Файл: Курсовая работа по дисциплине Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе
2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у дошкольного возраста
2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Рис. 2. – Распределение детей по уровню развития связной речи по лексическому и грамматическому составу
Качественный анализ результатов показал, что у дошкольников есть проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи, несформированность навыков грамматически правильной речи.
Средний балл получили 50% детей. Дети делали ошибки при расстановке правильной последовательности картинок, перепутали первую и последнюю картинку, не увидев логического развития действий, изображенных на картинках. Дети не смогли в правильной последовательности разложить картинки и связать их в один рассказ. Для детей данное задание оказалось сложным, они не смогли составить связный рассказ, подсказ со стороны воспитателя не помог им, детям было сложно придумать начало действия, они лишь описывали изображенных на картинке персонажей. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.(76,5%) не надо.
Для наглядности отобразим качественные показатели уровня развития связной речи по взятым методикам на рисунке 3.
Рис. 3. – Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровню развития связной речи
Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что у 20,0 % выявлен высокий уровень развития связной речи, дети этой подгуппы владеют в полном объеме возрастной нормы знаниями, умениями, навыками устной связной речи, которое использует самостоятельно, действует активно и творчески при выполнении задач, сформированы компоненты імпресивного и экспрессивного речи (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь, просодика).
45,0 % детей обнаружили средний уровень развития связной речи, дети этой подгруппы владеют знаниями, умениями, навыками, опытом, но не всегда используют их в
практической деятельности и новой ситуации, иногда отказываются от выполнения заданий, не всегда воспринимают и используют помощь, чаще всего выполняют задачу с конкретным указанием и помощью.
У 35,0 % дошкольников наблюдается низкий уровень развития связной речи, дети этой подгруппы не владеют знаниями, умениями, навыками, опытом практической деятельности, иногда отказываются от выполнения заданий, не воспринимают и не используют помощь, зачастую не могут выполнить задачу с конкретным указанием и помощью, формы связной речи не сформированы.
Большие трудности также вызвали задания, в которых нужно было составить рассказ по сюжетным рисунком или их сюжетной серией, составить диалог между двумя детьми на основе рисунка или по ситуации, предложенной взрослым.
Дети с низким уровнем развития связной речи пропускают члены предложения, употребляют одно слово для обозначения разных действий, иных понятий, их признаков или действий. Имеющиеся в их речи лепетні слова или фрагменты слов, имеющих неправильную грамматическую форму, слова во фразе иногда имеют неправильную последовательность.
Обследование проводилось МАДОУ «Радость» д.с. №202 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей г. Нижний тагил. В эмпирическом исследовании принимали участие 20 детей возраста 4-5 лет.
В соответствии с задачами исследования вся выборка была поделена на 2 группы – экспериментальную и контрольную, каждую группу составляли 10 детей с ТНР.
Процентное соотношение уровней развития связной речи представлены на рис.4:
Рис. 4. Процентное соотношение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Из рис. 4 можно увидеть, что детей со средним уровнем развития связной речи в обеих группах больше. В экспериментальной группе средний уровень - 60 % (6 человек). В контрольной группе средний уровень – 80 % (8 человек). Из данных рисунка 4 мы видим, что большая часть экспериментальной и контрольной групп дошкольников имеют средний уровень развития связной речи: обнаружен ограниченный словарный запас, о чем свидетельствует незнание названий предметов, наблюдается нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок - отсутствие слова (слово не называется), их замены. Одним и тем же словом дети называют предметы, которые похожи внешне или близкие по назначению. У этой категории дошкольников так же наблюдаются небольшие трудности при пересказе текстов. Дети смогли самостоятельно или с помощью педагога-психолога пересказать текст и ответить на вспомогательные вопросы. Так же дети с низким уровнем связной речи не могли воспроизвести все озвученные педагогом предложения, в случае же воспроизведения они искажали смысл и структуру предложения.
