Файл: Лекция 23 Основы уголовного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 538

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Караганда 2008

1. Понятие и принципы уголовного права. Понятие и основание уголовной ответственности. Действие уголовного закона во времени и в пространстве

2. Понятие и признаки, классификация преступлений. Состав преступления

3. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния. Понятие стадий преступления. Соучастие в уголовном праве

1. Юридическим фактом, необходимым для возникновения уголовно-правовых отношений, является совершение преступления. Субъектами уголовно-правовых отношений выступают, с одной стороны, лицо, совершившее преступление, с другой стороны – государство в лице правоохранительных органов. Содержание уголовно-правовых отношений определяется правами и обязанностями субъектов правоотношений.

Действие уголовного закона во времени

2. В соответствии с ч. 1 ст. 9 УК РК преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Классификация преступлений

Рассматривая соотношение определенного вида преступлений и его состава, следует отметить, что они соотносятся как явление и понятие о нем, как общественно опасное социальное явление и законодательное описание (характеристика, определение) его признаков.

Важно подчеркнуть, что каждый состав выступает как обобщение типичных признаков общественно опасных деяний определенного вида, т. е. как хотя и необходимая, но абстракция. Кроме конкретных составов преступлений, образующих систему Особенной части уголовного законодательства, теория уголовного права пользуется также общим понятием состава преступления. В отличие от конкретного состава преступления общее понятие состава является не законодательным, а теоретическим. Между конкретными составами преступления и общим понятием состава преступления существует следующее соотношение. Общее понятие состава преступления является теоретическим обобщением признаков, свойственных всем без исключения конкретным составам преступления, т. е. является понятием, включающим в себя то общее, что характерно для всех составов. Общее понятие состава преступления выполняет только научно-познавательную роль. Его образование позволяет в общем виде, вне связи с тем или иным конкретным составом преступления, подвергнуть научному анализу составные части составов преступлений, выявить соотношение состава преступления и диспозиции уголовно-правовой нормы, рассмотреть законодательные приемы конструирования составов преступлений, провести классификацию составов преступлений и классификацию признаков составов.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что общее понятие состава преступления в соответствии со своей природой не может выполнять никакой иной роли.

Общее понятие состава и понятие преступления (ст. 9 УК РК) соотносятся как определения сущности и формы (структуры построения). Определение преступления в законе выражает социальные и правовые свойства всех преступлений как общественно опасных и противоправных действий, посягающих на общественные отношения. Конкретные составы преступления реализуют (наполняют определенным содержанием) общее понятие преступления. Понятие общего состава обобщает структурные признаки конкретных составов преступлений.

Состав преступления – законодательное понятие о преступлениях определенного вида, понятие, обрисовывающее неопределенное число деяний, объединяемых узким кругом признаков. Само преступное деяние – конкретное преступление, оно всегда уникально, совокупность его признаков неповторима, а сами признаки бесчисленны.

Состав преступления содержит минимальный набор признаков, необходимых и достаточных для видовой индивидуализации преступления, но полностью абстрагируется (иначе он не был бы составом) от всех иных признаков конкретных преступлений. Какое бы содержание ни вкладывалось в понятие состава преступления (нормативное или «реальное»), состав остается совокупностью типизированных признаков. Их наличие в деянии лица говорит о том, что необходимо (иногда возможно) применение ответственности, но не определяет ни объема, ни индивидуального содержания ответственности.


Преступление всегда индивидуально, всегда неразрывно связано с личностью преступника. Даже самая сжатая фабула обвинения, описывающая преступление, неизмеримо богаче признаками, чем состав соответствующего преступления. Перед «составом» все равны – в границах этого равенства каждый нарушивший закон отвечает индивидуально, или, что то же самое, имеет свое, им же созданное основание уголовной ответственности – преступление.

За одним и тем же составом преступления, за одной и той же квалификацией преступления, как правило, стоят качественно различные обстоятельства: в одном случае украдена одна тысяча; в другом – две тысячи тенге; в одном случае имел место один эпизод, в другом – преступление состояло из нескольких эпизодов; в одном случае преступник был организатором преступления, в другом – второстепенным пособником и т. д. Точное установление в каждом конкретном случае объема ответственности и означает по существу индивидуализацию основания уголовной ответственности.

Различие между преступлением и составом преступления заключается не только в их содержании и назначении, но и в объеме. Состав преступления ýже всего преступления.

