести к минимуму вероятность минирования, но это относится только к светлому времени суток. Обычно в зоне ведения боевых действий движение ограничено либо вообще запрещено. Как показывает опыт, практически все мероприятия по минированию производятся в ночное время. В Чечне утро некоторых саперных и разведывательных подразделений начинается с инженерной разведки дорог. До ее окончания войска по этим дорогам не передвигаются. Многие из тех, кто пренебрегал такими мерами предосторожности, подрывались и несли потери.
Не следует пренебрегать тактикой противника. По возможности необходимо постоянно расширять сеть информаторов из числа местных жителей, которые будут наблюдать за подозрительными перемещениями и сообщать о них военным. В качестве информаторов лучше использовать тех жителей, которые давно проживают в данном районе и имеют землю, имущество, семьи. Помимо того, что

такие люди более осведомлены, они будут воздерживаться от целенаправленной дезинформации, так как будут бояться за свое имущество и родных.

Значительно снижает вероятность организации засады регулярное патрулирование местности.


Подготовка техники


Перед выходом необходимо подготовить транспортные средства к возможному нападению и подрывам на минах. В чеченской кампании стало традицией обвешивать бронетехнику дополнительной защитой. Обычно это набитые землей ящики из-под патронов, мешки с песком или различные металлические конструкции, которые механики-водители крепят по своему усмотрению. 
Грузовики, предназначенные для перевозки личного состава и не имеющие бронезащиты, необходимо укреплять дополнительно. Кабина водителя обкладывается мешками с песком как снаружи (от поражения огневыми средствами), так и на полу внутри (от подрыва на мине). Несмотря на определенную эффективность такой защиты, в Российской армии такие меры применяются редко.

Некоторые специалисты рекомендуют снимать боковые двери для предотвращения их заклинивания и ускорения выхода из машины. Дело в том, что сами двери легко пробиваются боеприпасами легкого стрелкового оружия и являются только иллюзией защиты. Стекла же создают риск ранения осколками. 
В российских подразделениях принято на марше боковые стекла опускать и вывешивать на двери бронежилеты. Трудно сказать, какое из решений более оптимально, ведь подобная статистика не ведется. Однако представляется, что второе решение не менее рационально, особенно если учитывать, что водитель должен по возможности находиться в кабине до тех пор, пока транспортное средство способно к движению. 
В конечном итоге все зависит от конкретной ситуации. Также не получило большого распространения снятие лобовых стекол во избежание поражения осколками.
Кузов, предназначенный для перевозки личного состава, также требует значительного укрепления. Во-первых, нужно убрать дуги, поддерживающие тент, и сам тент, так как он создает ложное ощущение безопасности и ограничивает обзор для бойцов. Кроме того, высадка пройдет быстрее и с меньшим риском, если будет идти по нескольким направлениям. 
На пол кузова и вдоль бортов на всю их высоту укладываются мешки с песком
, а чаще — бревна. Могут применяться также и листы металла. Задний борт фиксируется в откинутом состоянии для ускорения спешивания. На нем для стрельбы в направлении тыла может располагаться расчет пулемета или автоматического гранатомета.

Иногда противник устанавливает среди деревьев растяжки на определенной высоте. 
Для предотвращения их срывания необходимо согнуть и закрепить высокие гибкие антенны. Если есть такая возможность, впереди колонны движется танк со специальным тралом, который подрывает мины нажимного действия. Естественно, это снижает скорость движения колонны. Если в ходе нападения какое-либо транспортное средство лишится возможности двигаться самостоятельно и будет препятствовать движению колонны, необходимо будет его отбуксировать в сторону. Для этого в составе колонны должны иметься буксирные тросы, цепи и шанцевый инструмент.

Подготовка личного состава


Весь личный состав, находящийся в колонне, должен быть обучен действиям по отражению нападения из засады и получать дополнительный инструктаж перед каждым выходом. При проведении различных колонн перед подразделениями могут ставиться разные задачи. Командир должен четко представлять, что должны делать его подчиненные при попадании в засаду.
Обычно колонна продолжает прорываться сквозь огонь противника, стремясь вырваться из огневого мешка. Часто колонна принимает бой (иногда вынужденно) и пытается уничтожить засаду собственными силами и вызванным подкреплением. Реже караван отступает. В большинстве случаев это происходит, когда под огнем оказывается только головная часть колонны либо головной дозор.
Если в составе конвоя находится особо важный груз или высокопоставленные персоны, командир принимает все меры к прорыву или отходу. Однако, несмотря на стремление вырваться из зоны обстрела, колонна может быть вынуждена остановиться. Например, вследствие невозможности дальнейшего движения. Поэтому даже при планировании прорыва аварийный план должен предусматривать вероятность навязанного позиционного боя. Кроме того, уничтожение противника всегда является желательным результатом. Если враг при нападении будет постоянно получать жестокий отпор, это не только уменьшит его силы, но и убедит, что в ответ на действие из засады неизбежно последует решительный и мощный контрудар. Поэтому командир планирует несколько вариантов развития ситуации и доводит до личного состава необходимую информацию.