Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таким образом, различные средства наглядности и оборудование помогают сформировать естественно научные и обществоведческие представления и понятия у младших школьников, дополняя друг друга, расширяя и обогащая их знания.
1.4 Обоснование необходимости комплексного использования наглядных средств обучения при усвоении учащимися качественных знаний
О необходимости использования комплекса ощущений в процессе познания мира писал еще А.Я. Коменский: «Истина и точность знания также зависят не от чего иного, как от свидетельства ощущений». Великий чешский педагог сформулировал «золотое» правило для педагогов: «Все что только можно, нужно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи
– обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания».[25]
О необходимости создания комплекса наглядного учебного оборудования говорит и тот факт, что каждое средство можно рассматривать как сложный раздражитель. В составе комплекса «отдельные компоненты сложного раздражителя дают не одинаковый эффект. Как сложный раздражитель, комплексные наглядные средства обучения воздействуют на различные органы чувств учащихся. Суммарное воздействие раздражителей, поступающее от компонентов комплекса, играет положительную роль в формировании понятий».
Необходимость комплексного использования средств обучения подтверждается работами, проведенными сотрудниками НИИ «Гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения» и НИИ «Школьного оборудования и ТСО АПН СССР под руководством Ю.М. Протусевича».
Данные работы показали, что наивысшая эффективность усвоения учебного материала достигается в том случае, если учебная информация подается в трех формах:
· конкретно-образной,
· схемо-модельной,
·
знаковой (словесной).
Однако, за редким исключением, ни один из предметов учебного оборудования не может этого полностью осуществить. В то же время при использовании различных средств обучения учебный материал может быть подан в трех названных формах.
Особенно важно отметить основные требования к разработке комплексов учебного оборудования и их использования на уроках окружающего мира, так в работах С.Г. Шаповаленко определены общие требования к разработке учебного оборудования. Данные требования указывают на то, что:
1) в комплекс должны быть включены разнообразные средства обучения, потому что сформировать с помощью одного какого-нибудь учебного пособия природоведческие представления и понятия во всех их связях невозможно;
2) комплексы должны содержать средства обучения, отвечающие требованию, современной программе и содержанию окружающего мира, целям и задачам преподавания и методике в учебном процессе.
3) Все средства обучения комплекса должны обладать высокой степенью наглядности.
Правильное использование в учебном процессе подобных наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи и мышления учащихся начальных классов.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид средств наглядности, педагогу необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. Для реализации целей и задачей конкретного урока, необходимо отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке объекта, предмета или явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
Количество средств обучения, которые применяются на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими задачами урока. В ряде случаев необходимо комплексное применение различных видов наглядных средств, но вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения.
От учебных задач напрямую зависит выбор одной из форм сочетания средств наглядности и рассказа учителя. В одних случаях наглядные пособия служат опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. В других случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников.
Наглядные средства могут служить зрительной опорой при опросе учащихся, например, используя содержание кадров видеофильма, ученики могут пересказать отрывок литературного произведения.
При обобщении, повторении изученного материала, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядные средства выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.
Средства наглядности могут выступать и в роли источника знаний при организации самостоятельной работы учащихся творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание и направляет деятельность учащихся.
При всем разнообразии существующих наглядных пособий, к ним предъявляют определенные общие требования, которые перечислены ниже:
1. Научное содержание. Каждое пособие должно иллюстрировать, наглядно раскрывать объективно существующую закономерность.
2. Соответствие воспитательным целям и задачам обучения. Из большого числа графиков, таблиц, диаграмм и монтажей предпочтение необходимо отдавать тем, которые иллюстрируют процессы наиболее ярко и убедительно.
. Типичность. В учебном процессе шире использовать те пособия, которые находят или могут найти многократное применение при изучении всех важнейших тем и разделов школьного предмета.
. Доступность для понимания. Громоздкие и сложные пособия не достигают образовательных и воспитательных целей, поэтому, чем проще, ярче и выразительнее пособие, которое доводит до обучающихся основную закономерность, тем оно лучше.
. Пособие должно быть видно всем сидящим и во всех деталях, нужных для понимания.