Каждое преступление – это диалектическое единство объективного и субъективного, деятеля и деяния. Однако в рамках указанного единства для углубленного и детального изучения преступления теория уголовного права выделяет его составные элементы: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. Каждое юридическое понятие о том или ином определенном преступлении, иначе говоря, состав преступления, отражает объективно существующие элементы преступления, что, в свою очередь, позволяет говорить об элементах (составных частях) состава преступления, характеризующих объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону соответствующего преступления.

Все признаки, используемые законодателем при обрисовке конкретных составов, как бы разнообразны и многочисленны они ни были, всегда относятся к соответствующим элементам состава преступления. Определенность признаков каждого состава преступления придает определенность его элементам.

Все то общее, чем обладают элементы преступлений (и, соответственно, составы преступлений), изучается наукой уголовного права в общем учении о составе преступления. Здесь же исследуются проблемы, связанные с научной классификацией признаков составов преступлений. В Особенной части уголовного законодательства на основе данных общего учения о составе преступления изучаются элементы и признаки конкретных составов преступлений.

В связи с этим общее понятие состава преступления в теории уголовного права приобретает большое научно-познавательное значение. Оно является, подобно всякой научной абстракции, необходимой ступенью в процессе познания конкретных составов преступлений, теоретической основой раскрытия их содержания и правильного применения на практике уголовного закона. Оно служит борьбе за укрепление законности и повышение качества работы таких государственных органов, как суд, органы следствия, дознания и прокуратуры.


Состав преступления включает в себя следующие элементы:

  1. Объект (общественные отношения).

  2. Объективная сторона (обязательные признаки – само деяние (действие или бездействие), последствия, причинная связь между ними; факультативные признаки – мотив, способ, место, орудия преступления).

  3. Субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности – 14 или 16 лет).

  4. Субъективная сторона (обязательные признаки – вина, факультативные признаки – мотив и цель).

3. Установление общественной опасности деяния необходимо для признания наличия состава преступления. Там, где отсутствует общественная опасность совершенного деяния, там отсутствует и состав преступления с точки зрения уголовного права. При некоторых обстоятельствах деяния, по своим внешним чертам схожие с признаками того или иного преступления, в действительности не являются общественно опасными; они не только не представляют собой опасности для правопорядка, но, наоборот, являются полезными для интересов государства. В этих случаях в действиях лица отсутствует состав преступления. Совершенные при этих условиях деяния надо признать правомерными.

К обстоятельствам, исключающим преступность (общественную опасность, противоправность) совершенного деяния, согласно Уголовному кодексу РК, относятся:

а) необходимая оборона – правомерная защита от общественно опасных посягательств на личность, жилище, собственность, земельный участок и другие права обороняющегося или иных лиц, на охраняемые законом интересы общества или государства путем причинения какого-либо вреда нападающему.

б) причинение вреда при задержании лица, совершившего посягательство. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления государственным органам и пресечения возможности совершения им новых посягательств, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер;

в) крайняя необходимость. Не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не допущено превышения пределов крайней необходимости.;

г) осуществление оперативно-розыскных мероприятий. Не является преступлением причинившее вред охраняемым законом интересам деяние, совершенное при выполнении в соответствии с законом оперативно-розыскных мероприятий сотрудником уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иным лицом, сотрудничающим с этим органом, если это деяние совершено с целью предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), а также если причиненный вред правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, причиняемый указанным интересам, и если их предотвращение, раскрытие или расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступлений лиц не могло быть осуществлено иным способом;


д) обоснованный риск – стремление достичь общественно полезную цель или предотвратить вредный результат производственной деятельности путем поставления в опасность охраняемых законом интересов;

е) физическое и психическое принуждение. Не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием). Вопрос об уголовной ответственности за причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений статьи 34 настоящего Кодекса (ст. 36);

ж) исполнение приказа или распоряжения. Не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

В интересах охраны правопорядка от общественно опасных действий представляется необходимым привлекать виновных к уголовной ответственности не только тогда, когда умышленное общественно опасное деяние уже совершено, но и тогда, когда оно находится непосредственно в процессе осуществления, а в ряде случаев – и тогда, когда кто-либо готовится его совершить. Такие действия также являются общественно опасными, преступными.

