ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
испытывать страхи и трудности. Это успокаивает, укрепляет уверенность в себе и помогает бороться с трудностями. Такой способ общения через сказку ценен еще и тем, что ребенок чувствует себя независимым и может потратить столько времени, сколько ему нужно, чтобы усвоить содержание рассказа и понять его идею. Ни- чего не насилуется на него, и все новое, что он узнает, воспринимается им как результат собственных усилий. Таким образом, ребенок может почувствовать свою значимость и способность самостоятельно принимать решения. Терапевти- ческие метафоры позволяют детям накопить необходимый опыт для изменений и роста, когда они распаковывают увлекательную историю, созвучную их лич- ному опыту, и обнаруживают скрытый в ней смысл.
В литературе, посвященной применению метафор в детской психотерапии, выделяются основные принципы и этапы построения терапевтических сказок [8]. Однако, когда речь заходит о детских страхах, необходимо упомянуть о важной терапевтической роли страшилок, которые дети передают друг другу из поколе- ния в поколение по правилам бытования фольклора, без помощи взрослых. Зачем детям страшилки? Они продолжают жить в нашем детстве и передаваться из по- коления в поколение, поэтому они, безусловно, нужны. У страшилок есть своя социальная функция. Рассказывают истории все, кто помнит. Но есть и те, кто становятся признанными сказителями. Вечерние часы становятся для невзрач- ной девочки или робкого мальчика-очкарика, проигрывающих в дневных заба- вах и состязаниях, возможностью занять центральное место в группе и привлечь
внимание сверстников и самого себя. Рассказчик упивается своей властью над переживаниями слушателей. Он может заставить
их замереть от страха или оста- вить в дураках, рассказав ужасную историю со смешным концом. Таким обра- зом, дети, которым не даны другие возможности для самоутверждения, находят свое место в группе и получают признание. Страх, пережитый вместе с другими, заставляет ребенка более осознанно ощущать присутствие товарищей, их важ- ность в дружеской поддержке и чувство локтя. В такие моменты сплоченность и солидарность детской группы укрепляются. Неудивительно, что детские компа- нии периодически устраивают эмоциональные встряски, чтобы почувствовать свое единство перед лицом иллюзорной опасности и неизвестности.
Особую значимость в детской психотерапии имеют страшилки, которые помогают ребенку научиться переживать и справляться со страхом, который яв- ляется важным компонентом жизненного опыта маленького человека, который только начинает познавать большой неизведанный мир. Многие страхи возни- кают у детей только в определенном возрасте и могут служить показателем взросления. Родители, пытающиеся защитить своих детей от любой опасности и напряжения, или же те, кто обвиняет их в трусости, могут быть не в состоянии помочь им в этом. Для ребенка важно видеть, что и другие дети испытывают страх, и вместе с ними он может научиться справляться с ним. Разговоры о страшных вещах и их обсуждение в группе могут помочь ребенку стать смелее, и эта обстановка безопасности позволяет младшим детям тренироваться в пере- живании страха с помощью старших товарищей. Кроме того, страшилки дают возможность детям выразить свои индивидуальные страхи в традиционных фор- мах и образах, что может облегчить их эмоциональную нагрузку.
Страх, когда он не слишком силен, может приятно возбуждать
и обострять все чувства, а контраст между страхом и уверенностью в своей безопасности по- рождает особое удовольствие, которое дети любят испытывать. Это еще одна сторона детского фольклора, которая объясняет его "живучесть" и необходи- мость для нормального развития ребенка. Сказка играет огромную роль в разви- тии личности, оказывая влияние как на сознательные, так и на бессознательные
стороны личности и позволяя приобрести значимый жизненный опыт. Она осо- бенно важна в детском возрасте, помогая сделать процесс эмоционально-нрав- ственного развития контролируемым и целенаправленным, а также формируя умственную, эмоциональную и волевую сферы. Поэтому сказки широко исполь- зуются в психологической практике и особенно в сказкотерапии, которая помо- гает принимать свои трудности и бороться с ними действенным способом, от- крывая способность к изменениям и росту.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: сказка
— это одна из форм творчества, которая стимулирует детскую фантазию. Суще- ствует глубокая связь между играми и сказками, поскольку каждая сказка явля- ется в своей сущности фабулой игры. Первые сказки переплетают действитель- ное и чудесное и отражают то, что переживает ребенок. Сказки — это сгусток мудрости и опыта, который сопоставим с генным аппаратом человечества. Они позволяют детям на доступном для них уровне познавать сложные явления и яв- ляются символическим банком жизненных ситуаций. Сказочные уроки являются уроками нравственности и важны как для детей, так и для взрослых. Сказка яв- ляется важным проводником эстетической жизни ребенка. Хотя единой класси- фикации сказок не существует, большинство авторов выделяют два основных вида сказок: народные и авторские, каждый из которых имеет своё психологиче- ское значение.
