ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
щим миром. Для дошкольника наряду с практическим контактом с реальностью становится возможным внутреннее воображение, позволяющее ему действовать не только в фактической реальности, но и в мире воображения. Игра и слушание сказок создают благоприятные условия для возникновения и развития внутрен- него воображения ребенка. Когда ребенок начинает использовать эту форму де- ятельности, перед ним открываются новые возможности. Он может пережить и осознать события, в которых не участвовал, но следил за ними через художе- ственное повествование. Иногда положения, не понимаемые ребенком в сухой и рассудочной форме, могут быть поняты им через художественный образ. Это яв- ление хорошо описывает А.П. Чехов в своем рассказе "Дома". Моральные и эти- ческие оценки, выраженные через конкретные действия в художественных про- изведениях, становятся доступными ребенку очень рано. Как отмечает Б.М. Теп- лов, воспитательная ценность художественных произведений заключается в том, что они позволяют пережить кусок жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения, создавая определенные отношения и моральные оценки, кото- рые имеют более высокую принудительную силу, чем просто сообщаемые и усваиваемые оценки.
В настоящее время существует направление, называемое сказкотерапией. Но что это значит? На первый взгляд, это лечение с помощью сказок. Сказка - это своего рода "слоеный пирог". Каждый слой имеет свой смысл. В процессе чтения сказки, наше бессознательное уже выбирает для себя самый "вкусный" смысл, тот, который наиболее соответствует мироощущению на данный момент и может помочь найти ответ на внутренние вопросы. Это и есть секрет "вечной молодости" сказок - в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки зна- ний о мире и системе взаимоотношений в нем, это символический банк жизнен- ных ситуаций, это процесс объективации проблемных ситуаций, это процесс ак- тивизации ресурсов и потенциала личности. Сказкотерапия прошла через четыре этапа своего развития:
Сегодня сказкотерапия объединяет множество научных достижений из об- ласти психологии, педагогики, психотерапии и философии различных культур, которые воплощаются в форме метафорических сказок. Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление жизненного опыта, моделирование будущего и индивидуальный подбор сказок для каждого клиента – это все со- ставляющие процесса сказкотерапии. В практике психологов используется раз- нообразный литературный материал, включая народные сказки, которые пред-
ставляют собой «сгусток человеческой мудрости и опыта, полученных в резуль- тате работы сознания и подсознания». Метафорические сказки аналогичны
генетическому коду человечества по происхождению и механизму действия. В своей работе психологи, использующие методы М. Эриксона и НЛП, создают не только сказки из народного фольклора, но и свои собственные истории, направ- ленные на решение определенных проблем или адаптированные к индивидуаль- ным потребностям клиента.
В психолого-педагогической деятельности сказкотерапия может помочь решить следующие задачи [14]:
Развитие эмоционального словаря у детей происходит естественно. Хотя ребенок знаком с основными понятиями, такими как страх, боль, радость и удив- ление, ему не хватает семантических оттенков, чтобы точно выразить свои пере- живания. Методика Толстиковой
М.А. [ссылка] использует слова и цвет для обо- значения чувств. Слова позволяют уточнить значения, а цвет – самовыражение и индивидуализацию. Эта идея использования цвета применяется в арттерапии и педагогической практике. Некоторые игры, такие как игра-занятие Л. Стрелко- вой [13], в которой дети раскрашивают сюжетные картинки к сказке, близки к
предложенной методике. Однако, другой стимулирующий материал может нести большую знаковую нагрузку и представлять другие возможности для работы. Эта методика может быть эффективна как для терапевтических целей, так и для развития произвольных функций, таких как внимание, память и речь. В послед- нее время использование метафор для коррекции страхов и тревожности у млад- ших школьников получило распространение [7]. Проблема эмоционального не- благополучия у детей, включая детские страхи и тревожность, не утрачивает своей актуальности. Известно, что страх и тревога могут привести к многим нарушениям здоровья как физических, так и психических. Особенно вредны они в детстве, когда препятствуют гармоничному развитию и самореализации лич- ности. Не только лишают ребенка психологического комфорта и радости жизни, но и способствуют развитию многих психосоматических заболеваний и детских неврозов.
