ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в развитии эмоционально-нравственной сферы ребенка, помогая ему стать более отзывчивым и добрым. Искусство и ли- тература являются богатым источником человеческих чувств и переживаний, и именно сказки способствуют развитию высших чувств, таких как нравствен- ность, интеллектуальность и эстетические вкусы.
Для ребенка сказка — это не просто вымысел или фантазия, а особая ре- альность, которая помогает расширить рамки обычной жизни и столкнуться с самыми сложными явлениями и чувствами, такими как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая и доступная для понимания ребенка, но высота проявлений и нравственный смысл остаются подлинными и взрослыми.
Сказки дают уроки нравственности, которые остаются важными на протя- жении всей жизни, как для детей, так и для взрослых. Слушая сказки, дети со- чувствуют персонажам и появляется внутренний импульс к содействию, помощи и защите, который заряжает их душу нравственной энергией. Очень важно со- здавать условия для реализации этих эмоций через активную деятельность ре- бенка, где он мог бы применить свои чувства и переживания, испытанные во время чтения художественной литературы.
Сказки содержат образы, глубокий символизм и множество воображаемых событий. Родители часто задаются вопросом, читать ли страшные сказки своим детям или нет. Некоторые эксперты предлагают исключить их из "репертуара чтения" для маленьких детей. Однако, наши дети не живут в защищенном мире и должны научиться быть смелыми, стойкими и решительными, чтобы защищать добро и справедливость. Поэтому, их нужно постепенно, но обдуманно учить стойкости
и решительности, умению преодолевать свои страхи. Дети также сами стремятся к этому, о чем свидетельствует "фольклор" и страшные истории, кото- рые рассказывают друг другу дети старшего дошкольного и младшего школь- ного возраста.
Дети, воспитанные на народных сказках, учатся различать меру, которую воображение не должно превышать в искусстве. У дошкольников формируются реалистические критерии для оценки красоты.
В сказках, особенно в волшебных, возможно многое. Действующие лица могут попадать в самые необычные ситуации, животные и даже неодушевленные предметы говорят и действуют как люди, происходят различные фантастические события. Все это нужно, чтобы предметы могли обнаружить свои истинные, ха- рактерные свойства. Если типичные свойства предметов и характер действий, которые происходят с ними, нарушаются, дети заявляют, что сказка неправиль- ная, что так не бывает. В этом заключается значимость эстетического восприятия для развития познавательной деятельности детей, поскольку художественное произведение не только расширяет их кругозор, но и помогает выделить суще- ственные, характерные черты предмета.
Ребенок приобретает реалистический подход к сказочной фантастике только на определенной ступени своего развития и благодаря воспитанию. Со- гласно исследованию Т.И. Титаренко [2], дети могут принять любой вымысел, не обладая необходимым опытом. Но только в среднем дошкольном возрасте ре- бенок начинает оценивать достоинства сказки на основе правдоподобности ее событий. Старшие дошкольники настолько укрепляются в своей реалистической
позиции, что начинают любить "перевертыши". Это помогает ребенку углубить
свое правильное понимание окружающей действительности.
Однако, эстетическое восприятие не заключается в пассивной констатации известных сторон действительности. Оно требует, чтобы человек вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев и пе- режил их радости и печали. Эта активность расширяет сферу духовной жизни и имеет важное значение для умственного и нравственного развития. Слушание сказки и творческие игры имеют важное значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна творческая дея- тельность. Четкая фабула и драматизированное изображение событий в сказке помогают ребенку войти в круг воображаемых обстоятельств и мысленно содей- ствовать героям произведения.
С.Я. Маршак рекомендовал в "Большой литературе для маленьких" выби- рать книги с четкой незаконченной фабулой, где автор сторонник одних своих героев и противник других, где есть ритмическое движение, а не сухая, рассу- дочная последовательность, и где вывод из книги является естественным след- ствием всего хода фактов. Кроме того, хорошая книга должна быть способна быть разыгранной как пьеса или превращена в бесконечную эпопею, придумы- вая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке».
В работе Л.С. Славиной (1947) [там же] отмечается, что соответствующая педагогическая работа может вызвать интерес маленького ребенка к героям по- вествования и заставить его следить за событиями, переживая новые чувства. У пред школьников это проявляется только в зачаточной форме содействия и сопе- реживания героям художественного произведения. Более сложные формы вос- приятия произведения приобретает дошкольник. Его восприятие художествен- ного произведения является очень активным:
ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Начальные формы этой деятельности в начале дошкольного возраста очень близки к игре. Однако, если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и
действия, и обстоятельства воображаемые. В процессе дошкольного развития формируется отношение к художественному произведению от непосредствен- ного наивного участия ребенка в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые требуют умения занять позицию вне произведения и смотреть на него со стороны для правильной оценки. Дошколь- ники научаются ставить себя на место героя, содействовать ему, радоваться его успехам и грустить из-за его неудач. Формирование внутренней деятельности дошкольника в восприятии художественного произведения позволяет ребенку не только понимать явления, которые он не может воспринять непосредственно, но и относиться к событиям со стороны, в которых он не принимал участия, что имеет большое значение для последующего психического развития.