Человек обладает способностью сознательно ставить себе определенные цели, подчиняя им свою волю, способ и характер своего поведения. Еще до начала умышленной преступной деятельности субъект преступления представляет себе ее результат. Это определяет способ и характер его деятельности, направленной на реализацию преступного умысла.

Процесс создания преступного умысла, обдумывание способов и путей его реализации есть внутренний процесс, протекающий в психике лица. О нем не знают окружающие до тех пор, пока он не выявится вовне. Создание преступного умысла не может рассматриваться как стадия развития преступной деятельности.

Процесс реализации преступного умысла проходит ряд стадий:

  • приготовление к преступлению;

  • покушение на преступление;

  • оконченное преступление.

Было бы ошибочным полагать, что совершение каждого умышленного преступления проходит все указанные стадии. Часто умысел лица реализуется непосредственно в совершении преступления, минуя стадию приготовления к нему.

Обнаружение умысла не может влечь за собой уголовной ответственности. До тех пор, пока преступное намерение не выразилось в совершении каких-либо действий, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности. Вопрос об уголовной ответственности за умышленное преступление ставится нашим законодательством со стадии совершения приготовительных действий. Совершение действий, направленных на реализацию преступного замысла, но не приведших к его осуществлению, может свидетельствовать уже об определенной общественной опасности этих действий и лица, их выполнявшего. Степень осуществления преступного намерения определяет и степень опасности лица, совершившего эти действия. Выраженная в действиях лица общественная опасность самого деяния и лица, его совершившего, служит основанием уголовной ответственности за приготовление к преступлению и за покушение на него. Согласно ст. 25 УК РК, преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.


Таким образом, вопрос о наличии оконченного преступления решается в зависимости от обрисовки соответствующего состава преступления в Особенной части УК. Преступление может оказаться оконченным не только тогда, когда причинен тот или иной вред объекту посягательства, но и тогда, когда этот объект лишь поставлен в опасность причинения ему вреда. Уголовный закон уже с этого момента может признать наличие оконченного состава преступления.

В ряде случаев само действие (бездействие), независимо от наступивших в дальнейшем последствий, заключает в себе состав оконченного преступления, например вымогательство (ст. 181 УК РК).

Оконченный состав преступления иногда может оказаться лишь приготовительной стадией для совершения другого преступления. Так, для совершения убийства лицо незаконным путем приобретает огнестрельное оружие. Это приготовительное действие заключает в себе вместе с тем и оконченный состав преступления, предусмотренного ст. 251 УК РК. В таких случаях приготовление к убийству или покушение на него заключает в себе признаки совокупности преступлений (ст. 12 УК РК).

Перенесением момента окончания преступления на такую стадию развития преступной деятельности, в которой она не достигла по существу еще своего полного завершения, создаются в уголовном законодательстве усеченные составы преступлений (например, ст. 237 УК РК «Бандитизм»).

Приготовлением к преступлению признаются совершенные с прямым умыслом приискание, изготовление или приспособление средств или орудий преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от воли лица обстоятельствам (ч. 1 ст. 24 УК РК).

Таким образом, к приготовлению следует отнести такие действия, как приобретение топора для убийства, обследование места, где можно проникнуть в здание для совершения кражи, подыскание соучастников преступления, отправление в засаду для совершения убийства, изготовление клише на печатание фальшивых денег и т. д.

Покушением на преступление признаются действия (бездействие), совершенные с прямым умыслом, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от воли лица обстоятельствам (ч. 3 ст. 24 УК РК).

Указание закона на то, что при покушении преступление не было доведено до конца вопреки воле виновного, следует понимать так: оно не было доведено до конца вопреки его желанию довести начатое для совершения преступления действие до конца. При покушении само умышленно совершенное действие ставит непосредственно в опасность охраняемые законом общественные отношения.

Признание тех или иных действий покушением на совершение преступления или приготовлением к нему зависит от того, направлено ли данное действие непосредственно на совершение преступления или только лишь на создание к тому необходимых условий. Поэтому одно и то же действие может быть признано приготовлением или покушением в зависимости от того, о совершении какого преступления идет речь: в тех случаях, когда преступник был задержан при взломе замка квартиры, он подлежит ответственности за покушение на кражу, если его умысел был направлен на хищение имущества, и он подлежит ответственности за приготовление к убийству, если его умысел был направлен на убийство лица, проживающего в этой квартире.