ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2021
Просмотров: 537
Скачиваний: 1
Приготовление и покушение могут иметь место при совершении далеко не всех преступлений. Область применения этих понятий ограничивается как определенными субъективными, так и объективными признаками состава преступления.
О приготовлении и покушении не может быть речи при неосторожных преступлениях. Приготовление и покушение представляют собой стадии в развитии преступления, субъективная сторона которого выражается виной в форме прямого умысла.
Приготовление и покушение невозможны при так называемых формальных преступлениях в тех случаях, когда они совершаются путем бездействия. Например, неисполнение приказа военнослужащим или неоказание помощи больному лицом, обязанным ее оказывать, по самому характеру преступления исключают возможность приготовления или покушения как стадий в развитии этой преступной деятельности. В подобных преступлениях все поведение субъекта до момента, когда он не совершил того действия, которое обязан был исполнить, является в уголовно-правовом отношении безразличным.
Приготовление и покушение невозможны также в тех формальных преступлениях, в которых уже первый акт деятельности полностью осуществляет состав данного преступления. Нет оснований говорить об уголовной ответственности за приготовление или покушение на оскорбление или на нарушение правил караульной службы, поскольку при совершении этих преступлений умысел может реализоваться лишь в таких действиях, которые уже сами заключают в себе оконченный состав преступления.
Обстоятельством, устраняющим уголовную ответственность за предварительную преступную деятельность, является добровольный отказ от нее. Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовительных действий либо прекращение действия (бездействия), непосредственно направленного на совершение преступления, если лицо сознавало возможность доведения преступления до конца. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.
Часть 2 ст. 26 УК РК определяет, что лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.
Добровольный отказ есть отказ от доведения начатой предварительной преступной деятельности до конца при наличии сознания фактической возможности ее окончания. Нет добровольного отказа, когда преступник не продолжает предварительную преступную деятельность, убедившись в фактической невозможности доведения ее до конца, например, вор отказывается от продолжения покушения на кражу вследствие невозможности взломать замок; такой отказ не является добровольным, он не устраняет уголовную ответственность за покушение.
Добровольный отказ является обстоятельством, которое исключает ответственность за совершенные приготовительные к преступлению действия или за покушение на совершение данного преступления, а не обстоятельством, которое лишь смягчает уголовную ответственность.
При добровольном отказе лица оно подлежит уголовной ответственности только в том случае, когда фактически совершенные им действия содержат состав оконченного преступления. При отсутствии этого условия лицо, добровольно отказавшееся от приготовления или покушения, вовсе не подлежит уголовной ответственности. Поэтому, например, добровольно оставленное покушение на совершение кражи, сопровождавшееся взломом двери, может влечь за собой уголовную ответственность за повреждение имущества; добровольно оставленное покушение на изнасилование может влечь за собой ответственность за причинение легкого вреда здоровью; добровольно оставленное приготовление к отравлению может влечь за собой уголовную ответственность за хранение сильнодействующих ядовитых веществ и т. д.
Уголовное законодательство не содержит каких-либо указаний в отношении повышенной ответственности за соучастие в целом. Но факты, свидетельствующие о повышенной общественной опасности преступлений, совершенных в соучастии, разумеется, существуют. При совместном совершении преступления несколькими лицами общественным отношениям, как правило, наносится более серьезный ущерб, чем при совершении того же преступления одним лицом. В ряде случаев соучастие делает возможным совершение преступлений, которые не могли бы быть осуществлены, если бы каждый из соучастников действовал в одиночку. В условиях взаимной поддержки и помощи снижается влияние сдерживающих факторов поведения, укрепляется решимость и резко возрастает готовность участников совместной преступной деятельности к совершению более опасных преступлений. Более изощренными становятся способы совершения преступлений, сокрытия их следов и уклонения соучастников от ответственности.
Отмеченные факторы обуславливают социологическую характеристику соучастия как особой формы преступной деятельности, обычно более опасной для общества, чем аналогичное деяние, совершенное индивидуально действующим лицом. В связи с этим не случайно одним из обстоятельств, отягчающих ответственность каждого соучастника, независимо от характера преступления, закон считает совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) (п. «в» ч. 1 ст. 54 УК РК).
Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 27 УК РК).
Совместное участие имеется тогда, когда действия каждого из участвующих в совершении преступления лиц взаимно дополняют друг друга и таким образом приводят к наступлению единого для всех соучастников общественно опасного результата. Соучастие отсутствует тогда, когда деяние человека приобретает общественно опасный характер вне связи с общественно опасными действиями других лиц или когда эта связь имеет лишь внешний характер. Поэтому совместное участие в совершении преступления необходимо предполагает умышленную координацию общественно опасных действий двух или более лиц.
Внешним выражением совместности действий соучастников являются единый результат и причинная связь между действиями каждого соучастника и этим результатом. Причинная связь между действиями каждого соучастника и общественно опасным результатом – необходимое условие ответственности за этот результат.
Любая общественно опасная деятельность, осуществляемая в связи с совершенным преступлением, но не стоящая в причинной связи с его результатом (заранее не обещанное укрывательство, попустительство, недонесение, образующие так называемую прикосновенность к преступлению), не может рассматриваться в качестве соучастия.
