Файл: Цели засад и их особенности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо транспортных колонн в засаду может попасть и подразделение, передвигающееся в пешем строю. В таком случае движение осуществляется двумя колоннами по одному человеку по краю дороги, но не по обочине. Дистанция между бойцами — 5 м, между отделениями — 10 метров. Если есть вероятность нападения из засады, подразделение следует по огневым группам. Пешее подразделение может также передвигаться уступом (углом).

Впереди движется дозор в составе трех-пяти человек, среди которых находятся сапер и пулеметчик. Сзади движется арьергард также в составе трех-пяти человек с пулеметчиком. Дистанция отрыва между ними и основной группой гораздо меньше, чем при движении транспортных колонн. Она может выдвигаться вперед на расстояние от 70-80 метров до километра в зависимости от обстановки. Желательно оставаясь в пределах видимости. Сбоку на удалении нескольких десятков метров (обычно 50-80 м) следуют фланговые дозоры в таком же составе, что и авангард. Если дозоры не находятся в пределах прямой видимости, необходимо синхронизировать скорость передвижения. 
Обычно остановки и задержки чаще происходят у авангарда и у боковых дозоров. Это связано с осмотром и прослушиванием местности, поиском мин и их обезвреживанием. Для предотвращения попадания в организованную засаду небольшая мобильная группа может передвигаться в стороне от дороги.

Все дозоры должны иметь средства наблюдения и связи. Если движение происходит ночью, то и приборы ночного видения. Дозорам необходимо поддерживать постоянную связь. Заранее необходимо оговорить периодичность связи и условные фразы, на случай если дозор будет уничтожен бесшумным оружием и противник попытается «играть» с основной группой. Если между группами нет прямой видимости, промежутки между радиосеансами должны быть небольшими.
Непосредственно перед выходом подразделений на маршрут командир дает последние наставления, уточняет расстановку, определяет дистанцию и сектора ответственности, доводит до личного состава последние изменения и проверяет, чтобы оружие было заряжено и поставлено на предохранитель. Включаются и проверяются все средства связи.
При размещении личного состава на боевых машинах пехоты и бронетранспортерах часто встает вопрос, прятаться внутрь или оставаться на броне. При нахождении внутри бронетехники пехота защищена от поражения стрелковым оружием и осколками, но очень уязвима при подрыве на мине или попадании артиллерийских снарядов и выстрелов гранатометов. При этом шансы на выживание находящихся внутри людей минимальны, а контузии гарантированы. Кроме того, нахождение под броней ограничивает панорамный обзор и задерживает развертывание в оборонительные порядки. Находящиеся на броне бойцы уязвимы для стрелкового вооружения, но вероятность быстрого поражения всего десанта на броне невелика.

После первого же выстрела пехота обычно мгновенно спешивается и занимает позиции для обороны. При попадании в бронемашину кумулятивного заряда или подрыва на мине десант на броне страдает незначительно. Для выхода взрывной волны и смягчения последствий подрыва люки оставляют открытыми. Иногда практикуется положение, когда десант находится под броней, а в открытых люках стоят или сидят наблюдатели, контролирующие каждый свое направление.

 

Учитывая эти факторы, командир дает указание, какой тип размещения применить. В кабине транспортного средства рядом с водителем должен находиться запасной водитель. В российской же армии это место обычно занимает кто-то из командиров. Однако, выбирая удобное и комфортное место, командиру необходимо помнить, что стрелки противника начнут стрелять именно по находящимся в кабине.
Для снижения вероятности поражения личный состав на марше должен находиться в бронежилетах, поскольку долгих пеших перемещений (в которых он станет обузой) не предвидится. В кузовах машин назначаются наблюдатели, сидящие по углам. Они делят между собой секторы наблюдения соответственно своему размещению. 
На них же обычно возлагается задача постановки дымовой завесы при попадании в засаду. Следовательно, дымовые шашки должны быть у них наготове. К наблюдению также подключаются снайперы, которые (обычно с помощью оптики) ведут наблюдение по своему усмотрению в сторону наиболее опасных участков по ходу движения. Остальной личный состав размещается ближе к центру кузова и находится в состоянии готовности к немедленному применению оружия и покиданию кузова. При этом наблюдение по сторонам ведут все бойцы. Чем больше глаз ведет круговое наблюдение, тем лучше.
  
В Чечне спецназ предпочитает передвигаться в положении на броне
Выявление засады даже за несколько секунд до начала обстрела позволяет значительно сократить потери, а иногда и избежать их. Характерен в этом отношении пример из боевой практики Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, происшедший в районе Спинвальдака. Бронегруппа из шести БМП и БТР под командованием капитана В. Шароевского вышла на перехват каравана из пяти машин с реактивными снарядами (по сообщению «доброжелателя») и попала в хорошо подготовленную засаду. 
Мятежники спрятались на открытой местности, где их трудно было ожидать, но в условиях темноты и при хорошей маскировке они не были обнаружены. Более 10 моджахедов с гранатометами поднялись для открытия огня по боевым машинам на расстоянии 20-30 метров. Вовремя открытый наблюдателями огонь из автоматов по мятежникам значительно сократил возможные потери. 


