Файл: Методическая разработка Сюжетно ролевая игра как средство развития связной речи у детей 5 6 лет с общим недоразвитием речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тематических книг. Расширять представления о труде и о быте взрослых, о взаимоотношении людей можно при рассматривании иллюстраций, чтении художественной литературы, беседах рассказе с использованием иллюстративного материала.

Также необходимо расширять речевые возможности при разыгрывании мини - ролевых ситуаций и закрепление штамповых фраз, для каждой конкретной роли. Речевые ситуации, побуждают ребенка свободно высказываться, тем самым развивая диалогическую и монологическую речь.

Для обогащения словаря очень важно организовывать дидактические игры и упражнения, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. Так как в процессе такой деятельности формируются речевые навыки и позволяют ребенку активно использовать в игре.

В разработке представляем перспективный план работы по развитию связной речи у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр на три месяца.

Перспективный план сюжетно-ролевых игр в старшей группе с ОНР

Лексическая тема недели

Тематика сюжетно- ролевых игр,

игровые ситуации

Цели и задачи

Предварительная работа

Март

1 неделя Весна Приметы весны.

Мамин Праздник

«Салон красоты

– подготовка мамы к празднику»

Обогащать и расширять социальный опыт детей. Развитие диалогической речи, интонационной

выразительности, умения понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней Словарная работа: администратор, мастер, клиент.

1.Чтение С. Михалкова «В парикмахерской» 2.Просмотр презентации

«Мастера красоты» 3.Беседа «Что делают в салоне, какие виды работ проводятся»

4.Д/и «Золушка собирается на бал», игра-имитация

«Угадай по действию». 5.Рассматривание альбомов с образцами причесок, косметических средств 6.Проигрывание действий

парикмахера, визажиста, мастера по маникюру


2 неделя Комнатные растения

«Цветочный магазин»

Формировать умение объединяться для игры, самостоятельно реализовывать

замысел игры. Активизировать словарный запас, развивать игровой связный диалог.

Словарная работа: чек, фиалка, кактус.

  1. Чтение Е.Вовк «Чьи цветы лучше»

  2. Просмотр презентации

«Комнатные растения» 3.Д/и «Узнай по описанию»,

«Собери комнатное растение» 4.Художественное творчество: аппликация

«Комнатные цветы» 5.Игровая речевая ситуация

«Покупка цветка в горшке»

6. Беседа об особенностях работы продавца цветов, составление рассказов «Как купить цветы в магазине»,

«Где и как продают цветы» 7.Изготовление недостающих атрибутов

3 неделя Пресноводн ые и аквариумные рыбы

«Моряки рыболовецкое судно»

Обогащать социальный опыт детей, совместными действиями достигать результат. Развивать интонационную

выразительность речи. Учить отвечать полным

развернутым ответом.

Словарная работа: Якорь, штурвал, капитан.

  1. Чтение Б. Житкова «На пароходе»

  2. Д/И «Что лишнее», «Кто в море живет».

  3. Рассматривание иллюстраций с

изображением, рыбной ловли, моряках, кораблей.

  1. Изготовление недостающих атрибутов 5.Беседа на тему «Если бы я был капитаном судна», «Кто работает на корабле» 6.Разыгрывание сюжета

«Моряки ловят рыбу»,

«Капитан судна»

4 неделя Наш город

«Строим дом»

Учить самостоятельно Добиваться логически и подробно строить ответ.

Словарная работа: строитель, каменщик.

  1. Чтение Б. Заходер

«Строители»

  1. Д/и «Строительные профессии», «Кому, что нужно для работы» 3.Экскурсия вокруг детского сада рассматривание здания. 4.Просмотр мультфильма

«Маленькие строители»














  1. Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций по теме.

  2. Игры с конструктором 7.Рисование на тему

«Строительство дома»

Апрель

1 неделя Весенние работы на селе

«Фермерское хозяйство»

Обогащать и расширять опыт детей, соблюдать правила. Развивать умение связно, последовательно, вы разительно вести диалог.

Словарный работа: доярка, пастух, скотник.

  1. Чтение произведения А.Мусатов «Стакан молока»

  2. Виртуальное путешествие на ферму

  3. Рассматривание иллюстраций «Жизнь на ферме», «Животные на ферме»

  4. Рассказ воспитателя и беседа «О профессии доярки, пастуха, скотника 5.Проигрывание действий

«Выпас скота на лугу»,

«Уход за домашними животными», «Дойка коров»

6.Изготовление недостающих атрибутов

2 неделя Космос

«Космические полеты»

Согласовывать свои действия с действиями других участников.

Развитие диалогической речи, интонационной

выразительности, умения понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней Словарная работа: космический корабль, космос, экипаж.