. Безопасность в обращении и использовании, так как в учебном процессе нецелесообразно применять огнеопасные и взрывоопасные пособия , рассчитанные на высокое напряжение электрического тока, на использование взрывчатых веществ и т. д.
. Прочность пособия при его использовании.
. Оформление пособия с удачным подбором красок и материалов должно содействовать эстетическому воспитанию учащихся и студентов, а процесс их изготовления в школе прививать аккуратность и точность.
. Стоимость пособия должна учитываться при конструировании и отборе. Все изложенные требования находят место в различных программах.
При разработке комплекса важно предусмотреть возможную взаимозаменяемость средств обучения, а так же предупредить дублирование.
Школьной практикой доказано, что однообразие пособий быстро утомляет учащихся, рассеивает их внимание. Во избежание этого необходимо предусмотреть смену предметов, входящих в состав комплекса. Например, плоскостные пособия можно сочетать с объемными, однотонные картины перемежать с многокрасочными.
«Эффективность использования различных средств обучения во многом зависит от правильного планирования, применения оборудования, сочетания его с традиционными средствами обучения и т.д.; ... Только строго продуманная и распланированная система уроков, позволит учителю увидеть место каждого из средств, его дидактические возможности». [38]
Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и выполняет определенную функцию, а именно усиливает наглядность, обеспечивает ориентирование в учебном материале. Ускоряет темп его изучения, и тем самым, освобождает время для выполнения других видов учебной работы.
Так, учебный видеофильм, демонстрирующий какие-либо процессы или явления, ускоряет темп изучения учебного материала. Однако видеофильм не дает реальных представлений о размерах и объеме изучаемых объектов. В тоже время скорость подачи учебного материала в фильме такова, что порой учащиеся не в состоянии достаточно глубоко и полно осмыслить изучаемые вопросы. Это означает, что использование в учебном процессе отдельных предметов наглядного учебного оборудования не дает учителю возможности на необходимом уровне, определенным учебной программой, ознакомить учащихся со всем кругом изучаемых вопросов.
С помощью комплекса наглядных средств обучения удается разнообразить способы привлечения и удержания внимания, активизировать процессы понимания и запоминания информации, проще формировать взгляды учащихся и добиваться определенного эмоционального настроя, способствующего укреплению взаимосвязи познавательных и воспитательных функций.
Только сочетание различных видов наглядного учебного оборудования, их комплексное использование создает условия для всестороннего познания изучаемых объектов и явлений, для качественного усвоения знаний. Отсюда возникает необходимость в разработке и создании наглядного учебного оборудования к каждому уроку, теме и разделу программы [46].
Дидактические возможности различных наглядных средств обучения будут более полно реализованы на уроках окружающего мира, если эти средства будут применяться комплексно. Ранее мы уже отмечали, что для усвоения учащимися качественных природоведческих знаний необходимо много рецепторное восприятие материала (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.). Вот в этом нам поможет использование созданных учителем комплексов наглядных средств обучения для проведения уроков окружающего мира.
Таким образом, в конечном итоге, комплекс наглядных средств обучения помогает преобразовывать усвоенные учащимися знания в прочные убеждения, жизненные принципы поведения [37].
На сегодняшний день, одной из тенденций в вопросе повышения качества формируемых знаний, является комплексный подход к созданию, применению и использованию наглядных средств обучения в начальных классах. Согласно комплексному подходу, не допускается случайностей в выборе средств наглядности, необходимо согласовывать возможности использования всего их многообразия.
Все средства наглядности оказывают значительное воспитательное воздействие на учеников, вызывают интерес и внимание младших школьников, повышают их эмоциональный настрой, на основании чего происходит более полное и глубокое усвоение материала об окружающем мире.
Эффективное использование любых средств наглядного обучения зависит от ряда факторов:
- мастерства учителя и его творческого подхода к каждому уроку;
- правильного определения учебной ситуации, в которой предполагается использование того или иного средства;
- выбора методических приемов работы с ними.
Важно знать, что дидактические функции каждого вида наглядного средства обучения наиболее полно реализуется только в его сочетании с другими средствами наглядности.
Рациональное сочетание средств наглядности на уроке создаёт оптимальные условия для решения учебно-воспитательных задач при изучении окружающего мира младшими школьниками, качественного усвоения учебного материала.