Файл: Курсовая работа по дисциплине Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по 1 главе
Первая глава нашей работы посвящена обзору теоретических основ формирования речи у детей дошкольного возраста. Нами были рассмотрены вопросы, касающиеся данной темы. А именно как раскрывается понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе, и какое значение она имеет для развития детей. Мы выявили аспекты развития речи: физиологический, лингвистический, психологический и педагогический.



2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ

2.1 Диагностика уровня развития связной речи у дошкольного возраста



Для изучения особенностей развития связной речи нами была проведена диагностика связной речи детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей из старшей группы в возрасте 4-5 лет.

Целью диагностики связной речи детей старшего дошкольного возраста является выяснение возможностей овладения ими речевой деятельности.

Основными задачами изучения речи дошкольников являются:

1. Исследование речевых операций;

2. Выяснение особенностей речевых действий детей.

3. Определения зоны ближайшего речевого развития детей этого возраста.

Начиная диагностику, были разработаны соответствующие критерии и показатели развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Критерий определяется как мерило, требования, испытания для определения или оценки человека, предмета, явления; признак, взята за основу классификации; признак, общее свойство, на основе которой осуществляется оценка какого-либо качества.

Показатель - это признак, который дает возможность выделить наиболее существенные аспекты педагогической деятельности и дать им адекватную оценку. Они подразделяются на процессуальные, которые раскрывают как внешнюю сторону учебно-воспитательного процесса (действия, умения), так и внутренние его особенности (мотивы, оценки, результат деятельности) [ 80].

Цель эксперимента ставилось выявление при помощи диагностических методик наличного уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для решения задач эксперимента были использованы следующие методики:

1. Методика изучения уровня сформированности связной речи В.П.Глухова.

2. Методика изучения речевых умений О.С.Ушаковой.

Опишем методики.

Методика изучения уровня сформированности связной речи В.П.Глухова

Задание 1: «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия»)».

Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.



Инструкция. Подготовка исследования:

Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:

«Мальчик поливает цветы».

«Девочка ловит бабочку».

«Мальчик ловит рыбу».

«Девочка катается на коньках (санках)».

«Девочка играет в кубики».

Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?».

Анализ результатов. Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание - 3 баллов.

Длительные паузы с поиском нужного слова. Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания - 2 балла.

Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. Не все варианты задания выполнены. – 1 балл

Задание 2: «Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок».

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине. Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Мы использовали серию из четырех картинок по сказке «Колобок». Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.

Анализ результатов.

Самостоятельно составлен связный рассказ - 3 балла.

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок -2 балла.

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету -1 балл.

Методика изучения речевых умений О.С.Ушаковой
Задание 1. Воспитатель предлагает описать любое животное


1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец.

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

Задание 2. Воспитатель предлагает серию картинок (3–4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).

1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла;

если идет перечисление признаков – 1 балл.

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла;

отсутствие начала и конца – 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла;

использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств:

использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания:

плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе – 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.


Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.(это не должно быть никак изменено, потому, что препод требует дословное описание методик из мет.пособия )
Результаты исследования
Результаты изучения уровня сформированности связной речи у детей представлены ниже.

В результате анализа было установлено, что с высоким уровнем сформированности описательной связной речи было обнаружено 25,0 % детей, 45 % дошкольников имеют средний уровень и 30,0% детей показали низкий уровень сформированности описательной связной речи.


Рис. 1. – Распределение детей по уровню развития связной речи
В результате эксперимента выявилось, что составление связного рассказа по серии сюжетных картинок вызывает наибольшие затруднения. У дошкольников со средним уровнем развития наблюдаются нарушения в логике построения высказываний, проявляются ошибки в составлении последовательности событий. Дети с низким уровнем развития оказываются не в состоянии указать логические связи между ними. Бедность словаря, повторение одних и тех же слов в описании различных ситуаций. Данные результаты обнаружили, что многие дети с низким уровнем развития испытывали сложности в самостоятельности составления рассказов на уровне элементарной завершенной фразы, в связи с этим появилась необходимость в добавочном вопросе, который побуждал назвать показанное действие.

В результате исследования было установлено, что затруднения у детей возникали чаще в самом начале рассказа, когда они воспроизводили последовательность появления новых персонажей в рассказе. У всех детей в рассказах отмечались нарушения связности изложения, такие как неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов.

У многих дошкольников в рассказах наблюдались пропуски некоторых моментов, которые были представлены на картинках или должны были логично вытекать из показанной ситуации.

Дошкольники часто нарушали смысловое соответствие сюжету, который был изображен на картинке. Также нами анализировалась фразовая речь, используемая детьми при составлении рассказа без наглядной опоры на сюжетные картинки.

В результате анализа было установлено, что с высоким уровнем связной речи по лексическому и грамматическому составу обнаружено 15,0% в группе 50 % группы показали средний уровень и 35 % продемонстрировали низкий уровень развития связной речи по лексическому и грамматическому составу. Представим данные на рис. 2.