  1. Ю. Гагарин «Дорога в космос»

  2. Беседы о космических ракетах, о работе космонавтов, о первом космонавте Ю. Гагарину. 3.Просмотра мультфильма

«Тайна третьей планеты»

  1. Художественная деятельность: рисование

«Человек полетел на луну»

  1. Проигрывание действий

«Высадка на луну»,

«Выходим в открытый космос», «Держим связь с землей» 6.Конструирование

строительство ракеты из строительного материала














7. Художественное

творчество-изготовление атрибутов

3 неделя Откуда хлеб пришел?

«Мини- пекарня»

Обогащать и расширять социальный опыт детей. учить прогнозировать ролевые действия. Развивать связную диалогическую речь. Словарная работа: пекарь, кондитер, хлебобулочные изделия

  1. Чтение литовской сказки

«Как волк вздумал хлеб печь», А. Карамышева

«Пекарь»

  1. Проведение беседы «Как выращивают хлеб»,

«Профессия пекарь, кондитер, продавец булочной» 3.Эксперементальная деятельность приготовление теста 4.Рассматривание иллюстраций на тему

«Булочная»,

«Хлебобулочные изделия» 5.Д/и «Узнай профессию» 6.Проигрывание действий

«Печем булочки»,

«Продаем хлебобулочные изделия»

7.Лепка атрибутов из соленого теста - хлебобулочные изделия.

4 неделя Почта

«Почта»

Развивать социальные отношения в игре, совершенствовать действия в соответствии с замыслом.

Формировать умение составлять логичные, подробные и эмоциональные ролевые диалоги.

Словарный работа: почтальон, телеграмма,

посылка.

  1. Чтение произведения С. Маршак «Почта»

  2. Виртуальная экскурсия на почту

  3. Рассказ воспитателя о труде почтальона.

  4. Рассматривание иллюстраций

  5. Д/и «Почтовые принадлежности» 6.Проигрывание действий

«Доставка корреспонденции», Оператор оформляет посылки, письма»

7. Изготовление атрибутов




Май

1 неделя Правила Дорожного движения

«ГИБДД»

Согласовывать действия друг с другом и совместно достигать результат. Обогащать словарный запас, умение вести ролевой диалог Словарная работа: регулировочный

жезл, инспектор, регулировщик.

  1. Чтение А. Усачева

«Правила дорожного движения», Б. Житков

«Светофор»

  1. Д/и «Правила дорожного движения», «Пешеход переходит улицу», П/и

«Цветные автомобили» 3.Беседа «Зачем нужны уличные знаки», «Что будет, если нарушить ПДД», «Работа инспектора» 4.Виртуальная экскурсия

«Наша улица»

5.Проигрывание действий

«Инспектор-пешеход»,

«Регулировщик», «Как надо переходить дорогу» 6.Рассматривание иллюстраций «Обязанности пешехода»,

«Классификация знаков»

2 неделя Лето. Цветы на лугу

«Путешествие в лес»

Обогащать социальный опыт детей.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивать речевую и творческую активность, инициативность.

Словарная работа: походный рюкзак, путешественники.

1.Чтение В.Бианки «Лесные путешествия», познавательных

рассказов о лесе из книги

«С любовью о природе». 2.Беседы «Собирайся дружок в поход», «Нормы

поведения в лесу», «Лесные опасности», «Спички детям не игрушки»

3.Д/и «Когда это бывает»,

«Хорошо, плохо» 4.Просмотр виртуальной экскурсии «В лесу»

5. Проигрывание действий

«Собираемся в путешествие в лес», «Водитель автобуса» 6.Рассматривание иллюстраций «Что я видел в лесу»

7.Изготовление атрибутов - карта маршрута





3 неделя Обследовани е

«Кафе»

Развивать социальные отношения в игре, умение распределять роли. Развивать диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об

окружающей жизни. Словарная работа: официант, заказ, администратор.

  1. Чтение К.И. Чуковского

«Муха-цокотуха»

  1. Д/и «Вежливые слова»,

«Посуда», «Что из чего»

  1. Просмотр мультфильма

«День рождение кота Леопольда»

  1. Игровое упражнение

«Администратор встречает посетителей», «Завари ароматный чай», «Прием заказа», «Принесите счет» 5.Беседы «Если вы ходили в кафе», «О труде работников кафе», «Правила поведения» 6.Художественно

творчество – рисование продуктов, создание меню

4 неделя Обследовани е

«Банк»

Отражать в игре явления социальной действительности, устанавливать правила, творчески выполнять роли.

Формировать элементарные ролевые диалоги, умение договариваться и обсуждать действия. Словарный работа: консультант, клиент, банкомат.

1.Чтение Я. Корпак

«Маленький бизнесмен» 2.Просмотр презентации

«Профессия кассир- оператор»

3.Д/и «Какой», «Кто что делает» 4.Рассматривание пластиковых карт,

иллюстраций банкоматов, банка.

  1. Игровые ситуации: «Мама пришла в банк оплатить за детский сад», «Консультант и клиент», «Инкассатор»

  2. Просмотр мультфильма

«Уроки тетушки Совы» 7.Изготовление атрибутов.



    1. 1   2   3   4   5