Файл: Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 367
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Право на свободу слова и информации в Российской Федерации
1.1 Право, как мера свободы личности
1.3 Историческое становление прав на свободу слова и информации в мире
2.1 Характеристика и содержание права на свободу слова и информации в Российской Федерации
2.2 Проблемы в обеспечении и реализации прав на свободу слова и информации в Российской Федерации
Глава 1 Право на свободу слова и информации в Российской Федерации
1.1 Право, как мера свободы личности
Право – это один из видов регуляторов общественных отношений. Оно представляет собой некую систему обязательных для всех, формально-определенных правил поведения, принятых и гарантированных государством, которые и регулируют общественные отношения [2, с. 10].
Однако единого мнения насчёт определения понятия «право» не существует и не существовало в принципе. В зависимости от взглядов толкователя, его жизненного опыта и воздействия на него окружающей его среды, данное понятие толковалось каждым по-своему. И это хорошо, потому что для развития наук о праве нужно некое многообразие [1, с. 32].
Тем не менее, существуют наиболее распространенные признаки права:
- Общеобязательность,
- Нормативность,
- Системность,
- Формальная определенность,
- Сознательно-волевой характер.
Общеобязательность означает то, что нормы права действуют и применимы для всех одинаково, вне зависимости от их социального положения, статуса в обществе, религиозных убеждений или каких-либо личностных качеств, а также то, что они обязательны для исполнения для всех без исключения [2, с. 22].
Нормативность – права человека строго закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах и возведены в закон. Право, с помощью юридических норм, толкует каждому гражданину и организации что можно делать, за какие действия наступит определенного вида ответственность, а что возможно при определенной необходимости.
Само право – есть сложное системное образование. На сегодняшний день, учитывая накопленный опыт, с учетом новых подходов к осознанию права, можно поделить его на несколько частей:
- Субъективное право, которое представляет собой индивидуальные способности, которые возникли на фундаменте норм позитивного права, и удовлетворяют желания и потребности его обладателя [2, с. 38].
- Естественное право - противопоставляется позитивному, и суть её в том, что помимо «выдуманных законов», существуют «настоящие законы», или природные законы, наличие которых не зависит от воли того или иного человека, или группы лиц [2, с. 55].
- Позитивное право - представляет собой законодательство и всевозможные источники юридических норм, которыми и регулируется жизнь субъектов права на какой-то территории. При этом, система таких норм, обязательных для всех, и являются регуляторами общественных отношений, поддерживаемые силой государственного принуждения [2, с. 63].
Процесс становления права имеет познавательный, политико-практический процесс. Поэтому можно усвоить природу права, его особенности и признаки, проанализировать причины и условия его возникновения, присущие ему функции, определить его цель, и понять его место и роль в общественной жизни и политической системе [1, с. 94].
Причины же возникновения и становления государства располагаются не в сферах этики, религии или морали, а прежде всего в экономических и социальных. На смену племени, как объединению людей, связанных родством, языком и территорией, пришло государство, а на смену обычаям – право.
Сами обычаи, которыми и регулировались правила поведения в обществе, подразумевали под собой добровольное подчинение и следование им, караемое за нарушение общественным порицанием и привычными мерами наказаний, сложившимися в обществе за какой-то промежуток времени, в новых условиях жизни оказались неактуальными. Возникла необходимость в новых регуляторах общественных отношений. Причём, они должны были бы учитывать происходящие изменения в обществе и должны были бы обеспечиваться не только силой общественности, но и государственным принуждением. В итоге, таким регулятором и стало право [5, с. 19-25].
Сущность права – это необходимые, главные и устойчивые черты, которые определяют качественную специфику и закономерности развития права, как самостоятельной субстанции [15, с. 50]. Она состоит из свойств и признаков, которые и определяют её и являются неотделимыми частями.
Выступая как категория, «сущность права» выступает как понятие теории и права. Каждое явление в праве, затрагивает только отдельные стороны сущности права. Само право же являет собой единство формы и содержания, сущности и явлений. Одной из важных частей сущности права являются её функции. Функции права – есть выражение сущности права в общественных отношениях [8, с. 107].
Также, в изучении сущности права можно выделить следующие подходы:
- Классовый подход, где право определяется как система юридических норм, гарантированных государством. Либо, как совокупность обязательных для всех, формально определенных юридических норм, которые выражают волю какого-то класса.
- Общесоциальный, или общественный, где право – есть компромисс между социальными группами.
Существуют также и религиозный, расовый и иные подходы к определению сущности права.