Различные психологические школы и направления, как зарубежные, так и отечественные, занимались проблемой детской тревожности. Это привело к раз- нообразию взглядов на природу страха и тревоги, а также на причины их возник- новения [из источника]. Несмотря на глубокое теоретическое освещение этой
проблемы, методические вопросы, связанные с коррекцией детских страхов и тревожности, пока не до конца разработаны. Возможно, терапевтические мета- форы могут стать основой для создания эффективной коррекционной про- граммы, направленной на преодоление этих проблем. Многие авторы отмечают возможность использования метафор в детской психотерапии. Терапевтическая метафора — это история, которая влияет на мышление, чувства или поведение человека, предъявляя истину в менее прямой или узнаваемой форме. Она рабо- тает по механизму идентификации ребенка с героем в сказке, который испыты- вает те же затруднения, что и ребенок, и успешно их преодолевает. Чтобы сказка оказала влияние на ребенка, необходим мостик понимания между ребенком и событиями повествования. Терапевтическая метафора должна быть точной в из- ложении проблемы ребенка, но при этом не должна быть слишком прямой, чтобы не вызывать у ребенка чувства смущения, стыда или сопротивления.
Терапевтические сказки предоставляют ребенку возможность эффективно справляться с своими трудностями. Многие дети чувствуют себя виноватыми или стесненными из-за своих страхов и трудно говорят об этом открыто. Однако, слушать терапевтическую сказку совсем другое дело. Детям не даются наставле- ния, они не обвиняются и не принуждаются говорить о своих проблемах. Тера- певтическая сказка создает для ребенка зону безопасности, где он может узнать что-то новое, сравнить и сопоставить, не боясь вмешательства в свой внутренний мир. Кроме того, терапевтические сказки помогают детям почувствовать, что они не одиноки в своих переживаниях, что другие дети также могут
- 1 2 3 4 5 6
Использование сказок в психокоррекционной работе
В настоящее время существует направление, называемое сказкотерапией. Но что это значит? На первый взгляд, это лечение с помощью сказок. Сказка - это своего рода "слоеный пирог". Каждый слой имеет свой смысл. В процессе чтения сказки, наше бессознательное уже выбирает для себя самый "вкусный" смысл, тот, который наиболее соответствует мироощущению на данный момент и может помочь найти ответ на внутренние вопросы. Это и есть секрет "вечной молодости" сказок - в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки зна- ний о мире и системе взаимоотношений в нем, это символический банк жизнен- ных ситуаций, это процесс объективации проблемных ситуаций, это процесс ак- тивизации ресурсов и потенциала личности. Сказкотерапия прошла через четыре этапа своего развития:
-
устное народное творчество; -
сбор и изучение сказок и мифов; -
использование сказок как психотехники для психодиагностики, коррекции и развития личности; -
комплексная сказкотерапия, основанная на духовном подходе к сказкам, которая понимается как органическая система воспитания, проверенная многими поколениями предков.
Сегодня сказкотерапия объединяет множество научных достижений из об- ласти психологии, педагогики, психотерапии и философии различных культур, которые воплощаются в форме метафорических сказок. Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление жизненного опыта, моделирование будущего и индивидуальный подбор сказок для каждого клиента – это все со- ставляющие процесса сказкотерапии. В практике психологов используется раз- нообразный литературный материал, включая народные сказки, которые пред-
ставляют собой «сгусток человеческой мудрости и опыта, полученных в резуль- тате работы сознания и подсознания». Метафорические сказки аналогичны
генетическому коду человечества по происхождению и механизму действия. В своей работе психологи, использующие методы М. Эриксона и НЛП, создают не только сказки из народного фольклора, но и свои собственные истории, направ- ленные на решение определенных проблем или адаптированные к индивидуаль- ным потребностям клиента.
