Файл: Курсовая работа по дисциплине Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие связной речи и её значение в психолого-педагогической литературе
2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у дошкольного возраста
2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
исчезла схематичность и разбитость предложений, тогда как в контрольной группе в речи детей преобладает схематичность, шаблонность и простота формулировок. За счет дополнительных занятий у детей экспериментальной группы в речи появились сложные и необычные связи слов, согласно создаваемому сюжету.
В настоящее время число детей с речевыми нарушениями растёт, что свидетельствует о необходимости раннего воздействия. Дошкольники впоследствии станут школьниками, а затем и полноправными членами общества. В любой человеческой среде речь, а именно связная речь, используется в качестве главного средства коммуникации. Детям с тяжелыми нарушениями речи необходима особая помощь в овладении связной речью, отдельное разъяснение способов выделения признаков, системные и грамотные указания на ошибки. В связи с этим различными исследователями создано множество методик, которые позволили выявить и до сих пор позволяют определять «структуру речевого дефекта» и корректировать все недоразвитие связной речи.
Цель исследования достигнута: теоретическое обоснование и эмпирическое выявление особенностей развития связной речи со сверстниками
Задачи проведенной работы последовательно выполнены. Представлен теоретический анализ вопроса: Изучены речевые и психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Конкретизировано, что: Высшие психические функции у детей с ТНР нарушены, эмоционально-волевая сфера отклонена по типу расторможенности или заторможенности, в более трудных стадиях ТНР замечается сильная фиксированность на дефекте, тревожность.
Проанализированы методики диагностики связной речи. При проведении анализа состояния речи ребенка необходимо опираться на принципы развития, системности и связи речи с другими психическими функциями. Методика для обследования создавалась и перерабатывалась на основе методик Грибовой О.Е., Воробьевой В.К. и другими.
Исследованы способы коррекции и развития описательной связной речи у дошкольников с ТНР. Преобладающее число известных и используемых методик опираются на использование наглядного материала при обучении детей описательному пересказу, рассказу, сравнению, анализу описательного текста. Для вычленения определенных характеристик предметов методисты советуют рассматривать их с различных ракурсов: Воробьева В.А. – по
ведущему анализатору, пользе и вреду для человека, отнесении к определенной категории; Ткаченко Т.А. разработала для каждой группы изучаемых в детском саду предметы опорные схемы для рассказа и сравнения, для которых выделялись такие характеристики, как размер, форма, польза для человека и так далее. Также возможно использование игр, театрализаций, помогающих непосредственной продуктивной речевой деятельности. Коррекционно-развивающие меры по преодолению недостатков связной речи необходимо принимать в совокупности с исправлением недостатков и развитием других сторон речи и психики ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
педагогов. М. – 1981. 117с.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн. V: Фонетико фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. — 479 с.
Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158с.
недоразвитием речи//Педагогика и психология образования. №1/2014. С. 8997
живописи//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. №5. 2014. С. 117-120.
ОНР//Специальное образование. № XII / том II / 2016. С.64-68
учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М.: Академия, 2006. — 320 с.
пособие для студентов: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС;
Москва;. 2011. 285с.
И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2-еизд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время число детей с речевыми нарушениями растёт, что свидетельствует о необходимости раннего воздействия. Дошкольники впоследствии станут школьниками, а затем и полноправными членами общества. В любой человеческой среде речь, а именно связная речь, используется в качестве главного средства коммуникации. Детям с тяжелыми нарушениями речи необходима особая помощь в овладении связной речью, отдельное разъяснение способов выделения признаков, системные и грамотные указания на ошибки. В связи с этим различными исследователями создано множество методик, которые позволили выявить и до сих пор позволяют определять «структуру речевого дефекта» и корректировать все недоразвитие связной речи.
Цель исследования достигнута: теоретическое обоснование и эмпирическое выявление особенностей развития связной речи со сверстниками
Задачи проведенной работы последовательно выполнены. Представлен теоретический анализ вопроса: Изучены речевые и психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Конкретизировано, что: Высшие психические функции у детей с ТНР нарушены, эмоционально-волевая сфера отклонена по типу расторможенности или заторможенности, в более трудных стадиях ТНР замечается сильная фиксированность на дефекте, тревожность.
Проанализированы методики диагностики связной речи. При проведении анализа состояния речи ребенка необходимо опираться на принципы развития, системности и связи речи с другими психическими функциями. Методика для обследования создавалась и перерабатывалась на основе методик Грибовой О.Е., Воробьевой В.К. и другими.
Исследованы способы коррекции и развития описательной связной речи у дошкольников с ТНР. Преобладающее число известных и используемых методик опираются на использование наглядного материала при обучении детей описательному пересказу, рассказу, сравнению, анализу описательного текста. Для вычленения определенных характеристик предметов методисты советуют рассматривать их с различных ракурсов: Воробьева В.А. – по
ведущему анализатору, пользе и вреду для человека, отнесении к определенной категории; Ткаченко Т.А. разработала для каждой группы изучаемых в детском саду предметы опорные схемы для рассказа и сравнения, для которых выделялись такие характеристики, как размер, форма, польза для человека и так далее. Также возможно использование игр, театрализаций, помогающих непосредственной продуктивной речевой деятельности. Коррекционно-развивающие меры по преодолению недостатков связной речи необходимо принимать в совокупности с исправлением недостатков и развитием других сторон речи и психики ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.. -
Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. 3-е издание. Изд. Нижневартовского Государственного университета. 2014. – 94с. -
Бородич А.М. Методика развития речи детей: пособие для
педагогов. М. – 1981. 117с.
-
Волкова Л.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн. V: Фонетико фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. — 479 с.
-
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT:
Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158с.
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с. -
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. - 654 с. -
Гаркуша Ю.Ф. Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи// Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков. МПГУ, 1994. С. 34. -
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73 -
Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи//Педагогика и психология образования. №1/2014. С. 8997
-
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с. -
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2006. — 144 с.ма -
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. -
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с. -
Динмухамедова А.С. Особенности формирования лексического строя у детей с ОНР. Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». 2(12). 2013. С.5-13. -
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. Кн. для логопеда. — 2-е изд.—М.: Просвещение, 1985. — 112с. -
Иванова Н.Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий//Ярославский педагогический вестник. №4, том2. 2013. С. 106-110 -
Ильяшенко М.В.. Развитие описательной речи старших дошкольников в процессе организации восприятия ими жанровой
живописи//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. №5. 2014. С. 117-120.
-
Ипполитова О.В. Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР//Специальное образование. № XII / том II / 2016. С.64-68
-
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М.: Академия, 2006. — 320 с.
-
Камышова Н. Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2014. 11с. -
Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб.
пособие для студентов: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС;
Москва;. 2011. 285с.
-
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. 117с. -
Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1941. Т. 35. С. 15-32. -
Логинова Е.А. Юдина С.А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Специальное образование. №11, т.II. 2015. С. 208-211 -
Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л.
И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2-еизд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.