Дошкольный ребенок обычно очень любит хорошие сказки, и эти сказки могут оказывать длительное влияние на его мысли и чувства, проявляясь в по- следующих действиях, рассказах, играх и рисунках. Однако, чтобы правильно понять, что именно привлекает ребенка в сказке, необходимо учитывать мотивы, которые заставляют его действовать и ради чего он совершает определенные операции. В традиционной психологии этот аспект практически не рассматрива- ется. Некоторые психоаналитики считают, что интерес ребенка к сказке связан с его темными, асоциальными влечениями, которые не могут проявиться в реаль-
ной жизни из-за запретов взрослых, и поэтому ищут свое удовлетворение в мире фантастики. Другие исследователи полагают, что ребенка привлекает жажда не- обычного и примитивное стремление к сенсациям и чудесам. Однако такие тео- рии не соответствуют действительности. Организованное правильно эстетиче- ское восприятие сказок имеет огромное влияние на духовное развитие ребенка, потому что не только приводит к приобретению знаний и умений, формирует отдельные психические процессы, но и меняет общее отношение к действитель- ности и способствует появлению новых, более высоких мотивов деятельности. В дошкольном возрасте деятельность усложняется, и то, на что она направлена, и то, ради чего она производится, оказывается уже не одним и тем же, как в раннем детстве.
Развитие новых мотивов деятельности, которые формируются в процессе воспитания ребенка, позволяет ему понимать художественные произведения и углубляться в их идейное содержание. Хотя сначала детей привлекают яркие описания и внешние положения персонажей, уже на раннем этапе они начинают интересоваться внутренней, смысловой стороной произведения. Для дошкольни- ков важно не только оценить внешние поступки персонажей как хорошие или плохие, но также оценить их внутренние качества и социальную значимость по- ступков. Художественное произведение влияет на развитие мотивов деятельно- сти ребенка, а в свою очередь, эти мотивы влияют на его способность понимать произведения и углубляться в их идейное содержание.
Для понимания чего-либо ребенку дошкольного возраста необходимо вза- имодействовать с объектом познания. Единственной доступной формой деятель- ности для преддошкольника является фактическое взаимодействие с окружаю-
Для ребенка сказка — это не просто вымысел или фантазия, а особая ре- альность, которая помогает расширить рамки обычной жизни и столкнуться с самыми сложными явлениями и чувствами, такими как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая и доступная для понимания ребенка, но высота проявлений и нравственный смысл остаются подлинными и взрослыми.
Сказки дают уроки нравственности, которые остаются важными на протя- жении всей жизни, как для детей, так и для взрослых. Слушая сказки, дети со- чувствуют персонажам и появляется внутренний импульс к содействию, помощи и защите, который заряжает их душу нравственной энергией. Очень важно со- здавать условия для реализации этих эмоций через активную деятельность ре- бенка, где он мог бы применить свои чувства и переживания, испытанные во время чтения художественной литературы.
Сказки содержат образы, глубокий символизм и множество воображаемых событий. Родители часто задаются вопросом, читать ли страшные сказки своим детям или нет. Некоторые эксперты предлагают исключить их из "репертуара чтения" для маленьких детей. Однако, наши дети не живут в защищенном мире и должны научиться быть смелыми, стойкими и решительными, чтобы защищать добро и справедливость. Поэтому, их нужно постепенно, но обдуманно учить стойкости
и решительности, умению преодолевать свои страхи. Дети также сами стремятся к этому, о чем свидетельствует "фольклор" и страшные истории, кото- рые рассказывают друг другу дети старшего дошкольного и младшего школь- ного возраста.
Дети, воспитанные на народных сказках, учатся различать меру, которую воображение не должно превышать в искусстве. У дошкольников формируются реалистические критерии для оценки красоты.
В сказках, особенно в волшебных, возможно многое. Действующие лица могут попадать в самые необычные ситуации, животные и даже неодушевленные предметы говорят и действуют как люди, происходят различные фантастические события. Все это нужно, чтобы предметы могли обнаружить свои истинные, ха- рактерные свойства. Если типичные свойства предметов и характер действий, которые происходят с ними, нарушаются, дети заявляют, что сказка неправиль- ная, что так не бывает. В этом заключается значимость эстетического восприятия для развития познавательной деятельности детей, поскольку художественное произведение не только расширяет их кругозор, но и помогает выделить суще- ственные, характерные черты предмета.