Но что же такое свобода? Наверное, ни одно понятие в мире, не имеет такое обширное количество истолкований, и не занимает на протяжении всей истории такого значимого места в жизни человека, как свобода.
На протяжении всей истории человечества, это понятие истолковывалось по-разному. В зависимости от времени, от жизненных взглядов истолкователя и окружающей его среды, оно приобретало тот или иной оттенок толкования, в соответствии с вышеперечисленными факторами.
Свободу понимают, как цель и как условие жизнедеятельности, и как конкретное положение человека, личности в окружающем, социальном и естественном мире [15, с. 310].
Свобода личности подразумевает некие социальные и политические условия. Она нуждается как во множестве центров власти, которые должны исключать монополию одного лица, так и в свободе выбора в абсолютно всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Не существует свободы личности там, где нет условий для реализации себя в любой сфере жизни, а также, где нет экономической свободы. Каждый человек должен иметь право выбирать свои интересы с помощью законных средств [6, с. 250]. Смысл гражданства есть в том, что, борясь за свои права, человек обязан признавать общие интересы и цели, которые объединяют всех членов данного общество в одно целое.
Таким образом получается, что свобода человека ограничена, с одной стороны, его нуждами, способностями и возможностями, а с другой стороны условиями внешней среды. Выходит, что раз за разом, когда человек стремится к свободе, он сталкивается с тем, что она ограничивается свободой других людей. Получается, что определенная свобода действий постоянно ограничивается, как внутренней природой человека, так и окружающим его миром, который определяет ему строго определенное жизненное пространство, где каждый человек имеет свои права и свободы, на которые другие не вправе посягать [27, с. 196]. Свободу можно назвать истинной тогда, когда каждый член общества признаёт границы такого пространства.
Поэтому можно сказать, что, если бы каждый человек в обществе мог делать всё что ему хочется, он не был бы свободен, потому что точно такие же дозволения действовали бы по отношению к каждому члену общества в принципе. Власть, закон и само право, предназначены прежде всего для того, чтобы поставить рамки дозволенного, пересечение которых будет представлять собой нарушением прав и свобод других лиц [6, с. 371].
Так, ничем не ограниченная свобода, порождает в обществе закон джунглей. В таком обществе, каждый человек будет действовать только в своих интересах, не обращая внимания на права и свободы других людей, где слабые будут угнетаться более сильными, и в конце концов всё придёт к деспотизму и рабству [18, с. 69]. Ничем не ограниченная свобода, в итоге превращается в свою полную противоположность.
Права и свободы образуют основу правового статуса индивида. Там располагаются возможности возникновения других многочисленных прав, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека [23, с. 1-5].
Права и свободы можно подразделить на несколько групп:
- Личные права,
- Политические права,
- Социально-экономические и культурные права,
Личные права и свободы принадлежат человека с рождения. Это такие права, как:
- Право на жизнь,
- Право на свободу и личную неприкосновенность,
- Право на неприкосновенность частной жизни,
- Право на определение и указание свой национальной принадлежности,
- Право на беспрепятственное пользование родным языком,
- Право на свободу передвижения, свободного выбора места жительства и пребывания,
- Право на свободу совести.
Право на жизнь – составляет фундамент для всех остальных прав. Жизнь, представляет собой величайшую ценность в нынешнее время, хотя, к сожалению, стоит признать – не везде [26, с. 76]. Однако без этого права – все остальные утрачивают свой смысл и ценность.
Право на жизнь, можно рассматривать как:
- Право на свободу от любых посягательств на неё. Т.е. никто не вправе по своей или чужой воле отнять чужую жизнь или попытаться это сделать.
Право на свободное распоряжение своей жизнью. Каждый вправе сам решать, как распоряжаться своей жизнью.
Все остальные права формируются вокруг этого права. Право на достоинство это основная цель
, которой служат другие права человека. Достоинство человека – есть источник его прав и свобод. Достоинство — это уважение к самому себе, и уважение со стороны других людей к себе. Посягательство на достоинство человека, может быть, как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам [21]. Также, оно включает в себя охрану чести и доброго имени. Государство защищает достоинство каждого человека, т.к. защите подлежит любой индивид.
Согласно 22 статье Конституции, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арестовать, заключить под стражу и содержать под стражей, возможно только по решению суда. До решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 часов.
23 статья гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени. У каждого есть право на тайну переписку, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
По 26 статье все имеют право на самоопределение и указание своей национальной принадлежности. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование своим родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Согласно 27 статье каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
А 28 статья Конституции гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иной группой прав являются политические права. Политические права и свободы – это права, в сфере политических интересов человека.