В психолого-педагогической деятельности сказкотерапия может помочь решить следующие задачи [14]:
-
Установление контакта с ребенком и создание комфортной среды, соответ- ствующей его возрасту. Сказочные сюжеты могут использоваться как канва для познавательной деятельности и для развития речевого и образ- ного мышления. -
Ребенок, идентифицируясь с героями сказок и сопереживая их приключе- ниям, получает возможность выразить свои чувства и реагировать на них. Игры-драматизации на сказочные сюжеты могут использоваться в психо- терапевтической работе. -
Сказки используют метафорический язык, который позволяет предложить аналогичные обучающие ситуации и расширить поведенческий репертуар ребенка. Некоторые психолого-педагогические подходы делают акцент на осознание морально-этических норм. -
Сказка помогает ребенку осознать свои чувства и переживания, а также сохранять способность видеть происходящее "извне".
Развитие эмоционального словаря у детей происходит естественно. Хотя ребенок знаком с основными понятиями, такими как страх, боль, радость и удив- ление, ему не хватает семантических оттенков, чтобы точно выразить свои пере- живания. Методика Толстиковой
М.А. [ссылка] использует слова и цвет для обо- значения чувств. Слова позволяют уточнить значения, а цвет – самовыражение и индивидуализацию. Эта идея использования цвета применяется в арттерапии и педагогической практике. Некоторые игры, такие как игра-занятие Л. Стрелко- вой [13], в которой дети раскрашивают сюжетные картинки к сказке, близки к
предложенной методике. Однако, другой стимулирующий материал может нести большую знаковую нагрузку и представлять другие возможности для работы. Эта методика может быть эффективна как для терапевтических целей, так и для развития произвольных функций, таких как внимание, память и речь. В послед- нее время использование метафор для коррекции страхов и тревожности у млад- ших школьников получило распространение [7]. Проблема эмоционального не- благополучия у детей, включая детские страхи и тревожность, не утрачивает своей актуальности. Известно, что страх и тревога могут привести к многим нарушениям здоровья как физических, так и психических. Особенно вредны они в детстве, когда препятствуют гармоничному развитию и самореализации лич- ности. Не только лишают ребенка психологического комфорта и радости жизни, но и способствуют развитию многих психосоматических заболеваний и детских неврозов.
Различные психологические школы и направления, как зарубежные, так и отечественные, занимались проблемой детской тревожности. Это привело к раз- нообразию взглядов на природу страха и тревоги, а также на причины их возник- новения [из источника]. Несмотря на глубокое теоретическое освещение этой
проблемы, методические вопросы, связанные с коррекцией детских страхов и тревожности, пока не до конца разработаны. Возможно, терапевтические мета- форы могут стать основой для создания эффективной коррекционной про- граммы, направленной на преодоление этих проблем. Многие авторы отмечают возможность использования метафор в детской психотерапии. Терапевтическая метафора — это история, которая влияет на мышление, чувства или поведение человека, предъявляя истину в менее прямой или узнаваемой форме. Она рабо- тает по механизму идентификации ребенка с героем в сказке, который испыты- вает те же затруднения, что и ребенок, и успешно их преодолевает. Чтобы сказка оказала влияние на ребенка, необходим мостик понимания между ребенком и событиями повествования. Терапевтическая метафора должна быть точной в из- ложении проблемы ребенка, но при этом не должна быть слишком прямой, чтобы не вызывать у ребенка чувства смущения, стыда или сопротивления.
Терапевтические сказки предоставляют ребенку возможность эффективно справляться с своими трудностями. Многие дети чувствуют себя виноватыми или стесненными из-за своих страхов и трудно говорят об этом открыто. Однако, слушать терапевтическую сказку совсем другое дело. Детям не даются наставле- ния, они не обвиняются и не принуждаются говорить о своих проблемах. Тера- певтическая сказка создает для ребенка зону безопасности, где он может узнать что-то новое, сравнить и сопоставить, не боясь вмешательства в свой внутренний мир. Кроме того, терапевтические сказки помогают детям почувствовать, что они не одиноки в своих переживаниях, что другие дети также могут