Файл: Введение современные реалии изменяют образовательный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты проектирования учебно-информационных ресурсов
1.1 Понятие и виды учебно-информационных ресурсов
1.2 Принципы проектирования учебно-информационных ресурсов
1.3 Особенности выбора среды для разработки ресурсов
2 Разработка образовательного учебного ресурса по математике для экономистов
2.3 Роль и место профессионально-ориентированных задач в процессе обучения
2.4 Этапы разработки образовательного ресурса с применением профессионально-ориентированных задач
2.5 Возможности использования и рекомендации по внедрению ресурса
2.4 Этапы разработки образовательного ресурса с применением профессионально-ориентированных задач
Таким образом, на предыдущем этапе исследования была рассмотрена роль и функции профессионально – ориентированных задач в процессе обучения экономистов. В свою очередь, на данном этапе написания работы необходимо проанализировать существующие этапы разработки электронного образовательного ресурса с учетом применения упомянутых профессионально-ориентированных задач.
Как известно, жизненный цикл системы есть процесс разработки и последующего развития информационной системы. Электронный образовательный курс придерживается прохождения определенных этапов жизненного цикла информационной системы. Рассмотрим подробнее эти этапы:
На первом этапе осуществляется выбор изучаемого предмета, учебного раздела, темы для разработки УИР (учебно-информационных ресурс). Здесь же происходит обозначение целей и расстановка задач, предопределенных заданной целью, интерпретация ожидаемых результатов исследования и критериев оценки. В рамках данного исследования учебным предметом выступило «Применение элементов математического анализа в экономике», а в качестве раздела – «Область определения функции».
Второй этап предполагает анализ уже существующих ЭОР по выбранной тематике или смежным с ней. Данный этап в разрезе исследования предполагал анализ существующих УИР, в частности представленных в оболочке Moodle на сайте учебного заведения.
Третий этап предполагает разработку непосредственной структуры ЭОР. Данный этап был детально описан выше. В качестве структурных компонентов здесь выступили лекции, практические задачи, материалы для самостоятельной работы.
Четвертый этап имеет стратегическую важность, так как сам процесс ЭОР предполагает разработку различных сценариев компонентов, алгоритмов студента с УИР, а также с целью получения актуальных данных и обратной связи о результатах пройденного обучения.
На пятом этапе происходит программная реализация самой УИР. Чтобы пятый этап был успешно выполнен, студент должен владеть определенными навыками и знаниями, полученными в ходе обучения. Студент должен уметь создавать полноценный интерфейс пользователя, разбираться в функционале компонентов ЭОР на базе сформированных им сценариев, а
также должен знать режимы, предусмотренные моделью ЭОР.
На шестом этапе происходит тестирование и апробация определенного ЭОР для контрольных групп учащихся. Здесь же происходит анализ ресурса в качестве дидактического средства, способного обеспечить рост качества процесса обучения согласно требованиям учебного заведения.
Седьмой этап предполагает текущее совершенствование ЭОР по результатам внедрения и его дальнейшее сопровождение ЭОР при использовании в учебном процессе.
Особую важность имеет применение профессионально-ориентированных задач на этапе создания структуры и непосредственного содержания ЭОР. Так, в профессионально-ориентированном обучении будущего экономиста должно в обязательном порядке присутствовать общеобразовательное направление, предполагающее базовую математическая подготовку. Решение данной задачи находит отражение в изучении наиболее базового теоретического материала, представленного в ЭОР. В свою очередь, важность имеет и в развивающее направление. Особую роль здесь может иметь самостоятельная работа в рамках ЭОР, позволяющая развивать навыки поиска актуальной информации сверх пройденного материала. Полезным является решение такой задачи, так как оно и учит сохранять и устанавливать связи экономического объекта и процесса, а также позволяет искать не один способ решения, выбирая наиболее подходящий.
Наконец, существуют профессионально-ориентированные задачи, направленность которых имеет прикладной характер. Как правило, это такой компонент ЭОР, как задачи, имеющие реальную практическую значимость в рамках профессиональной деятельности экономиста. Например, в рамках рассмотренного выше УИР, это может быть описание тех или иных тенденций развития экономики упомянутыми выше математическими функциями.
