Файл: Курсовая работа по дисциплине Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе
2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у дошкольного возраста
2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расчет Критерия Манна-Уитни.
где Tx - наибольшая сумма рангов, nx - наибольшая из объемов выборок n1 и n2.
Сравнение результатов показывает, что значения выборки 1 несколько выше, чем выборки 2.
Таким образом, нам требуется определить, можно ли считать имеющуюся разницу между значениями существенной.
Гипотезы:
Н0: Различия между уровнями развития связной речи детей в выборках 1 и 2 незначительны.
Н1: Различия между уровнями развития связной речи детей в выборках
1 и 2 значительны.
Решение.
Проранжируем представленную таблицу. При ранжировании
объединяем две выборки в одну. Ранги присваиваются в порядке возрастания значения измеряемой величины, т.е. наименьшему рангу соответствует наименьший балл. Заметим, что в случае совпадения баллов для нескольких учеников ранг такого балла следует считать, как среднее арифметическое тех позиций, которые занимают данные баллы при их расположении в порядке возрастания.
Так как в матрице имеются связанные ранги (одинаковый ранговый номер) 1-го ряда, произведем их переформирование. Переформирование рангов производиться без изменения важности ранга, то есть между ранговыми номерами должны сохраниться соответствующие соотношения (больше, меньше или равно). Также не рекомендуется ставить ранг выше 1 и ниже значения равного количеству параметров (в данном случае n = 20).
Переформирование рангов производится в таблице.
Номера мест в упорядоченном ряду | Расположение факторов по оценке эксперта | Новые ранги | ||
1 | 4.5 | 1 | ||
2 | 5.5 | 2 | ||
3 | 7.5 | 3.5 | ||
4 | 7.5 | 3.5 | ||
5 | 8 | 6 | ||
6 | 8 | 6 | ||
7 | 8 | 6 | ||
8 | 8.5 | 9.5 | ||
9 | 8.5 | 9.5 | ||
10 | 8.5 | 9.5 | ||
11 | 8.5 | 9.5 | ||
12 | 9 | 13 | ||
13 | 9 | 13 | ||
14 | 9 | 13 | ||
15 | 9.5 | 15.5 | ||
16 | 9.5 | 15.5 | ||
17 | 10 | 17 | ||
18 | 10.5 | 18 | ||
19 | 12 | 19 | ||
20 | 13 | 20 | ||
| Используя предложенный принцип ранжирования, получим | |
следующую таблицу рангов.
X | Ранг X | Y | Ранг Y | ||
4.5 | 1 | 5.5 | 2 | ||
8.5 | 9.5 | 7.5 | 3.5 | ||
8.5 | 9.5 | 7.5 | 3.5 | ||
8.5 | 9.5 | 8 | 6 | ||
9 | 13 | 8 | 6 | ||
9.5 | 15.5 | 8 | 6 | ||
9.5 | 15.5 | 8.5 | 9.5 | ||
10 | 17 | 9 | 13 | ||
12 | 19 | 9 | 13 | ||
13 | 20 | 10.5 | 18 | ||
Сумма | 129.5 | Сумма | 80.5 | ||
| Этих данных достаточно, чтобы воспользоваться формулой расчёта | |
эмпирического значения критерия:
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < Uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.05) = 23
По таблице находим Ukp(0.01) = 16
Так как Ukp эмп — принимаем нулевую гипотезу, т.е.различия в уровнях развития связной речи дошкольников с ТНР в выборках можно считать не значительными.
1 2 3 4 5 6 7 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Расчёт Т-Критерия Вилкоксона
Гипотезы.
H0: Показатели уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР после проведения опыта меньше значений показателей до апробации программы.
H1: Показатели уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста после проведения опыта больше значений показателей до апробации программы.
Код имени испытуемого | До проведения программы, tдо | После проведения программы, tпосле | Разность (tдоtпосле) | Абсолютное значение разности | Ранг | |
1 | Г7 | 9.5 | 12 | -2.5 | 2.5 | 17 |
2 | С6 | 8.5 | 11 | -2.5 | 2.5 | 17 |
3 | А6 | 9.5 | 10 | -0.5 | 0.5 | 6,5 |
4 | М7 | 13 | 15 | -2 | 2 | 14 |
5 | К7 | 8.5 | 8.5 | 0 | 0 | 3 |
6 | Г6 | 4.5 | 8 | -3.5 | 3.5 | 20 |
7 | Т6 | 9 | 11 | -2 | 2 | 14 |
8 | Л6 | 12 | 14 | -2 | 2 | 14 |
9 | СП6 | 10 | 13 | -3 | 3 | 14 |
10 | Д6 | 8.5 | 8.5 | 0 | 0 | 3 |
11 | Д7 | 9 | 10 | -1 | 1 | 8,5 |
12 | А7 | 7.5 | 9 | -1.5 | 1.5 | 11 |
13 | М6 | 8 | 7 | 1 | 1 | 8,5 |
14 | С7 | 10.5 | 13 | -2.5 | 2.5 | 17 |
15 | Т6 | 8 | 8 | 0 | 0 | 3 |
16 | К6 | 8 | 7.5 | 0.5 | 0.5 | 6,5 |
17 | Е6 | 9 | 10.5 | -1.5 | 1.5 | 11 |
18 | Р7 | 5.5 | 5.5 | 0 | 0 | 3 |
19 | КС6 | 8.5 | 8.5 | 0 | 0 | 3 |
20 | И6 | 7.5 | 9 | -1.5 | 1.5 | 11 |
Сумма рангов | | | | 210 |
Сумма по столбцу рангов равна ∑=210
Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы:
Сумма по столбцу и контрольная сумма равны между собой, значит, ранжирование проведено правильно.
Теперь отметим те направления, которые являются нетипичными, в данном случае – отрицательными. В Таблице эти направления и соответствующие им ранги выделены цветом. Сумма рангов этих «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т:
Tэмп=∑Rt=8.5+6.5=15
По таблице значений находим критические значения для Т-критерия Вилкоксона для n=20:
Tкр=43 (p≤0.01)
Tкр=60 (p≤0.05)
Зона значимости в данном случае простирается влево, действительно, если бы "редких", в данном случае положительных, направлений не было совсем, то и сумма их рангов равнялась бы нулю.
В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп<Ткр(0,01).
Гипотеза H1 принимается. Показатели «после» проведения программы превышают значения показателей «до».