Впоследствии стало известно, что сообщение «доброжелателя» было целенаправленной дезинформацией, организованной с целью заманить военных в засаду.


Действия направленные непосредственно на отражение нападения


При попадании в засаду действия охранения в целом обычно типовые. Однако они зависят от некоторых факторов. Первый — общая стратегия колонны: прорываться или вести бой на уничтожение засадной группы. Даже если есть необходимость принять бой и контратаковать противника, лучше это делать после маневра. Оставаться на месте (обычно на неблагоприятной позиции), значит сильно рисковать. Однако позиционный бой на месте остановки может быть навязан. 
Например, блокированием проезда. В случае же возможности водители транспортных средств должны пытаться вырваться из-под обстрела. При движении они должны ехать точно по колее от впереди идущего автомобиля. Если машина повреждена, то обязанность обоих водителей — постараться убрать ее с дороги, чтобы не мешать движению неповрежденных машин. Машина, не попавшая в зону поражения, не должна выезжать на обочину дороги, так как вполне вероятно, что местность может быть заминирована.
Командир при выявлении засады немедленно берет на себя управление обороной и вызывает по радиостанции подмогу: мобильный резерв, вертолеты поддержки, огонь артиллерии. Вызывать вертолеты и мобильный резерв необходимо даже в том случае, если командиру кажется, что силы нападающих незначительны и с ними можно справиться имеющимися средствами. Во время этого доклада он должен дать точные координаты и информацию о месте расположения и предполагаемой численности и вооружении противника, а также о состоянии обороняющейся колонны и принятых мерах. Командиру также необходимо связаться со всеми подразделениями конвоя и сообщить о случившемся. 
При этом транспортные части конвоя, не попавшие под обстрел, должны остановиться до получения команды, а боевые части (передовой дозор, ударная группа) должны по команде или самостоятельно (по заранее разработанному плану) предпринять обходной маневр для удара во фланг засадной группе, оставив прикрытие для транспорта. Выход в ее тыл считается менее предпочтительным, поскольку происходит отрыв от основных сил и есть возможность попасть под огонь собственных контратакующих подразделений.


Следует учитывать, что командир может быть выведен из строя в первые же минуты боя. Поэтому всегда должны быть люди, готовые принять командование на себя. Особенно важно поддерживать постоянную связь между всеми подразделениями, участвующими в бою, а также идущими на помощь и базой.

При попадании в засаду бойцам необходимо организовать плотный ответный огонь в направлении позиций противника. 

 


После обстрела. Два бойца на броне явно пренебрегают мерами безопасности. Троим раненым уже оказана первая помощь

Афганистан. Долина Десхабс, 1982 г.
Сразу же ставится дымовая завеса. При этом необходимо учитывать направление ветра. Личный состав спешивается и занимает позиции для обороны. При занятии позиций нельзя далеко отходить от транспорта, поскольку обочина часто предварительно минируется противником. Также опасно занимать позиции между колес или гусениц транспортного средства, так как оно может начать движение и раздавить стрелка. Наиболее часто позиции занимаются за бронетехникой, со стороны, противоположной позициям врага. Пехота открывает огонь из штатного оружия. При нахождении позиций противника на расстоянии менее 35 метров его позиции забрасываются ручными осколочными гранатами. Стрелки боевых машин открывают огонь из орудий и пулеметов по позициям противника.
Фронтальная атака позиций засады является крайней мерой, применяемой в исключительных случаях, когда ничего другого не остается. 
Во-первых, обычно за противником безусловное позиционное преимущество. 
Во- вторых, высока вероятность того, что местность между засадой и дорогой заминирована. Если же противник применит осколочные мины направленного действия, потери будут страшными. Так что главная задача бойцов, находящихся в эпицентре огня, — выжить и дождаться помощи. Огонь при этом лучше вести прицельный, непосредственно по выявленным огневым точкам противника. Если выявить позиции противника не получается, необходимо вести прицельный огонь по местам наиболее вероятного расположения врага. Например, по кустам. В случае удачной постановки дымовой завесы прицельно стрелять не получится, но противника такое положение вынуждает вести хаотичный огонь.
Подразделения, не попавшие под обстрел, должны атаковать фланг засады. Естественно, и авиация, и мобильный резерв обязаны немедленно выдвинуться на подмогу конвою и нанести сокрушительный удар засадной группе. При этом мобильный резерв в определенной обстановке может быть десантирован с таким расчетом, чтобы отрезать засадной группе пути отступления. Такие действия могут привести к полному уничтожению противника.