Соучастие, таким образом, возможно лишь до окончания преступления.
Соучастие исключается как в случае, когда вина всех совместно действующих лиц является неосторожной, так и тогда, когда со стороны одного из них имеется умысел, а со стороны другого – неосторожность.
Умышленно участвовать в совершении преступления, значит сознавать общественно опасный характер своего деяния, предвидеть, что это деяние присоединяется к определенной общественно опасной деятельности другого лица и желать или сознательно допускать как это присоединение, так и его общественно опасные последствия.
Сознание, желание или сознательное допущение присоединения совершаемого соучастником деяния к деятельности исполнителя образуют субъективную связь между действиями участников совместной преступной деятельности, являющуюся необходимым элементом субъективной стороны соучастия. Иные формы субъективной связи – взаимная осведомленность, соглашение в его различных видах – являются лишь усложнением указанной связи. Они логически предполагают существование в их рамках необходимого для наличия соучастия осознания характера действий исполнителя и роли собственных действий.
Так, если при совершении преступления с материальным составом психическое отношение индивидуально действующего лица распространяется лишь на собственное деяние и его последствия, то при соучастии в этом же преступлении психическим отношением соучастника охватываются: 1) его собственное деяние; 2) деяние исполнителя; 3) определенный общественно опасный результат; 4) причинная связь между своим деянием и общественно опасным результатом.
Для наличия соучастия не требуется также, чтобы исполнитель был осведомлен о наличии подстрекателя или пособника и об оказываемом ими содействии. Иначе говоря, такая осведомленность не является необходимым признаком субъективной стороны состава совершаемого им преступления.
Соучастие возможно лишь в умышленно совершаемом деянии. Соучастник должен сознавать, что исполнитель действует умышленно, т. е., в свою очередь, понимает общественно опасный характер своих действий, предвидит общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление.
совместная преступная деятельность может выражаться в четырех формах:
-
преступление, совершенное группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителей без предварительного сговора (ч. 1);
-
преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (ч. 2);
-
преступление, совершенное организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3);
-
преступление, совершенное преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях (ч. 4).
Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом, а равно посредством использования лиц, совершивших деяние по неосторожности (ч. 2 ст. 28 УК РК).
Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную преступную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими
Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом
Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, орудий или средств совершения преступления либо устранением препятствий к совершению преступления, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия или иные средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 ст. 28 УК РК).
Наказание имеет ряд признаков:
1. Наказание как мера государственного принуждения устанавливает только уголовным законом. Наказание – это мера, носящая публичный характер, оно назначается и применяется в интересах общества, т. е. в публичных интересах;
2. Наказание может быть назначено лицу, виновному в совершении преступления;
3. Наказание носит сугубо личный, персонифицированный характер и не может распространяться на других лиц;
4. Наказание назначается от имени государства;
5. Наказание включает в себя кару, государственное порицание деяния и личности виновного;
6. Наказание влечет за собой судимость.
Традиционно наиболее важными целями наказания считаются общее и специальное предупреждение преступлений.
Согласно ч. 2 ст. 38 УК РК. «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определено непосредственно в ч. 2 ст. 38 УК РК.
Угроза наказанием за совершение того или иного преступления, а также его фактическое применение к преступникам могут оказать устрашающее воздействие на тех, кто собирается совершить преступление. Эта угроза может оказаться мотивом, который удержит лицо от преступного деяния. Общепревентивное действие наказания выступает прежде всего в качестве мотивационного воздействия на неустойчивые элементы, которые могут совершить преступление. Наказание так или иначе во все исторические эпохи использовалось в качестве орудия устрашения лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств способны совершить действия, признаваемые государством преступными.
Общепредупредительное значение наказания нельзя сводить только к его устрашающему воздействию на неустойчивые элементы общества. Преступные действия в обществе рассматриваются как аморальные. Применение наказания судом вырабатывает у членов общества нетерпимость, презрение к общественно опасным преступным деяниям.
Задачи специального (или частного) предупреждения разрешаются с помощью такого воздействия наказания на осужденного, которое имеет целью предупредить возможность совершения им какого-либо нового преступления. Это достигается путем исправления осужденного.
Исправление – первая стадия перевоспитания. Оно заключается в устранении из психики осужденного порочных наклонностей, которые привели его к совершению преступления, привитии ему таких взглядов и привычек, которые бы исключили возможность совершения им новых преступлений.
Систему наказаний можно определить как установленный законом исчерпывающий перечень наказаний, строго обязательный для суда и расположенный в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести.
а) штраф;
б) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;
в) привлечение к общественным работам;
г) исправительные работы;
д) ограничение по военной службе;
е) ограничение свободы;
ж) арест;
з) содержание в дисциплинарной воинской части;
и) лишение свободы;
к) смертная казнь (ч. 1 ст. 39 УК РК).
Освобождение от уголовной ответственности не равнозначно оправданию лица, признанию его невиновным в совершении преступления. Напротив, закон исходит из факта совершения лицом уголовно наказуемого деяния, поэтому предусмотренные законом основания освобождения от уголовной ответственности являются нереабилитирующими.