Файл: Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию доо и семьи 19 Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия доо и семьи 19.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А также они доказали, что проблема интерактивного взаимодействия должна решаться совместно с дошкольной образовательной организацией и семьей в целях воспитания нравственно здорового поколения.
Большое значение, по мнению К.Д. Ушинского, имеет концепция о том, что родителям следует овладеть основными знаниями в педагогике. Родители обязаны осознанно подходить к определению благоприятного жизненного пути для своего ребенка, в целом к воспитанию ребенка, а также изучать литературу по педагогике [60].
П.Ф. Лесгафт [35] говорил о том, что ребенка невозможно сделать человеком, возможно только никак не препятствовать ему и оказать ему помощь в его жизни, стараться придерживаться данных эталонов. Кроме того, он утверждает, что учение об «идеально нормальной личности» обязано создавать всю концепцию воспитания и обучения.
В работах А.С. Макаренко [39] и В.А. Сухомлинского [56] утверждается, что вхождения возрастающего поколения в жизненный процесс общества, более значимый метод предоставления преемственности поколений является процессом воспитания.
Многие отечественные и зарубежные исследователи говорили о необходимости интерактивного взаимодействия ДОО и семьи. Как отмечают педагоги Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина в дошкольной организации закладывается педагогическое общение между педагогами ДОО и родителями, а также оказывается педагогическая помощь семье с использованием различных форм взаимодействия [1].
Е.П. Арнаутова пишет, что под интерактивным взаимодействием понимается такой процесс, когда в общении между педагогами и родителями преобладает диалогичность [1].
Интерактивное взаимодействие дошкольной организации и семьи, по мнению Т. Н. Дороновой, О.В. Солодянкина, является основой взаимосвязи дошкольной организации и семьи, составляет основную воспитательно-образовательную среду для дошкольника [16]. В. И. Загвязинский, Л. А. Левшина полагают, что это сложный и многогранный процесс взаимодействия, который состоит из огромного числа компонентов, таких, как: педагогический, социальный, дидактический, воспитательный [24].
Признание значительной роли интерактивного взаимодействия в дошкольной образовательной организации и семьи определяет необходимость рассмотрения сущности данного понятия. Прежде всего, следует выяснить значение термина «интерактивного взаимодействия». До настоящего времени не сложилось единого подхода к определению данного понятия.
В литературе существуют разнообразные трактовки определения интерактивного взаимодействия Б.Ц.Бадмаев рассматривал интерактивное взаимодействие как психологию человеческих взаимоотношений и взаимодействий [5].
В. И. Загвязинский, Л. А. Левшина [24] полагают, что это сложный и многогранный процесс взаимодействия, который состоит из огромного числа компонентов. Таких, как: педагогический, социальный, дидактический, воспитательный.
Т.Н. Доронова, рассматривает проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в психолого-педагогическом аспекте, который предусматривает создание тесной, дружеской атмосферы, подбор соответствующего стиля общения, условий для развития творческого и здорового ребенка [17].
По мнению О.В. Солодянкина, [54] интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Беседина А.Ф считает, интерактивное взаимодействие ДОО и семьи - одна из важнейших проблем современной педагогики и психологии. Кроме того, взаимодействие образовательной организации и семьи является залогом успешного развития детей [7].
В большой толковом социологическом словаре дается следующее определение понятие «интерактивное взаимодействия». Интерактивное взаимодействие - диалог обеих сторон с помощью доступных методов [].А также уточняется, что это активное взаимодействие субъектов друг с другом с целью управления ходом диалога и контроль в выполнении решений. В данном определении предпринята попытка собрать все особенности интерактивного взаимодействия [51].
В Толковом словаре русского языка, под редакцией Д.Н.Ушакова, понятие «интерактивное взаимодействие» рассматривается как активное взаимодействие субъектов друг с другом с целью управления ходом диалога и контроль в выполнении решений [58].
Многие из приведенных выше определений подтверждают тот факт, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи является сложным и многогранный объектом исследования. В разработке его новой интерпретации авторы стремятся более точно раскрыть сущность человеческого взаимодействия.
Следовательно, можно утверждать, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи — это процесс взаимодействия, в котором между педагогами и родителями преобладает диалогичность.
Педагоги и психологи утверждают, что на определенном этапе взаимосвязь ДОО и семьи составляют основную воспитательно-образовательную среду для дошкольника. Дошкольная организация и семья являются равно ответственными и равными участниками образовательного процесса. Для передачи социального опыта педагоги и родители создают благоприятные условия.
