Файл: Курсовая работа по дисциплине Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе
2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у дошкольного возраста
2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Так же можно сказать, что связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными.
По определению С. Л. Рубинштейна связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Ф. А. Сохин полагает, что: «В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности» [25. с. 144].
«В овладении речью, - считает А. Р. Лурия, - ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений». Психологически в известном смысле, прежде всего для самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью, но формы связности в ходе развития изменились. С. Л. Рубинштейн пишет: «Связность - означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя… Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания». Е. И. Тихеева считает: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития» [21. с. 65].
В дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности
, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой) [10. с. 158].
Сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, Л. Н. Ефименкова, отмечала, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков (Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Г.А. Тумакова) [16. с. 17].
В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте продолжается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У него складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдений и рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, т.е. с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения [16. с. 14].
Ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение»
включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.
В настоящее время формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста непростая, но очень важная задача, которую ставит ФГОС перед педагогическим коллективом ДОУ. Задачи развития связной речи воплощаются в программах ДОО, которые характеризуют объем речевых возможностей и умений, требования 27 к речи детей разного возраста в детском саду, степень сформированности речевых умений по окончании детского сада. Общим для вариативных программ считается то, что в них выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, формированию подходящей речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений [5]. В рассмотренных образовательных программах авторы ориентируют педагога на построение насыщенного и разнообразного процесса подготовки к школе. Что касается речевой готовности к школьному обучению, то в разных программах есть свои особенности. Так в Программе «Радость» (под.ред. Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик) ]развитию связной речи отводится специальное направление. М.М. Алексеева находят эффективными рассказы о книгах, которые в дальнейшем нужно прочитать детям. Авторы рекомендуют сначала подготовить детей к пониманию книги: спросить, что детям известно о героях книги, которую захотели прочесть, в каких сказках или произведениях о них уже рассказано. Прослушав детей, необходимо рассказать, что известно о новой книге с необычным названием и интересными историями. На другой день стоит возвратиться к этой беседе, рассказать детям, о чем была глава из этой книги, и пересказать ее детям. «А что же было потом? Что произошло с героем?» – будут интересоваться 28 дети, и это очень хорошо. Дети станут с нетерпением ждать встречи с героями, и они будут лучше понимать и запоминать произведение [17]. В программе становление речевых умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Подобный метод относится к положению Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, в соответствии с которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью [12]. Характерным в программе является создание у детей мотивации, стимулирующей коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Составители программы при ее разработке учли утверждение А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия о том, что мотивация служит не только лишь движущей силой, но и доминирующим фактором, который воздействует на выбор языковых средств и определяет характер оформления мысли в речевом высказывании. В связи, с чем в программе предлагается применять в организации учебно-воспитательного процесса три вида мотивации: игровую, общения и личной заинтересованности. Есть инструкции относительно выбора мотива общения,
использования ролевых диалогов в речевых играх, формирование трудных ситуаций в беседе, побуждающих ребят применять подробные речевые высказывания [17]. Характеристикой программы «Радуга» можно обозначить то, что авторами хорошо освещены вопросы последнего направления в учебно- воспитательном процессе – организации речевой среды в группе. Вследствие этого находит свое практическое воплощение идея Л.С. Выготского об особенностях детского развития. Согласно мнению ученого, «идеальная форма», показывающая в конце развития, не только имеется в окружающей ребенка социальной сфере и взаимодействует с ним, но и целенаправленно регулирует этот процесс и служит его источником [13]. Формирование речи в программе объединено со знакомством с художественной литературой. Авторы делают акцент на обращение внимания воспитателей на закономерности между уровнем развития речи и местом литературных произведений в обучении. Данные направления непосредственно взаимодействуют и дополняют друг друга. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, связная речь служит общению между несколькими людьми, основы чего закладываются в младшей группе, когда дошкольники овладевают активными, инициативными диалогическими высказываниями. Дети обучаются ответам на вопросы и умению задавать их, обретают опыт речевого общения со взрослыми в беседах, которые авторы программы настаивают на том чтобы они были стандартными (яркие эпизоды на моменты жизни детей, рассказы о близких людях, героях телепередач, животных). С целью обогащения и активизации словаря ставятся задачи по усвоению названий предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков, действий. В работе над грамматически точным оформлением высказывания внимание уделяется изучению основных грамматических форм, конструированию несложных нераспространенных предложений [17]. При развитии связной речи в старшей группе заключается в обучении построению различных видов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), применению разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), слов, конкретизирующих мысль (например, вот), обобщающих сказанное (иногда, всегда). Дети приобретают навыки осознанного использования синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим построением сложных предложений с временными, целевыми и причинными отношениями. отклик в душах детей.
Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными.
По определению С. Л. Рубинштейна связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Ф. А. Сохин полагает, что: «В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности» [25. с. 144].
«В овладении речью, - считает А. Р. Лурия, - ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений». Психологически в известном смысле, прежде всего для самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью, но формы связности в ходе развития изменились. С. Л. Рубинштейн пишет: «Связность - означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя… Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания». Е. И. Тихеева считает: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития» [21. с. 65].
-
Возрастные особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности
, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой) [10. с. 158].
Сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, Л. Н. Ефименкова, отмечала, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков (Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Г.А. Тумакова) [16. с. 17].
В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте продолжается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У него складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдений и рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, т.е. с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения [16. с. 14].
Ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение»
включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.
1.3 Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста непростая, но очень важная задача, которую ставит ФГОС перед педагогическим коллективом ДОУ. Задачи развития связной речи воплощаются в программах ДОО, которые характеризуют объем речевых возможностей и умений, требования 27 к речи детей разного возраста в детском саду, степень сформированности речевых умений по окончании детского сада. Общим для вариативных программ считается то, что в них выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, формированию подходящей речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений [5]. В рассмотренных образовательных программах авторы ориентируют педагога на построение насыщенного и разнообразного процесса подготовки к школе. Что касается речевой готовности к школьному обучению, то в разных программах есть свои особенности. Так в Программе «Радость» (под.ред. Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик) ]развитию связной речи отводится специальное направление. М.М. Алексеева находят эффективными рассказы о книгах, которые в дальнейшем нужно прочитать детям. Авторы рекомендуют сначала подготовить детей к пониманию книги: спросить, что детям известно о героях книги, которую захотели прочесть, в каких сказках или произведениях о них уже рассказано. Прослушав детей, необходимо рассказать, что известно о новой книге с необычным названием и интересными историями. На другой день стоит возвратиться к этой беседе, рассказать детям, о чем была глава из этой книги, и пересказать ее детям. «А что же было потом? Что произошло с героем?» – будут интересоваться 28 дети, и это очень хорошо. Дети станут с нетерпением ждать встречи с героями, и они будут лучше понимать и запоминать произведение [17]. В программе становление речевых умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Подобный метод относится к положению Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, в соответствии с которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью [12]. Характерным в программе является создание у детей мотивации, стимулирующей коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Составители программы при ее разработке учли утверждение А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия о том, что мотивация служит не только лишь движущей силой, но и доминирующим фактором, который воздействует на выбор языковых средств и определяет характер оформления мысли в речевом высказывании. В связи, с чем в программе предлагается применять в организации учебно-воспитательного процесса три вида мотивации: игровую, общения и личной заинтересованности. Есть инструкции относительно выбора мотива общения,
использования ролевых диалогов в речевых играх, формирование трудных ситуаций в беседе, побуждающих ребят применять подробные речевые высказывания [17]. Характеристикой программы «Радуга» можно обозначить то, что авторами хорошо освещены вопросы последнего направления в учебно- воспитательном процессе – организации речевой среды в группе. Вследствие этого находит свое практическое воплощение идея Л.С. Выготского об особенностях детского развития. Согласно мнению ученого, «идеальная форма», показывающая в конце развития, не только имеется в окружающей ребенка социальной сфере и взаимодействует с ним, но и целенаправленно регулирует этот процесс и служит его источником [13]. Формирование речи в программе объединено со знакомством с художественной литературой. Авторы делают акцент на обращение внимания воспитателей на закономерности между уровнем развития речи и местом литературных произведений в обучении. Данные направления непосредственно взаимодействуют и дополняют друг друга. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, связная речь служит общению между несколькими людьми, основы чего закладываются в младшей группе, когда дошкольники овладевают активными, инициативными диалогическими высказываниями. Дети обучаются ответам на вопросы и умению задавать их, обретают опыт речевого общения со взрослыми в беседах, которые авторы программы настаивают на том чтобы они были стандартными (яркие эпизоды на моменты жизни детей, рассказы о близких людях, героях телепередач, животных). С целью обогащения и активизации словаря ставятся задачи по усвоению названий предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков, действий. В работе над грамматически точным оформлением высказывания внимание уделяется изучению основных грамматических форм, конструированию несложных нераспространенных предложений [17]. При развитии связной речи в старшей группе заключается в обучении построению различных видов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), применению разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), слов, конкретизирующих мысль (например, вот), обобщающих сказанное (иногда, всегда). Дети приобретают навыки осознанного использования синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим построением сложных предложений с временными, целевыми и причинными отношениями. отклик в душах детей.