Файл: Основная образовательная программа тх. 5978. 2019 Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Санкт-Петербургский государственный университет

СОРОКИНА Ксения Александровна
Выпускная квалификационная работа
Формирование скоростных способностей у девочек 11-12 лет


Уровень образования: среднее профессиональное образование

Специальность 49.02.01 Физическая культура

Основная образовательная программа ТХ.5978.2019 Физическая культура

Руководитель: преподаватель, Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии,

Бровиков Д. В.
Рецензент: преподаватель, Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии,

Копачев С.С.

Санкт-Петербург

2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ 6

1.1. Общая характеристика скоростных способностей в системе физических (двигательных) способностей 6

1.2. Методика развития скоростных способностей у девочек 11-12 лет 10

1.3. Физиологические особенности развития скоростных способностей у девочек 11-12 лет 19

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23

2.1. Методы исследования 23

2.2. Организация исследования 25

2.3. Разработанная методика педагогического эксперимента 26

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35

3.1. Результаты педагогического эксперимента 35

3.2. Обсуждение результатов педагогического эксперимента 37

ВЫВОДЫ 40

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Важность развития различных двигательных способностей состоит также и в том, что это обуславливает более низкий уровень травматизма для ребенка, за счет высокого уровня ловкости, выносливости и координации движений. Особое внимание необходимо обратить на развитие скоростных способностей обучающихся.

Это обусловлено, в первую очередь, спецификой возраста 11-12 лет – стремлением к двигательной активности, играм, соревновательной деятельности. Кроме того, уровень развития скоростных способностей является индикатором общей физической подготовленности, в частности, умение быстро выполнять двигательные действия указывает на уровень развития силы мышц и координации ребенка.


Аналогичным образом, процесс развития скоростных способностей благоприятно сказывается на развитии всех физических качеств ребенка. В то же время, возраст 11-12 лет предполагает необходимость организовывать процесс физического воспитания в тех формах, которые будут интересны для ребенка и в тех формах, которые будут соответствовать его возрастным особенностям и физической подготовленности.

Обучающиеся в этом возрасте еще недостаточно адаптированы к распорядку школьных занятий, что касается и занятий физической культурой. Однако на текущий момент формирование скоростных способностей обучающихся, хотя и предусматривается рядом программ по физическому воспитанию обучающихся, однако не демонстрирует комплексного подхода непосредственно к развитию их скоростных способностей.

Цель исследования: изучить формирование скоростных способностей у девочек 11-12 лет.

Объект исследования: процесс развития скоростных качеств у девочек 11-12 лет.

Предмет исследования: методика развития скоростных качеств у девочек 11-12 лет.

Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная методика эффективно повлияет на формирование скоростных способностей у девочек 11-12 лет.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

  2. Предложить методику по формированию скоростных способностей у девочек 11-12 лет.

  3. Проверить эффективность предложенной методики формирования скоростных способностей у девочек 11-12 лет.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами по физической культуре в формировании скоростных способностей у девочек 11-12 лет.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, анализ и обобщение, тестирование, эмпирическое исследование, методы математической статистики.

Теоретической основой исследования явились труды ученых:

  • в области физического воспитания: Б.А. Ашмарина, Т.Л. Бойцова, С.А.Баранцева, А.Э. Болотина, В.А Быкова, Л.Д. Глазыриной и др.

  • в области физкультурно-спортивной деятельности детей школьного возраста: Н.А. Фомина, Ю.В. Никонова, Р.В. Тамбовцевой и др.


Методологическая основа исследования опирается на системный подход, реализованный через теоретический анализ, обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование и спортивно-педагогическое тестирование.

Организация исследования. Исследование проводилось с 20.04.2023 по 17.05.2023 на базе государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва «Лидер» Фрунзенского района Санкт-Петербурга (192236, город Санкт-Петербурга, Софийская улица, дом 33 корпус 1).

Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 50 страницах, состоит из введения, двух глав, выводов к ним, списка литературы, включающего 35 источника.


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ

1.1. Общая характеристика скоростных способностей в системе физических (двигательных) способностей



Деятельность человека на производстве, в быту, спорте требует определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей 1.

С.Г. Кушнирюк считает, что даже на уровне сборных национальных команд уровень развития двигательных качеств является первостепенным фактором победы на соревнованиях. Термины «физическое качества» и «двигательное качества» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью2.

Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.

Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Они связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью, подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигатель качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные
3.

Чем большее число анатомо-физиологических и психических факторов обуславливает явление качества, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых, а это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость и т.п.4.

Скоростные способности – это комплекс морфофункциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

По данным исследований Л.Д. Глазыриной элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Простая реакция представляет собой латентное время реагирования известным движением на заранее обусловленный сигнал (старт в беге на выстрел или команду). Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек. Простая двигательная реакция имеет большое значение в тех видах двигательной деятельности, где результат во многом зависит от быстроты начала движения (спринт, игры, стрельба, фехтование). В обычной жизни также встречается немало случаев, требующих мгновенного реагирования, особенно в экстремальных ситуациях – на транспорте, производстве и т.п. Сложная двигательная реакция делится на два вида: – реакция на движущийся объект (например, на полет мяча); – реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия. Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). Быстрота одиночного движения определяется временным интервалом, затраченным на его выполнение (например, удар в боксе)