Файл: Российский опыт антикоррупционного правового регулирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Гладких В. И. Шумов Р. Н., Федотов П. В. Криминология: курс лекций. М.: ЭКСМО, 2010. С. 173, 174.
1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
4 URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (aaa o6pamenna: 17 anpapa 2018 r.).
2 Гилинский Я. И. Криминология. СПб., 2002. С. 236.
4: 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
5: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
10: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).
Высоким уровень коррупции считают и российские предприниматели. Так, опрос, проведенный Торгово-промышленной палатой России, показал, что за последние полгода с коррупцией сталкивались 80 % представителей малого бизнеса. Более трети (36 %) опрошенных предпринимателей не заметили существенных изменений в уровне коррупции, 25 % опрошенных заметили снижение уровня коррупции, а 21 % — увидели его повышение1. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в 2017 г. 36 % россиян заявили, что больше всего их беспокоят безработица и коррупция2.
(1) URL: https://www.levada.ru/2017/03/28/institutsionalnaya-korruptsiya-lichnyjopyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).
В целом можно сказать, что россияне остаются довольно толерантными к коррупции. Так, существенная часть наших граждан (20 %) допускает использование взяток для решения своих бытовых вопросов3 и только 3 % населения считают основной причиной бедности в России коррупцию4“.
Следует отметить, что негативные ожидания в 2018 г. Россияне в первую очередь связывают с громкими коррупционными скандалами и отставками министров (63 %), а также с экономическим кризисом (50 %)5.
По итогам декларационной кампании 2016 г. «Левада-центром» было проведено исследование, в ходе которого выяснялось мнение граждано достоверности сведений, указанных чиновниками в своих декларациях. Только 20 % согласны с тем, что чиновники декларируют все свои доходы или их большую часть, тогда как 61 % опрошенных считает, что декларируется меньшая или вовсе ничтожно малая часть доходов. Избегают достоверной декларации, по мнению граждан, чиновники в основном за счет того, что переводят свои основные доходы на имя родственников или выводят их за границу — так считают 62 % опрошенных в 2017 г. граждан. При этом 50 % заявили, что они лично видят несоответствие образа жизни большинства чиновников их официальным доходам. Формируют мнение о недостоверности деклараций чиновников средства массовой информации (отметили 26 % граждан). Еще 21 % согласились с тем, что руководство защищает чиновников от попыток анти коррупционных расследований6.
1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
3 URL: https: //www.levada.ru/2017/03/28 /institutsionalnaya-korruptsiya-i-lichny}-opyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).4 URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (aaa o6pamenna: 17 anpapa 2018 r.).
5 URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).
6 URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).
Вместе с тем по-прежнему остаются проблемными вопросы предупреждения и пресечения «откатов», выявления и устранения коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; возмещения ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности; возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных деяний; повышения эффективности оперативно-розыскных мероприятий и улучшения взаимодействия органов следствия и оперативных подразделений1.
1 Илий С. К. и др. Коррупционная преступность в Российской Федерации и деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней в 2017 г. // Безопасность бизнеса. 2018. № 3. С. 38—48.
\
3 Причины коррупционной преступности.
В причинном комплексе должностной и коррупционной преступности основное влияние оказывают три группы факторов: социально-экономические, нравственно-духовные и организационные.
Следует сказать, что названные детерминанты коррупции существовали в Российском государстве всегда. Однако наиболее полно они проявились в конце ХХ в., в период перехода страны от так называемой административно-командной, или плановой экономики, к рыночным отношениям.
Наиболее показательно социально-экономические факторы проявились в ходе приватизации государственной собственности, получившей название «дикой», когда аукционная продажа госсобственности узкой группе лиц, допущенных к органам власти, по нереально заниженным ценам позволила им присваивать доходы от хозяйственной деятельности, одновременно перекладывая на государство бремя их проблемы издержек.
В результате бесконтрольной приватизации к концу 1997 г. 75% собственности оказалось в руках небольшой группы лиц. Не секрет, что процессу приватизации в немалой степени способствовала коррупция среди чиновников разного уровня.
Можно сказать, что в этот период начался процесс сращивания власти и бизнеса.
Несмотря на то что большая часть государственной собственности перешла в частные руки, государство продолжало прямо или опосредованно контролировать бизнес, неоправданно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, всячески тормозить процессы здоровой экономической конкуренции, тем самым создавая предпосылки для развития полулегальной или откровенно криминальной теневой экономики.
Вместо ожидаемой рыночной экономики в России стали формироваться экономические отношения, основанные не на законах свободного рынка, а на неформальных правилах взаимодействия представителей бизнеса и властных структур.
