Файл: Методическая разработка Сюжетно ролевая игра как средство развития связной речи у детей 5 6 лет с общим недоразвитием речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имеющихся словах и на работу по обогащению словарного запаса, дальнейшему овладению дошкольниками словосочетаний, связью слов в предложениях и их оформлению. Так в игре активизируется речь, зарождая потребность в совершенствовании ее связности.
Но для того чтобы связная речь развивалась посредством сюжетно - ролевой игры необходимо учитывать возрастные этапы развития сюжетно- ролевой игры у детей с нормой речевого развития. Причем уровень сформированности сюжетно - ролевой игры у дошкольников с нарушением речи может не соответствовать возрастной норме детей.
В связи с этим развивая связную речь, следует формировать и совершенствовать игровые действия и навыки детей в сюжетно – ролевой игре.
Сюжетно–ролевая игра в деятельности дошкольников появляется не сразу, она проходит последовательные этапы развития.
На первом этапе педагог решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами заместителями, создавая игровые ситуации, развертывая двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
Таким образом, совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой детей, в которой они реализуют приобретенные навыки.
На втором этапе развития ребенок способен овладеть ролью. Эти умения формируются постепенно. Педагог помогает детям в умении принимать роль, переходить от одной роли к другой, развертывать ролевое взаимодействие. Для этого педагог начинает совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых
диалогов между участниками, обращая внимание детей с условных действий с предметом на ролевой диалог. Итак, чтобы вызвать ролевое поведение у детей, необходимо использовать сюжеты с парными ролевыми связями и ролевую речь.
На третьем этапе дети должны овладеть способностями и умениями, придумывать разнообразные новые сюжеты игр, тем самым согласовывая игровые замыслы с партнером. В связи с этим педагог может организовать совместную игру–придумывание, протекающую в диалоге, тем самым научить более сложному построению игры
В логопедии доказана несформированность сюжетно-ролевой игры у дошкольников с общим недоразвитием речи и отмечается необходимость обучения их этому виду игровой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требует большего участия взрослых в игровой деятельности.
Так как у детей с нарушением речи не сформирован интерес к игре, не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих, то игровая деятельность детей носит индивидуальных характер. Поэтому в первое время педагогу приходится исполнять роль организатора игры и выполнять ведущие роли.
В условиях руководства со стороны педагога постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замысла, развитии сюжета, а также реализации речевого оформления. Кроме того, чтобы организовать сюжетно– ролевую игру с детьми с общим нарушением речи, надо расширить представления об окружающем мире, развивать умение отражать наблюдаемые и мало знакомые действия.
У детей с общим недоразвитием речи снижено понимание обращенной
речи, поэтому необходимо учитывать, насколько ребенок, понимает речь взрослого. В процессе игры педагог побуждает ребенка к речи, комментированию своих действий, в результате закрепляются навыки связной инициативной речи, обогащается словарь, возникает потребность в речевом общении и формируется коллективизм.
Игровой опыт у детей с недостатками речи очень мал, поэтому необходимо, провести беседу на тему игры, с помощью вопросов выделить важные детали, а затем показать порядок игровых действий и только потом давать указания.
Если игра проводится впервые, то лучше на глазах ребенка «проиграть» весь сюжет игры, а затем уже привлекать к участию в игре, побуждая к выполнению игровых действий, обозная. Необходимо учитывать, что дети
данной группы быстрее утомляются в игре, поэтому педагог, руководя игрой, должен чередовать деятельность детей в зависимости, от индивидуальных особенностей и речевых возможностей.
Целесообразно развитие связной речи в сюжетно – ролевой игре проводить в два этапа.
На первом этапе следует развивать познавательную, игровую деятельность. Расширять речевые возможности, а именно сделать акцент на развитие словаря, усвоение понятий. Учитывая психологические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо уделять внимание развитию понимания речи взрослого, его вопросы, обращения.
Постепенно в активную речь детей вводить высказывания, клише, простые предложения, речевые образцы, необходимые в сюжетно–ролевой
игре в соответствии с игровой темой.
Второй этап рекомендуется начать с обучения детей активно употреблять в речи высказывания, распространять предложения путем ввода однородных слов, но уже с усвоением синтаксических норм и грамматически его оформлением. Далее совершенствовать навыки участия в диалоге, с использованием всех синтаксических норм, типов коммуникативных высказываний.
Отличительными особенностями развития связной речи у дошкольников является ограниченный словарный запас, бедная и стереотипная речь вследствие многократного использования одинаковых слов с разными значениями.
Определено, что сюжетно–ролевая игра для старших дошкольников с общим недоразвитием речи является эффективным условием развития и коррекции связной речи, психических процессов и личности в целом, но при правильно организованном обучении.
Одним из условий успешной работы по развитию связной речи является четкое планирование работы педагога. При составлении планирования сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами учитывается программа Н.В. Нищевой, где прописана примерная тематика сюжетно-ролевых игр, рекомендуемых для данного возраста.
Приступая к разработке планирования в старшей группе с общим недоразвитием речи необходимо учитывать интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет.
Как известно, у детей с общим недоразвитием речи в силу своих речевых особенностей наблюдается маленький словарный запас и бедный жизненный опыт. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей о событиях и явлениях. Следовательно, при организации сюжетно – ролевых игр необходимо обогащать жизненный опыт детей, расширять знания и впечатления об окружающей действительности через разные формы и методы работы.
Рекомендуется этот этап при разыгрывании сюжетно – ролевых игр не пропускать и уделять достаточное внимание. Так как дальнейшее течение игровой деятельности будет зависеть от накопленного опыта.