Необходимо отметить, что проблема интерактивного взаимодействия ДОО и семья - предмет углубленного педагогического изучения. Существенный вклад в изучение интерактивного взаимодействия ДОО и семьи внесли исследователи: Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина и другие. Выявлены вопросы сущности определения интерактивного взаимодействия, способы исполнения с использованием разнообразных форм взаимодействия педагогов с родителями.
По словам Е.П. Арнаутовой для интерактивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей необходимы конкретные технологии взаимодействия, которые направлены на установление доброжелательных отношений между детьми, родителями и педагогами [2].
По словам Т.Н. Дороновой, основополагающим условием формирования благоприятного взаимодействия между педагогами и родителями являются доверительные отношения [18]. Таким образом, для интерактивного взаимодействия необходима диалогичность в общении между педагогами ДОО и родителями.
Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина рассматривали интерактивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как залог успешного развития детей. Рассмотрим, в чем состоит его значение.
Во-первых, поддержка педагогов родителями в решении педагогических проблем играет не маловажную роль, что способствует развитию дошкольников в благоприятной эмоциональной обстановке. А также в решение проблем учитывается предложения по взаимодействию с детьми и мнения семьи, поэтому родители уверены в том, что дошкольная образовательная организация поможет.
Во-вторых, для повышения эффективности педагогического процесса педагог должен знать индивидуальные особенности ребенка и применять свои знания при работе, а также непрерывно взаимодействовать с семьей.
В-третьих, а именно в дошкольном возрасте родители выбирают приоритетное направление для воспитания дошкольника поскольку данный возраст наиболее благоприятный для успешного развития детей.
В-четвертых, взаимодействие ДОО и семьи дает возможность реализовать общую программу воспитания и развития дошкольника.
Исходя из того, что взаимодействие дошкольной организации и семьи осуществляется в рамках социального партнерства, важными отличительными чертами социального партнерства считаются общий круг интересов и равноправие сторон. В дошкольной организации - равноправие родителей и педагогов.
Интерактивное взаимодействие дошкольной организации и семьи не возникает само по себе, оно формируется и развивается в результате длительной систематической работы. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи рассматривается педагогами и психологами как основа воспитательно-образовательной среды для дошкольника. Дошкольная образовательная организация и семья являются равно ответственными и равноправными участниками образовательного процесса.
Методы взаимодействия дошкольной организации с семьей должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
В дошкольной образовательной организации для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс используются следующие методы работы: беседа, тестирование, анкетирование.
Для интерактивного взаимодействия используют различные методы для работы с родителями. Наиболее значительно позволяет углубить воздействие педагогов на родителей использование интерактивных методов.
Интерактивные методы классифицируют такие ученые, как Г.С.Хахранова, Е.Я.Голант, О.А.Голубкова, А.Ю.Прилепо, Т.С.Панин, Л.В.Вавилова и др [].
Г.С.Хахранова классифицирует интерактивные методы на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от спектра возможностей: интерактивные методы с широким, средним и узким спектром возможностей.
Е. Я. Голант впервые классифицирует интерактивные методы по степени включенности обучаемых в деятельность. Пассивные методы обучения называются ею «нетрудовые, методы готовых знаний», активные методы -«интенсивные, активно-трудовые».
О. А. Голубкова, А. Ю. Прилепо классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы: дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, контригры); психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия) [12].
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на три группы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности).
Таким образом, интерактивные методы – это практическое взаимодействие людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между дошкольной образовательной организацией и родителями. Можно сделать вывод, что использование интерактивных методов взаимодействия с родителями становится жизненно необходимым. С помощью этих методов родители могут
оперативно получить интересующую их информацию, проконсультироваться со специалистами, педагогами по различным вопросам, занимать активную позицию в отношение детского сада. Для этого создается официальный сайт дошкольной организации, который является визитной карточкой детского сада. С помощью информации, размещенной на сайте, родители знакомятся с особенностями работы ДОО, его специалистами, программами, которые они реализовывают. У них складывается впечатление и представление о деятельности и атмосфере, созданной педагогическим коллективом в детском саду.
Интерактивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи приводит к улучшению доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Интерактивное взаимодействие сопряжено с другими необходимыми навыками, и эта работа направлена на формирование умений работы в команде, воспитание потребностей совместно решать и делиться между собой своими проблемами. Интерактивное взаимодействие также помогает развивать понятия об активности в отношении решения проблем дошкольной организации, обязанностях, ответственности.
Процесс интерактивного взаимодействия ДОО и семьи в воспитательно-образовательной деятельности заключается в установлении доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Однако анализ исследований показал, что на сегодняшний день недостаточно разработаны интерактивные технологии взаимодействия ДОО и семьи.