Основным принципом такого взаимодействия стали не законы экономики, а близость к органам власти и корпоративные интересы, защищаемые коррумпированными чиновниками различных уровней органов власти. В этот же период началась массовая имущественная дифференциация населения, когда, с одной стороны, на одном полюсе сформировалась небольшая по численности политическая элита и крупный бизнес (олигархат), имеющие сверхвысокие доходы, на другом — основная масса бедного населения. Постепенно коррупция на высших этажах государственной власти стала распространяться на среднем и низовом уровнях государственной машины.
Среди основных экономических факторов, способствующих росту коррупции, эксперты, опрошенные в ходе исследования фонда ИНДЕМ, отмечают далекое от совершенства регулирование прав собственности. Утверждается, что вместо прав собственности действует сложная система взаимоотношений с губернаторами, правоохранительными органами, судами. Эта система не предусмотрена законами, но она вплетена в социальную ткань общества, ту ткань, которая формировалась несколько последних десятилетий и неимоверно разрослась в переходный период. Вместе с тем произошла, как говорят в России, «приватизация государства». Произошел переход «в частную собственность» прав распоряжения властью, государственными ресурсами. В «частную собственность» попадают отдельные армейские подразделения, право собирать налоги или возглавлять соответствующие органы, суды, право печатания денег и т.п.1.
1 URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).
Как утверждает Д. Г. Бачурин, обобщение экспертных данных о потоках перераспределения бюджетных средств в коррупционный оборот в соотнесении их со сведениями о незаконном возмещении НДС, выявляемом налоговыми органами, позволяет увидеть нижнюю границу ежегодного номенклатурно-коррупционного распределения в интервале 3,3—4,0 трлн руб., что составляет 4,7—5,9 % ВВП Российской Федерации и попадает в положительную статистику роста данного показателя в период 2011—2015 гг.
Полученные выводы экстраполированы в качестве общих тенденций с выделением потенциально релевантных факторов и их значимых сочетаний, определяющих особенности экономико-правовой реальности и контуры латентной бело-воротничковой преступности в Российской Федерации, обеспечивающей коррупционное внеэкономическое распределение. Обобщенные результаты данных исследований свидетельствуют о том, что:
— процесс распределения как минимум четверти бюджета Российской Федерации носит номенклатурно-коррупционный внеэкономический характер. Данное положение открывает пространство криминальных угроз и социальной неопределенности. Поскольку характер присвоения предопределяет характер присваивающего субъекта, то коррупционный характер номенклатурного перераспределения определяет криминальные характеристики управляющей элиты;
— коррупционное воровство, внедряемое в строительные сметы, расчеты товарных поставок и оказываемых услуг, искажая итоги отечественной статистики, в значительной степени формирует положительную динамику отечественного ВВП и дезорганизует процесс управления социально-экономическим развитием страны. В статистических индикаторах присутствует не только вновь создаваемая стоимость, но и вымышленный продукт, обретающий знаковую предметность под прикрытием документов, отражающих фиктивные объемы ВВП1.
Центр социально-политического мониторинга Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) представил результаты интересного опроса «Оценка гражданами текущей экономической политики», в котором приняли участие занятые граждане, представляющие работников массовых профессий.
Представители всех социально-демографических и профессиональных групп населения основную проблему развития отечественной эко-НОМИКИ ВИДЯТ В «круговой поруке и коррупции». Об этом заявил каждый второй гражданин, опрошенный экспертами РАНХиГС.
Почти каждый третий работающий россиянин апеллирует к безнаказанности нарушителей закона, бесхозяйственности или же связывает отсутствие прогресса с ошибками в экономической политике. Причем распределение обстоятельств, затрудняющих экономический рост, ста.
Наличие острых проблем российской экономики, связанных с коррупцией, подтверждают и эксперты Международного движения. В докладе «Сдержать обещания: мониторинг соблюдения обязательств Лондонского антикоррупционного саммита 2016 г.» они отмечают определенный прогресс в борьбе с взяточниками и теневыми доходами. Но вместе с тем указывают и на пробелы в противодействии этому злу в нашей стране.
Два обязательства, взятые Россией в ходе саммита, уже полностью выполнены.
Наша страна присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансово-учетной информацией 2014 г. (СК5 МСАА), в соответствии с которым мы включились с 2018 г. в работу системы автоматического обмена налоговой информацией между налоговиками разных стран. Кроме того, Россия начала реализацию принципов
1 Бачурин Д. Г. Криминологическая оценка размеров номенклатурно- коррупционного внеэкономического распределения в Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 3. С. 503—519.