В целом, созданный УИР в оболочке Moodle обеспечивает возможность ознакомления студентов экономических специальностей с различными типами моделей и сформировать умения по работе с ними за счет использования соответствующих профессионально ориентированных математических задач. К описанным выше моделям, как правило, относят макро- и микроэкономические, прикладные и теоретические, динамические и статические
, балансовые и равновесные и остальные модели.
Таким образом, перечисленные этапы процесса внедрения средств информационных технологий в систему образования необходимы для повышения уровня качества самого образования. Успешность выполнения такой задачи во многом зависит не только от профессионализма самих преподавателей-предметников образовательного учреждения, но и от профессионально-ориентированных задач, стоящих перед процессом обучения в самом образовательном учреждении.
Рассмотрим сконструированный учебно-информационный ресурс «Профессионально-ориентированные задачи по математическому анализу (для экономистов)».
УИР можно найти на главной странице СДО Moodle КубГУ в курсах «Факультета Математики и компьютерных наук».
Рисунок 7 – Выбор УИР по названию
Ресурс структурирован в виде разделов в соответствии с изучаемыми темами курса математики, каждая из которых отвечает требованиям ФГОС подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 Экономика. Мировая экономика. Каждый раздел включается в себя: блок лекции с теоретическим материалом и разобранными примерами, блок с практическими заданиями по теме и блок непосредственно с профессионально-ориентированными задачами согласна направлению студентов. Прежде чем приступить к изучению лекции, студент может ознакомиться с её содержанием.
Рисунок 8 – Разделы курса
Рисунок 9 – Содержание лекции по первому разделу
Рисунок 10 – Фрагмент лекции
Рисунок 11 – Пример разобранного задания из лекции
Рисунок 12 – Фрагмент задач для самостоятельной работы к лекции 1
Рисунок 13 – Фрагмент профессионально-ориентированных задач к лекции 1
Таким образом был продемонстрирован разработанный УИР «Профессионально-ориентированные задачи по математическому анализу (для экономистов)» на примере одного из разделов. Все остальные темы этого ресурса структурированы аналогично.
По завершении семестра студенты прошли итоговый тест, так же на платформе Moodle, разработанный в среде iSpring Suite.
Рисунок 14 – Пример вопроса итогового теста в среде iSpring Suite
2.5 Возможности использования и рекомендации по внедрению ресурса
Современную систему образования можно охарактеризовать повальным внедрением информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Тотальная информатизация один из главных факторов, влияющих на развитие системы образования. Прогресс не стоит на месте. Методы обучения регулярно совершенствуются, меняется роль преподавателя, которого сейчас принято считать не транслятором знаний, а лишь организатором деятельности по получению знаний, умений и навыков учеников. Основой информатизации считают учебно-образовательные ресурсы в Интернете. Считается, что учебный портал является залогом эффективной подготовки будущих специалистов.
Современные электронные образовательные ресурсы способны обеспечить:
-
использование различных информационных ресурсов для успешного процесса образования (лекционные материалы, записи лекций, семинаров, практические и лабораторные работы, аттестация, контроль уровня по той или иной дисциплине); -
вовлечение студентов в самостоятельную деятельность, давая все условия для этого; -
изменение ролей между педагогом и студентом: педагог не является исключительно той движущей силой, которая всё время толкает вперёд, педагог лишь корректирует деятельность, наблюдает, обеспечив студента материалом, когда ученик сам реализует познавательную активность с помощью ресурсов, данных преподавателем по той или иной дисциплине; -
воспитание активной, ответственной личности студента, способной к анализу, поисковой работе, а также исследованию; -
использование инновационных форм и методов работы, а также успешная реализация индивидуального подхода за счёт возможностей ИКТ.
Помимо этого, применение каталога позволяет определять, что нужно исправить в системе образования информационных ресурсов по каждому направлению отдельно; дает органам управления образования, преподавателям и студентам исчерпывающую информацию о качестве предоставляемого образования; набор педагогически эффективных средств учебного процесса.
Рекомендации по внедрению учебно-информационного ресурса:
-
национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271; -
приказ № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; -
приказ № 1241 от 26 ноября 2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; -
приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»; -
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».