Этому способствуют - наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеофильмов, встречи с людьми разных профессий, создание
Но для того чтобы связная речь развивалась посредством сюжетно - ролевой игры необходимо учитывать возрастные этапы развития сюжетно- ролевой игры у детей с нормой речевого развития. Причем уровень сформированности сюжетно - ролевой игры у дошкольников с нарушением речи может не соответствовать возрастной норме детей.
В связи с этим развивая связную речь, следует формировать и совершенствовать игровые действия и навыки детей в сюжетно – ролевой игре.
Сюжетно–ролевая игра в деятельности дошкольников появляется не сразу, она проходит последовательные этапы развития.
На первом этапе педагог решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами заместителями, создавая игровые ситуации, развертывая двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
Таким образом, совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой детей, в которой они реализуют приобретенные навыки.
На втором этапе развития ребенок способен овладеть ролью. Эти умения формируются постепенно. Педагог помогает детям в умении принимать роль, переходить от одной роли к другой, развертывать ролевое взаимодействие. Для этого педагог начинает совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых
диалогов между участниками, обращая внимание детей с условных действий с предметом на ролевой диалог. Итак, чтобы вызвать ролевое поведение у детей, необходимо использовать сюжеты с парными ролевыми связями и ролевую речь.
На третьем этапе дети должны овладеть способностями и умениями, придумывать разнообразные новые сюжеты игр, тем самым согласовывая игровые замыслы с партнером. В связи с этим педагог может организовать совместную игру–придумывание, протекающую в диалоге, тем самым научить более сложному построению игры
В логопедии доказана несформированность сюжетно-ролевой игры у дошкольников с общим недоразвитием речи и отмечается необходимость обучения их этому виду игровой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требует большего участия взрослых в игровой деятельности.
Так как у детей с нарушением речи не сформирован интерес к игре, не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих, то игровая деятельность детей носит индивидуальных характер. Поэтому в первое время педагогу приходится исполнять роль организатора игры и выполнять ведущие роли.
В условиях руководства со стороны педагога постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замысла, развитии сюжета, а также реализации речевого оформления. Кроме того, чтобы организовать сюжетно– ролевую игру с детьми с общим нарушением речи, надо расширить представления об окружающем мире, развивать умение отражать наблюдаемые и мало знакомые действия.
У детей с общим недоразвитием речи снижено понимание обращенной
речи, поэтому необходимо учитывать, насколько ребенок, понимает речь взрослого. В процессе игры педагог побуждает ребенка к речи, комментированию своих действий, в результате закрепляются навыки связной инициативной речи, обогащается словарь, возникает потребность в речевом общении и формируется коллективизм.
Игровой опыт у детей с недостатками речи очень мал, поэтому необходимо, провести беседу на тему игры, с помощью вопросов выделить важные детали, а затем показать порядок игровых действий и только потом давать указания.
Если игра проводится впервые, то лучше на глазах ребенка «проиграть» весь сюжет игры, а затем уже привлекать к участию в игре, побуждая к выполнению игровых действий, обозная. Необходимо учитывать, что дети
данной группы быстрее утомляются в игре, поэтому педагог, руководя игрой, должен чередовать деятельность детей в зависимости, от индивидуальных особенностей и речевых возможностей.
Целесообразно развитие связной речи в сюжетно – ролевой игре проводить в два этапа.
На первом этапе следует развивать познавательную, игровую деятельность. Расширять речевые возможности, а именно сделать акцент на развитие словаря, усвоение понятий. Учитывая психологические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо уделять внимание развитию понимания речи взрослого, его вопросы, обращения.
Постепенно в активную речь детей вводить высказывания, клише, простые предложения, речевые образцы, необходимые в сюжетно–ролевой
игре в соответствии с игровой темой.
Второй этап рекомендуется начать с обучения детей активно употреблять в речи высказывания, распространять предложения путем ввода однородных слов, но уже с усвоением синтаксических норм и грамматически его оформлением. Далее совершенствовать навыки участия в диалоге, с использованием всех синтаксических норм, типов коммуникативных высказываний.
Отличительными особенностями развития связной речи у дошкольников является ограниченный словарный запас, бедная и стереотипная речь вследствие многократного использования одинаковых слов с разными значениями.
Определено, что сюжетно–ролевая игра для старших дошкольников с общим недоразвитием речи является эффективным условием развития и коррекции связной речи, психических процессов и личности в целом, но при правильно организованном обучении.
- 1 2 3 4 5
Планирование работы по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Одним из условий успешной работы по развитию связной речи является четкое планирование работы педагога. При составлении планирования сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами учитывается программа Н.В. Нищевой, где прописана примерная тематика сюжетно-ролевых игр, рекомендуемых для данного возраста.
Приступая к разработке планирования в старшей группе с общим недоразвитием речи необходимо учитывать интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет.
Как известно, у детей с общим недоразвитием речи в силу своих речевых особенностей наблюдается маленький словарный запас и бедный жизненный опыт. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей о событиях и явлениях. Следовательно, при организации сюжетно – ролевых игр необходимо обогащать жизненный опыт детей, расширять знания и впечатления об окружающей действительности через разные формы и методы работы.
Рекомендуется этот этап при разыгрывании сюжетно – ролевых игр не пропускать и уделять достаточное внимание. Так как дальнейшее течение игровой деятельности будет зависеть от накопленного опыта.
Этому способствуют - наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеофильмов, встречи с людьми разных профессий, создание