Файл: Курсовая работа по дисциплине Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе
2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у дошкольного возраста
2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования Кафедра педагогики и психологии
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в среднем дошкольном возрасте В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Курсовая работа
по дисциплине «Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований»
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования»
Исполнитель: Рамазанова
Арзу Афсар-кызы,
студентка ФППО группы
Нт 309 СПП
Научный руководитель:
Мешкова И. В.,
доцент кафедры педагогики
и психологии, канд. психол. наук
Нижний Тагил
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе 6
1.2.Возрастные особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 8
1.3 Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 9
2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ 13
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у дошкольного возраста 13
2.2 Психолого-педагогическая программа развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 24
2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов .... традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:
1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте» [1. с. 7].
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста возникает противоречие
между необходимостью развития связной речи у детей дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему настоящей работы, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – Развития связной речи со сверстниками;
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей дошкольного возраста;
Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическое выявление особенностей развития связной речи со сверстниками.
Гипотеза исследования - в теоретическом плане состоит в том, что развития связной речи в процессе общения между сверстниками может быть обусловлено ряд комплекс мероприятий для развития и нормализации связной речи; в эмпирическом плане – развитие связной речи в процессе общение между сверстниками дошкольного возраста может быть обусловлено гендерными особенностями.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность темы исследования.
2. Провести соответствии между темой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования.
3. Провести соответствие между структурой курсовой работы и задачами исследования.
4. Обосновать выбор и дать характеристику методов сбора информации и диагностических методик, адекватных целям и задачам проведенного исследования.
5. Обосновать выбор и дать характеристику методов обработки данных, адекватных целям и задачам проведенного исследования.
6. Обосновать подтверждение (или опровержение) статистической исследовательской гипотезы.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
- эмпирические: тестирование;
- методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе IBМ SPSS Statistics 19 и MS Excel 2010.
База исследования: МАДОУ «Радость» д.с. №202 г. Нижний Тагил, старшая группа в количестве – 20 человек.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из: введение и двух глав в количестве 38 страниц
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи. Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн. Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.
Речь выполняет определенные функции: 1) выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения); 2) воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию); 3) обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия); 4) сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).
Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи [10. с. 117].
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе. Применительно к различным видам развернутых высказываний