Сказка оказывает сильное влияние на разные аспекты личности, как созна- тельные, так и бессознательные. Несколько психологов, включая Э. Берна, К.Г. Юнга, Э. Фромма и З. Фрейда, обсуждали влияние сказки на бессознательное человека. Э. Берн считал сказку ролевым взаимодействием, которое формиру- ется в сценарий, представляя то, что человек планирует сделать в будущем, еще в детстве. Идеи К.Г. Юнга и З. Фрейда основывались на мысли о том, что жизнь человека иногда следует образам, которые можно найти в мифах, легендах и вол- шебных сказках. Они считали, что ребенок "впитывает" философские смыслы,
модели поведения и стили взаимоотношений, а затем разыгрывает их со своими друзьями. Через многократные переживания событий сказки ребенок косвенно приобретает значимый жизненный опыт. Сказки играют особую роль в развитии эстетического восприятия у детей, особенно в дошкольном возрасте. В этом воз- расте происходят глубокие изменения в развитии эстетического восприятия, тре- бующие воспринимающего войти внутрь изображаемых обстоятельств, мыс- ленно принять участие в действиях героев, пережить их радости и печали. Слу- шание сказок и творческие игры важны для развития творческой деятельности
ребенка. Восприятие прекрасного в жизни и искусстве влияет на общее психиче- ское развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли, и изменяет его общее отношение к действительности, способствуя возникновению новых, более высоких мотивов деятельности.
Таким образом, устное народное творчество играет огромную роль в раз- витии личности, что привело к широкому использованию литературного матери- ала, в том числе сказок, в психологической практике. Возможности использова- ния сказок в психокоррекционной работе сейчас значительно расширены, и это привело к возникновению нового направления в психотерапии – сказкотерапии. Сказкотерапия позволяет искать смысл, объективировать проблемные ситуации, активизировать потенциал личности. Она объединяет достижения разных наук и культур, упакованные в сказочную форму и метафору, которые помогают детям
В литературе, посвященной применению метафор в детской психотерапии, выделяются основные принципы и этапы построения терапевтических сказок [8]. Однако, когда речь заходит о детских страхах, необходимо упомянуть о важной терапевтической роли страшилок, которые дети передают друг другу из поколе- ния в поколение по правилам бытования фольклора, без помощи взрослых. Зачем детям страшилки? Они продолжают жить в нашем детстве и передаваться из по- коления в поколение, поэтому они, безусловно, нужны. У страшилок есть своя социальная функция. Рассказывают истории все, кто помнит. Но есть и те, кто становятся признанными сказителями. Вечерние часы становятся для невзрач- ной девочки или робкого мальчика-очкарика, проигрывающих в дневных заба- вах и состязаниях, возможностью занять центральное место в группе и привлечь
внимание сверстников и самого себя. Рассказчик упивается своей властью над переживаниями слушателей. Он может заставить
их замереть от страха или оста- вить в дураках, рассказав ужасную историю со смешным концом. Таким обра- зом, дети, которым не даны другие возможности для самоутверждения, находят свое место в группе и получают признание. Страх, пережитый вместе с другими, заставляет ребенка более осознанно ощущать присутствие товарищей, их важ- ность в дружеской поддержке и чувство локтя. В такие моменты сплоченность и солидарность детской группы укрепляются. Неудивительно, что детские компа- нии периодически устраивают эмоциональные встряски, чтобы почувствовать свое единство перед лицом иллюзорной опасности и неизвестности.
