Файл: Сказка и ее роль в формировании личности ребенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
фольклорному пониманию этой темы развивает его личный опыт, поднимая его опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавая этому понятию магический смысл.

Можно выделить несколько важных идей, общих для всех народных сказок:

  1. Мир вокруг нас живой, и все может заговорить с нами в любой момент. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к окружающему миру.

  2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно и имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия других.

  3. Разделение на добро и зло, победу добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственного развития.

  4. Ценное достается через испытания, а то, что далось легко, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

  5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.




  1. Сказки о животных: Сказки о животных являются особенно полезными для маленьких детей до 5 лет, которые легко идентифицируют себя с представи- телями животного мира. Для детей они могут быть как игровыми товарищами,


так и объектами изучения в зоопарке, или существами из воображения, о кото- рых они только что услышали. Для детей в этом возрасте телевизионные сказки, даже рекламные, могут также излучать волшебный свет, заставляя их вдумчиво
следить за происходящим. Сказки о животных могут передать маленьким детям важный жизненный опыт.

  1. Бытовые сказки: Бытовые сказки представляют собой рассказы о трудно- стях и препятствиях в семейной жизни, показывают способы разрешения кон- фликтов и помогают формировать позицию здравого смысла и юмора по отно- шению к жизненным трудностям. Они могут быть особенно полезны в семейном консультировании и при работе с подростками, помогая формировать понимание семейных отношений и научиться разрешать конфликты.

  2. Сказки ужасов: В этих сказках рассказывается о силе тьмы и зла. Совре- менная детская культура также выделяет сказки-ужастики. Вероятно, это связано с опытом самотерапии детей: повторяя и переживая напряженные ситуации в сказке, дети избавляются от стресса и приобретают новые способы реагирова- ния. Содержание страшных рассказов сильно зависит от культурных и социаль- ных традиций, в которых растет и воспитывается ребенок. У детей разных стран страшилки имеют сходство в сюжетах, поэтических особенностях и манере рас- сказа. Герои страшных сказок обычно безымянны и условны. Их характеры не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение добра и зла. В страшной сказке всегда можно найти персонажей, которые страдают — это члены вымышленной семьи. Разнообразие сюжетов страшных сказок невелико, они монтируются из традиционных мотивов и ситу- аций. Почти все они несут на себе печать психологических проблем детства.

  3. Волшебные сказки: Эльконинова Л.И. и Эльконин Б.Д. в своей ра- боте считают, что форма субъектности, представленная в волшебной сказке, включает в себя форму инициативного действия. То есть, субъект, заданный в волшебной сказке, олицетворяет место самой задачи в мире. Его субъектность проявляется в принятии на себя труда и решения задачи, заботы и работы по вы- полнению действия. Это субъект поступка, субъект инициации действия. В


сказке представлена форма инициативного отношения к миру. Инициация действия это главное событие, которое порождает субъекта, слушающего сказку. Волшебные сказки и другие художественные формы часто используются в ис- следовательской и педагогической практике . С их помощью у дошкольников пытаются выстроить желательное «морально-правильное» поведение.

  1. Авторские сказки, в отличие от народных, более индивидуальны и изоб- ражают переживания автора с большей чувствительностью и образностью. Если требуется помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, то авторские сказки могут быть более подходящим выбором, несмотря на то что они могут содержать большое количество личностных проекций. Некоторые авторские сказки могут формировать негативный жизненный сценарий, но это происходит, когда не понят философский или духовный смысл сказки. В таком случае, необ- ходимо начать работу с переосмысления смысла сказки, прежде чем начинать работу с жизненным сценарием.

Дидактические сказки создаются педагогами для "упаковки" учебного ма- териала. В них абстрактные символы, такие как цифры, буквы, звуки, арифмети- ческие действия и прочие, оживляются и создают сказочный мир, в котором они обитают. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний, а также содержать учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Они помогают "замещать" неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объяснять ребенку смысл
происходящего. Однако, их примене- ние ограничено по возрасту (до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэф- фективное поведение).

При создании психокоррекционных сказок важно учитывать скрытую при- чину "плохого" поведения. После чтения такой сказки ребенку лучше дать воз- можность наедине с самим собой подумать о ней. Если же он хочет обсудить ее, можно сформулировать "сказочный урок", использовать куклы, рисунки, песоч- ницу или миниатюрные фигурки. Кроме того, существуют психотерапевтиче- ские сказки, которые помогают человеку увидеть происходящее с другой

стороны и решить проблемные ситуации. Такие сказки часто посвящены темам жизни и смерти, отношениям к потерям и приобретениям, любви и пути. В про- цессе создания психотерапевтических сказок ищется смысл происходящих со- бытий и проблемных ситуаций, что позволяет перейти в область философии со- бытий и взаимоотношений.

Психотерапевтические сказки могут быть использованы для помощи детям в понимании сложных жизненных ситуаций, таких как потеря близкого человека или развод родителей. Обычно клиент представляется в образе сказочного героя, и с помощью фантазии и создания событий, психолог помогает клиенту принять и понять свою ситуацию. Медитативные сказки, напротив, создаются для созда- ния положительного образного опыта и снятия психоэмоционального напряже- ния, и в них отсутствуют конфликты и злые герои. Сказки могут быть классифи- цированы на авторские и народные, каждый вид имеет свое психологическое значение. В работе с детьми, сказки могут быть использованы через чтение, об- суждение, создание кукол и спектаклей


Роль сказки в развитии личности

      1. Сказка и бессознательное


Устное народное творчество, такое как сказки и мифы, оказывает значи- тельное влияние на жизнь человека как на сознательном, так и на бессознатель- ном уровне. Это было подмечено такими известными психологами и филосо- фами, как З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг и Э. Берн [1, 15, 16, 19]. Э. Берн считал, что социальные действия помогают структурировать время и избежать скуки, а также могут помочь получить максимальное удовлетворение от каждой ситуа- ции. Большинство людей имеют свой жизненный план или сценарий, который формируется еще в раннем детстве и в большинстве случаев определяется Роди- тельским программированием. Этот психологический импульс направляет чело- века вперед, независимо от его свободного выбора или сопротивления, к своей судьбе. Жизненные сценарии обычно основываются на том, что ребенок воспри- нимает от родителей, которые дают ему цель жизни, помогают структурировать время и указывают, как поступать. Это формирует первичный "протокол", кото- рый ребенок воспринимает в том возрасте, когда окружающий мир еще мало ре- ален, и который может оставаться в его бессознательном уровне.

С годами ребенок растет и становится более зрелым и умным. Он начинает погружаться в мир фантазии и романтики. В этом возрасте сказки и истории о животных играют важную роль в развитии ребенка. Они помогают расширять его воображение, знакомят с новыми персонажами и вдохновляют на новые фан- тазии. В сказках есть своя магия, которая может вызывать у ребенка различные