Дети с ОНР с уровнем развития связной речи выше среднего составили 20% в экспериментальной группе и 10% в контрольной. В данном случае у детей при выполнении заданий присутствовало меньшее количество тех же нарушений и ошибок, что и у детей со средним уровнем, а также, было явным желание выполнять задание и проявлять внимание к словам и наводящим вопросам педагога. Один ребенок из экспериментальной группы показал высокий уровень развития связной речи. Пересказ текста он выполнил самостоятельно, ответил на вопросы педагога-психолога кратко, но содержательно. Сложнее далась ему работа с придумыванием собственной истории, так как ребёнок пытался увести рассказ в уже известные ему сказочные сюжеты, уводя историю от собственной линии.
Таким образом, по итогам проведения диагностической программы мы выяснили, что дошкольники с ОНР недостаточно владеют связной речью. На фоне значительного отставания в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи отмечались существенные различия в овладении навыками речевой деятельности. С помощью U-критерия Манна-Уитни оценим достоверность в схожести уровней развития связной речи дошкольников с ТНР. Обе выборки составляют по 11 дошкольников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Формулируем статистические гипотезы: Н0: Различия между уровнями развития связной речи детей в выборках 1 и 2 незначительны. Н1: Различия между уровнями развития связной речи детей в выборках 1 и 2 значительны. По данным математической обработки полученное эмпирическое значение UЭмп (0) находится в зоне незначимости (см. Приложение 2). Так как Ukp эмп — принимаем нулевую гипотезу.
1 2 3 4 5 6 7 8
2.2 Психолого-педагогическая программа развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Описание программы выполнено в соответствии со структурой, предложенной Г.К. Селевко, как раскрытие всех основных ее характеристик:
-
Название программы: «Вместе веселей шагать» - психолого-педагогическая программа развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через серию групповых занятий. -
Идентификация программы: по уровню применения это локальная психолого-педагогическая программа; по философской основе – гуманистическая; по научной концепции усвоения опыта – развивающая; по характеру содержания и структуры – комплексная программа, так как комбинируется из элементов различных программ; по типу организации: групповая; по типу управления – система малых групп; по подходу к участникам – личностно-ориентированная; по доминирующему методу – коррекционно-развивающая; по категории обучаемых – группа, состоящая из детей старшего дошкольного возраста с ТНР. -
Основные концептуальные положения программы:
-
Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый её элемент. -
Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов. -
Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.
С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
-
Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам - концентрам. -
Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. -
Принцип коммуникативности. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. -
Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания. -
Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. -
Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр. -
Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений. -
Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности. -
Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
По завершению серии занятий по программе было проведено повторное исследование с контрольной и экспериментальной группами.
Процентное соотношение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР после апробации программы представлены на рис.5:
Рис.5. Процентное соотношение уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР после апробации программы.
Из рис. 5 можно увидеть, что после проведения Программы уровень развития связной речи у детей экспериментальной группы повысился. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем – 30 % (3 человека), с уровнем выше среднего – 40 % (4 человека), со средним уровнем – 30 % (3 человека), что может говорить нам об эффективности апробированной нами Программы.
Результаты констатирующего этапа работы свидетельствуют о целесообразности проведения специальной работы по развитию у старших дошкольников с ТНР связной речи.
Для оценки различий между показателями уровня развития связной речи экспериментальной и контрольной группы детей на итоговом этапе применили Т-критерий Вилкоксона.
Апробация программы осуществлялась на выборке дошкольников старшего дошкольного возраста с ТНР.
Проверка достоверности сдвига показателей в экспериментальной и контрольной группах проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона. Анализ результатов показал наличие статистически значимых изменений под влиянием экспериментальных воздействий в группе, посещающей занятия по программе. Сдвиг является достоверно преобладающим, если Т эмпир.≤43, при р=0,01, для n=20. В контрольной группе статистически значимых изменений не произошло (Приложение 2).
Выводы по 2 главе
Проведенная в конце исследования диагностика показала, что у детей экспериментальной группы сформировалась потребность к познавательной деятельности, интерес к творческому поиску, значительно выросло внимание, наблюдательность, умение заметить прекрасное, выразить его в речи. Говоря о качественных изменениях связной речи, хочется отметить, что в экспериментальной группе