Файл: Методическая разработка Сюжетно ролевая игра как средство развития связной речи у детей 5 6 лет с общим недоразвитием речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 36»
Методическая разработка: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития связной речи у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи»
Краснодар, 2022 г.
Содержание
Пояснительная записка 3
-
Особенности развития связной речи у детей дошкольного
возраста с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры 5
-
Планирование работы по развитию связной речи детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 7
-
Картотека сюжетно-ролевых игра для старших
дошкольников с ОНР 14
Список используемой литературы 18
Авторы – составители: воспитатели МБДОУ
МО г.Краснодар «Детский сад № 36» Медведева Елена Анатольевна Ямпольская Наталия Владимировна
В методической разработке «Сюжетно – ролевая игра как средство развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи» раскрыта специфика сюжетно – ролевых игр, влияющих на развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Методическая разработка адресована широкому кругу работников дошкольного образования.
Пояснительная записка
Речь является высшей функцией человека – главным средством общения. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношение, контакт, передачу информации. И для того чтобы в современном мире успешно существовать –
необходим важнейший навык – умение общаться с другими людьми.
В настоящее время требования к развитию речи детей возросли. Одной из приоритетных задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста является развитие связной, грамматически правильной речи. Заложенное успешное развитие связной речи, является гарантом успешной учебной и коммуникативной деятельности.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая отражает уровень умственного развития и познавательных процессов. Связная речь помогает устанавливать связи со сверстниками и взрослыми, помогает регулировать нормы поведения в обществе, несомненно, является условием для развития личности дошкольника.
По статистическим данным, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет. Среди них 40-50% составляют дошкольники с такой речевой патологией как общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи заключается в системном нарушении речевой деятельности, сложных речевых расстройствах, характеризующихся нарушением формирования всех компонентов речевой системы: звуковой, фонематической, смысловой и других, при отсутствии снижения слуха и интеллекта.
Для детей с нарушениями речи так же характерны отклонения и со стороны эмоциональной сферы, чаще всего отмечается неоднородность поведенческих реакций в общении. Дети характеризуются высокой возбудимостью, раздражительностью, резкими сменами настроения.
Также у старших
дошкольников отмечается застенчивость, замкнутость, неуравновешенность, негативизм, однако эти состояния не являются общими для всех детей, большое влияние оказывает внешнее окружение на детей.
Однако при условии раннего выявления и по мере коррекции речевого расстройства происходит выравнивание психологических функций и личности в целом.
Как известно ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно игре определено ведущее место в системе дошкольного воспитания.
Важное место в деятельности детей дошкольного возраста отводится играм, которые дети создают сами, такими являются творческие и сюжетно – ролевые.
Между связной речью и сюжетно–ролевой игрой имеется двусторонняя связь. С одной стороны, связная речь развивается и совершенствуется в игре, а сама игра продолжается под воздействием развития речи.
Во время игры дошкольники обозначают и комментируют свои действия словом, тем самым осмысливая сказанное. Слово помогает детям выразить свои чувства и мысли, понять партнеров по игре, согласовать действия.
Особенно заметна роль слова в так называемых «режиссерских» играх, где ребенок говорит за игрушку. Элемент режиссуры содержится в каждой сюжетно–ролевой игре.
Содержание этих игр направлено на закрепление знаний об имеющихся словах и на работу по обогащению словарного запаса, дальнейшему овладению дошкольниками словосочетаний, связью слов в предложениях и их оформлению. Так в
игре активизируется речь, зарождая потребность в совершенствовании ее связности
Таким образом в развитии связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи сюжетно - ролевая игра является как одно из особо эффективных средств.
Представленная методическая разработка содержит рекомендации по организации сюжетно - ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для развития связной речи. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна и легка в применении педагогами в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми.
- 1 2 3 4 5
Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры
В настоящее время проблема развития связной речи у дошкольников является актуальной, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, развитие личности в целом, а также успешность обучения в школе. Особенно важной становится данная проблема по отношению к старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи, так как речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Большое значение в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи имеет сюжетно-ролевая игра. Внедрение сюжетно-ролевой игры в коррекционно работу с дошкольниками с нарушениями речи, благоприятствует нормализации неречевых функций и, в конечном итоге, приводит к существенному улучшению связности речи.
Между связной речью и сюжетно–ролевой игрой имеется двусторонняя связь. С одной стороны, связная речь развивается и совершенствуется в игре, а сама игра продолжается под воздействием развития речи. Во время игры дошкольники обозначают и комментируют свои действия словом, тем самым осмысливая сказанное.
Слово помогает детям выразить свои чувства и мысли, понять партнеров по игре, согласовать действия. Особенно заметна роль слова в так называемых
«режиссерских» играх, где ребенок говорит за игрушку.
Элемент режиссуры содержится в каждой сюжетно–ролевой игре. Содержание этих игр направлено на закрепление знаний об