Ребенок приобретает реалистический подход к сказочной фантастике только на определенной ступени своего развития и благодаря воспитанию. Со- гласно исследованию Т.И. Титаренко [2], дети могут принять любой вымысел, не обладая необходимым опытом. Но только в среднем дошкольном возрасте ре- бенок начинает оценивать достоинства сказки на основе правдоподобности ее событий. Старшие дошкольники настолько укрепляются в своей реалистической
позиции, что начинают любить "перевертыши". Это помогает ребенку углубить
свое правильное понимание окружающей действительности.
Однако, эстетическое восприятие не заключается в пассивной констатации известных сторон действительности. Оно требует, чтобы человек вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев и пе- режил их радости и печали. Эта активность расширяет сферу духовной жизни и имеет важное значение для умственного и нравственного развития. Слушание сказки и творческие игры имеют важное значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна творческая дея- тельность. Четкая фабула и драматизированное изображение событий в сказке помогают ребенку войти в круг воображаемых обстоятельств и мысленно содей- ствовать героям произведения.
С.Я. Маршак рекомендовал в "Большой литературе для маленьких" выби- рать книги с четкой незаконченной фабулой, где автор сторонник одних своих героев и противник других, где есть ритмическое движение, а не сухая, рассу- дочная последовательность, и где вывод из книги является естественным след- ствием всего хода фактов. Кроме того, хорошая книга должна быть способна быть разыгранной как пьеса или превращена в бесконечную эпопею, придумы- вая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке».
В работе Л.С. Славиной (1947) [там же] отмечается, что соответствующая педагогическая работа может вызвать интерес маленького ребенка к героям по- вествования и заставить его следить за событиями, переживая новые чувства. У пред школьников это проявляется только в зачаточной форме содействия и сопе- реживания героям художественного произведения. Более сложные формы вос- приятия произведения приобретает дошкольник. Его восприятие художествен- ного произведения является очень активным:
ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Начальные формы этой деятельности в начале дошкольного возраста очень близки к игре. Однако, если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и
действия, и обстоятельства воображаемые. В процессе дошкольного развития формируется отношение к художественному произведению от непосредствен- ного наивного участия ребенка в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые требуют умения занять позицию вне произведения и смотреть на него со стороны для правильной оценки. Дошколь- ники научаются ставить себя на место героя, содействовать ему, радоваться его успехам и грустить из-за его неудач. Формирование внутренней деятельности дошкольника в восприятии художественного произведения позволяет ребенку не только понимать явления, которые он не может воспринять непосредственно, но и относиться к событиям со стороны, в которых он не принимал участия, что имеет большое значение для последующего психического развития.
Дошкольный ребенок обычно очень любит хорошие сказки, и эти сказки могут оказывать длительное влияние на его мысли и чувства, проявляясь в по- следующих действиях, рассказах, играх и рисунках. Однако, чтобы правильно понять, что именно привлекает ребенка в сказке, необходимо учитывать мотивы, которые заставляют его действовать и ради чего он совершает определенные операции. В традиционной психологии этот аспект практически не рассматрива- ется. Некоторые психоаналитики считают, что интерес ребенка к сказке связан с его темными, асоциальными влечениями, которые не могут проявиться в реаль-
ной жизни из-за запретов взрослых, и поэтому ищут свое удовлетворение в мире фантастики. Другие исследователи полагают, что ребенка привлекает жажда не- обычного и примитивное стремление к сенсациям и чудесам. Однако такие тео- рии не соответствуют действительности. Организованное правильно эстетиче- ское восприятие сказок имеет огромное влияние на духовное развитие ребенка, потому что не только приводит к приобретению знаний и умений, формирует отдельные психические процессы, но и меняет общее отношение к действитель- ности и способствует появлению новых, более высоких мотивов деятельности. В дошкольном возрасте деятельность усложняется, и то, на что она направлена, и то, ради чего она производится, оказывается уже не одним и тем же, как в раннем детстве.
Развитие новых мотивов деятельности, которые формируются в процессе воспитания ребенка, позволяет ему понимать художественные произведения и углубляться в их идейное содержание. Хотя сначала детей привлекают яркие описания и внешние положения персонажей, уже на раннем этапе они начинают интересоваться внутренней, смысловой стороной произведения. Для дошкольни- ков важно не только оценить внешние поступки персонажей как хорошие или плохие, но также оценить их внутренние качества и социальную значимость по- ступков. Художественное произведение влияет на развитие мотивов деятельно- сти ребенка, а в свою очередь, эти мотивы влияют на его способность понимать произведения и углубляться в их идейное содержание.
Для понимания чего-либо ребенку дошкольного возраста необходимо вза- имодействовать с объектом познания. Единственной доступной формой деятель- ности для преддошкольника является фактическое взаимодействие с окружаю-