Особую значимость в детской психотерапии имеют страшилки, которые помогают ребенку научиться переживать и справляться со страхом, который яв- ляется важным компонентом жизненного опыта маленького человека, который только начинает познавать большой неизведанный мир. Многие страхи возни- кают у детей только в определенном возрасте и могут служить показателем взросления. Родители, пытающиеся защитить своих детей от любой опасности и напряжения, или же те, кто обвиняет их в трусости, могут быть не в состоянии помочь им в этом. Для ребенка важно видеть, что и другие дети испытывают страх, и вместе с ними он может научиться справляться с ним. Разговоры о страшных вещах и их обсуждение в группе могут помочь ребенку стать смелее, и эта обстановка безопасности позволяет младшим детям тренироваться в пере- живании страха с помощью старших товарищей. Кроме того, страшилки дают возможность детям выразить свои индивидуальные страхи в традиционных фор- мах и образах, что может облегчить их эмоциональную нагрузку.
Страх, когда он не слишком силен, может приятно возбуждать
и обострять все чувства, а контраст между страхом и уверенностью в своей безопасности по- рождает особое удовольствие, которое дети любят испытывать. Это еще одна сторона детского фольклора, которая объясняет его "живучесть" и необходи- мость для нормального развития ребенка. Сказка играет огромную роль в разви- тии личности, оказывая влияние как на сознательные, так и на бессознательные
стороны личности и позволяя приобрести значимый жизненный опыт. Она осо- бенно важна в детском возрасте, помогая сделать процесс эмоционально-нрав- ственного развития контролируемым и целенаправленным, а также формируя умственную, эмоциональную и волевую сферы. Поэтому сказки широко исполь- зуются в психологической практике и особенно в сказкотерапии, которая помо- гает принимать свои трудности и бороться с ними действенным способом, от- крывая способность к изменениям и росту.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: сказка
— это одна из форм творчества, которая стимулирует детскую фантазию. Суще- ствует глубокая связь между играми и сказками, поскольку каждая сказка явля- ется в своей сущности фабулой игры. Первые сказки переплетают действитель- ное и чудесное и отражают то, что переживает ребенок. Сказки — это сгусток мудрости и опыта, который сопоставим с генным аппаратом человечества. Они позволяют детям на доступном для них уровне познавать сложные явления и яв- ляются символическим банком жизненных ситуаций. Сказочные уроки являются уроками нравственности и важны как для детей, так и для взрослых. Сказка яв- ляется важным проводником эстетической жизни ребенка. Хотя единой класси- фикации сказок не существует, большинство авторов выделяют два основных вида сказок: народные и авторские, каждый из которых имеет своё психологиче- ское значение.
Сказка оказывает сильное влияние на разные аспекты личности, как созна- тельные, так и бессознательные. Несколько психологов, включая Э. Берна, К.Г. Юнга, Э. Фромма и З. Фрейда, обсуждали влияние сказки на бессознательное человека. Э. Берн считал сказку ролевым взаимодействием, которое формиру- ется в сценарий, представляя то, что человек планирует сделать в будущем, еще в детстве. Идеи К.Г. Юнга и З. Фрейда основывались на мысли о том, что жизнь человека иногда следует образам, которые можно найти в мифах, легендах и вол- шебных сказках. Они считали, что ребенок "впитывает" философские смыслы,
модели поведения и стили взаимоотношений, а затем разыгрывает их со своими друзьями. Через многократные переживания событий сказки ребенок косвенно приобретает значимый жизненный опыт. Сказки играют особую роль в развитии эстетического восприятия у детей, особенно в дошкольном возрасте. В этом воз- расте происходят глубокие изменения в развитии эстетического восприятия, тре- бующие воспринимающего войти внутрь изображаемых обстоятельств, мыс- ленно принять участие в действиях героев, пережить их радости и печали. Слу- шание сказок и творческие игры важны для развития творческой деятельности
ребенка. Восприятие прекрасного в жизни и искусстве влияет на общее психиче- ское развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли, и изменяет его общее отношение к действительности, способствуя возникновению новых, более высоких мотивов деятельности.
Таким образом, устное народное творчество играет огромную роль в раз- витии личности, что привело к широкому использованию литературного матери- ала, в том числе сказок, в психологической практике. Возможности использова- ния сказок в психокоррекционной работе сейчас значительно расширены, и это привело к возникновению нового направления в психотерапии – сказкотерапии. Сказкотерапия позволяет искать смысл, объективировать проблемные ситуации, активизировать потенциал личности. Она объединяет достижения разных наук и культур, упакованные в сказочную форму и метафору, которые помогают детям