Большое значение, по мнению К.Д. Ушинского, имеет концепция о том, что родителям следует овладеть основными знаниями в педагогике. Родители обязаны осознанно подходить к определению благоприятного жизненного пути для своего ребенка, в целом к воспитанию ребенка, а также изучать литературу по педагогике [60].
П.Ф. Лесгафт [35] говорил о том, что ребенка невозможно сделать человеком, возможно только никак не препятствовать ему и оказать ему помощь в его жизни, стараться придерживаться данных эталонов. Кроме того, он утверждает, что учение об «идеально нормальной личности» обязано создавать всю концепцию воспитания и обучения.
В работах А.С. Макаренко [39] и В.А. Сухомлинского [56] утверждается, что вхождения возрастающего поколения в жизненный процесс общества, более значимый метод предоставления преемственности поколений является процессом воспитания.
Многие отечественные и зарубежные исследователи говорили о необходимости интерактивного взаимодействия ДОО и семьи. Как отмечают педагоги Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина в дошкольной организации закладывается педагогическое общение между педагогами ДОО и родителями, а также оказывается педагогическая помощь семье с использованием различных форм взаимодействия [1].
Е.П. Арнаутова пишет, что под интерактивным взаимодействием понимается такой процесс, когда в общении между педагогами и родителями преобладает диалогичность [1].
Интерактивное взаимодействие дошкольной организации и семьи, по мнению Т. Н. Дороновой, О.В. Солодянкина, является основой взаимосвязи дошкольной организации и семьи, составляет основную воспитательно-образовательную среду для дошкольника [16]. В. И. Загвязинский, Л. А. Левшина полагают, что это сложный и многогранный процесс взаимодействия, который состоит из огромного числа компонентов, таких, как: педагогический, социальный, дидактический, воспитательный [24].
Признание значительной роли интерактивного взаимодействия в дошкольной образовательной организации и семьи определяет необходимость рассмотрения сущности данного понятия. Прежде всего, следует выяснить значение термина «интерактивного взаимодействия». До настоящего времени не сложилось единого подхода к определению данного понятия.
В литературе существуют разнообразные трактовки определения интерактивного взаимодействия Б.Ц.Бадмаев рассматривал интерактивное взаимодействие как психологию человеческих взаимоотношений и взаимодействий [5].
В. И. Загвязинский, Л. А. Левшина [24] полагают, что это сложный и многогранный процесс взаимодействия, который состоит из огромного числа компонентов. Таких, как: педагогический, социальный, дидактический, воспитательный.
Т.Н. Доронова, рассматривает проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в психолого-педагогическом аспекте, который предусматривает создание тесной, дружеской атмосферы, подбор соответствующего стиля общения, условий для развития творческого и здорового ребенка [17].
По мнению О.В. Солодянкина, [54] интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Беседина А.Ф считает, интерактивное взаимодействие ДОО и семьи - одна из важнейших проблем современной педагогики и психологии. Кроме того, взаимодействие образовательной организации и семьи является залогом успешного развития детей [7].
В большой толковом социологическом словаре дается следующее определение понятие «интерактивное взаимодействия». Интерактивное взаимодействие - диалог обеих сторон с помощью доступных методов [].А также уточняется, что это активное взаимодействие субъектов друг с другом с целью управления ходом диалога и контроль в выполнении решений. В данном определении предпринята попытка собрать все особенности интерактивного взаимодействия [51].
В Толковом словаре русского языка, под редакцией Д.Н.Ушакова, понятие «интерактивное взаимодействие» рассматривается как активное взаимодействие субъектов друг с другом с целью управления ходом диалога и контроль в выполнении решений [58].
Многие из приведенных выше определений подтверждают тот факт, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи является сложным и многогранный объектом исследования. В разработке его новой интерпретации авторы стремятся более точно раскрыть сущность человеческого взаимодействия.
Следовательно, можно утверждать, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи — это процесс взаимодействия, в котором между педагогами и родителями преобладает диалогичность.
Педагоги и психологи утверждают, что на определенном этапе взаимосвязь ДОО и семьи составляют основную воспитательно-образовательную среду для дошкольника. Дошкольная организация и семья являются равно ответственными и равными участниками образовательного процесса. Для передачи социального опыта педагоги и родители создают благоприятные условия.
Необходимо отметить, что проблема интерактивного взаимодействия ДОО и семья - предмет углубленного педагогического изучения. Существенный вклад в изучение интерактивного взаимодействия ДОО и семьи внесли исследователи: Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина и другие. Выявлены вопросы сущности определения интерактивного взаимодействия, способы исполнения с использованием разнообразных форм взаимодействия педагогов с родителями.
По словам Е.П. Арнаутовой для интерактивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей необходимы конкретные технологии взаимодействия, которые направлены на установление доброжелательных отношений между детьми, родителями и педагогами [2].
По словам Т.Н. Дороновой, основополагающим условием формирования благоприятного взаимодействия между педагогами и родителями являются доверительные отношения [18]. Таким образом, для интерактивного взаимодействия необходима диалогичность в общении между педагогами ДОО и родителями.
Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина рассматривали интерактивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как залог успешного развития детей. Рассмотрим, в чем состоит его значение.
Во-первых, поддержка педагогов родителями в решении педагогических проблем играет не маловажную роль, что способствует развитию дошкольников в благоприятной эмоциональной обстановке. А также в решение проблем учитывается предложения по взаимодействию с детьми и мнения семьи, поэтому родители уверены в том, что дошкольная образовательная организация поможет.
Во-вторых, для повышения эффективности педагогического процесса педагог должен знать индивидуальные особенности ребенка и применять свои знания при работе, а также непрерывно взаимодействовать с семьей.
В-третьих, а именно в дошкольном возрасте родители выбирают приоритетное направление для воспитания дошкольника поскольку данный возраст наиболее благоприятный для успешного развития детей.
В-четвертых, взаимодействие ДОО и семьи дает возможность реализовать общую программу воспитания и развития дошкольника.
Исходя из того, что взаимодействие дошкольной организации и семьи осуществляется в рамках социального партнерства, важными отличительными чертами социального партнерства считаются общий круг интересов и равноправие сторон. В дошкольной организации - равноправие родителей и педагогов.
Интерактивное взаимодействие дошкольной организации и семьи не возникает само по себе, оно формируется и развивается в результате длительной систематической работы. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи рассматривается педагогами и психологами как основа воспитательно-образовательной среды для дошкольника. Дошкольная образовательная организация и семья являются равно ответственными и равноправными участниками образовательного процесса.
Методы взаимодействия дошкольной организации с семьей должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
В дошкольной образовательной организации для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс используются следующие методы работы: беседа, тестирование, анкетирование.
Для интерактивного взаимодействия используют различные методы для работы с родителями. Наиболее значительно позволяет углубить воздействие педагогов на родителей использование интерактивных методов.
Интерактивные методы классифицируют такие ученые, как Г.С.Хахранова, Е.Я.Голант, О.А.Голубкова, А.Ю.Прилепо, Т.С.Панин, Л.В.Вавилова и др [].
Г.С.Хахранова классифицирует интерактивные методы на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от спектра возможностей: интерактивные методы с широким, средним и узким спектром возможностей.
Е. Я. Голант впервые классифицирует интерактивные методы по степени включенности обучаемых в деятельность. Пассивные методы обучения называются ею «нетрудовые, методы готовых знаний», активные методы -«интенсивные, активно-трудовые».
О. А. Голубкова, А. Ю. Прилепо классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы: дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, контригры); психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия) [12].
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на три группы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности).
Таким образом, интерактивные методы – это практическое взаимодействие людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между дошкольной образовательной организацией и родителями. Можно сделать вывод, что использование интерактивных методов взаимодействия с родителями становится жизненно необходимым. С помощью этих методов родители могут
оперативно получить интересующую их информацию, проконсультироваться со специалистами, педагогами по различным вопросам, занимать активную позицию в отношение детского сада. Для этого создается официальный сайт дошкольной организации, который является визитной карточкой детского сада. С помощью информации, размещенной на сайте, родители знакомятся с особенностями работы ДОО, его специалистами, программами, которые они реализовывают. У них складывается впечатление и представление о деятельности и атмосфере, созданной педагогическим коллективом в детском саду.
Интерактивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи приводит к улучшению доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Интерактивное взаимодействие сопряжено с другими необходимыми навыками, и эта работа направлена на формирование умений работы в команде, воспитание потребностей совместно решать и делиться между собой своими проблемами. Интерактивное взаимодействие также помогает развивать понятия об активности в отношении решения проблем дошкольной организации, обязанностях, ответственности.
Процесс интерактивного взаимодействия ДОО и семьи в воспитательно-образовательной деятельности заключается в установлении доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Однако анализ исследований показал, что на сегодняшний день недостаточно разработаны интерактивные технологии взаимодействия ДОО и семьи.