Файл: Введение современные реалии изменяют образовательный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты проектирования учебно-информационных ресурсов
1.1 Понятие и виды учебно-информационных ресурсов
1.2 Принципы проектирования учебно-информационных ресурсов
1.3 Особенности выбора среды для разработки ресурсов
2 Разработка образовательного учебного ресурса по математике для экономистов
2.3 Роль и место профессионально-ориентированных задач в процессе обучения
2.4 Этапы разработки образовательного ресурса с применением профессионально-ориентированных задач
2.5 Возможности использования и рекомендации по внедрению ресурса
количества совпадений на сайте с запросом, удобное меню, с помощью которого человек мог бы сориентироваться, экономя своё время. На портале важно располагать обратную связь с преподавателем или же создать стандартные часто задаваемые вопросы, которые смогли бы снизить нагрузку на преподавателя, так как студенты уже находили схожие вопросы, сразу получив на портале ответы на них. Важно размешать справочную литературу, располагая её по разделам и дисциплинам. Также можно оформить ссылки на электронные ресурсы по темам. Возможно и размещение учебной и справочной литературы со ссылкой на социальные сети. Так, на сайте «В контакте» ряд преподавателей в вузах создают сообщества, где размещаются сканированные учебники, методические пособия, которые необходимо использовать при подготовке к семинарам и экзаменам. Также информационный порта образовательного учреждения может содержать в себе файлы с заданием для скачивания и выполнения. Такая форма работы снова снижает нагрузку на преподавателя, которому уже не нужно каждому отправлять задания, лишь указать на нужный раздел меню и тематику задания, чтобы все студенты смогли скачать нужный файл. Важно размещать на портале и оценку пользователями учебного заведения. Можно создать электронную книгу жалоб и пожеланий, которая позволила бы улучшить работу учреждения.
Порталы принято делить на несколько видов: неофициальные и официальные, вертикальные и горизонтальные, региональные и федеральные, отраслевые и предметные. По формам обучения порталы делятся на порталы очного и порталы дистанционного обучения, порталы научных работы и порталы разных учителей, порталы, предназначенные для студентов, порталы для консультаций со специалистами, порталы высших учебных заведений, порталы методических объединений, порталы средний учебных заведений, школ, гимназий и лицеев, порталы интернет-библиотек и многие другие.
На официальных порталах размещаются самые необходимые нормативно-правовые документы, содержащие в себе информацию и регламентирующие муниципальные распоряжения. Указанные документы имеют отношение к модернизации и будущему развитию системы образования, а также содержат правила регулирования инновационной и научной деятельностью, содержат срочную информацию о проводимой политике государства в сфере науки и образования.
Между тем, интернет-порталы федерального назначения предоставляют официальную документацию, касаемо науки и сферы образования, правила воспитания и методы защиты детей, информацию о пройденной аккредитации, лицензировании и аттестации образовательных учреждений. Также на порталах размещаются учебные пособия для студентов высших учебных заведений и школьников, там же представлена информация для сотрудников учебных учреждений о возможности пройти курсы повышения квалификации. На интернет-порталах государственных органов управления содержится информация о методических и нормативных материалах, которые призваны регулировать учебную и управленческую деятельность этих учреждений.
В период пандемии многие педагоги сориентировались в новых реалиях и создали неофициальные порталы, на которых они стали выкладывать свои лекции, рекомендуемые источники, литературу, ссылки на различные обучающие видео, трансляции и пр. Такие порталы стали достаточно популярны не только среди студентов преподавателя, но и студентами и школьниками-выпускниками для обогащения знаний по дисциплине.
Таким образом, информационные порталы имеют определённые классификации, а также специфику и содержание. Порталы стали более популярны в период активизации образовательной средой дистанционных форм образования.
На сегодняшний день информатизация образования является главным вопросом в выполнении обмена информационно образовательной информацией, автоматизации контроля за получением теоретических знаний и практических умений учащихся. Также стоит отметить, что сегодня в большей степени происходит самостоятельное обучение студентов, благодаря современным приложениям 3-его поколения, направленным на решение данного вопроса [6].
Рассмотрим методические компетенции, рассматриваемые М.А. Гавриловой [2]:
Основным компонентом образования на сегодняшний день является учебная среда преподавателя. Учебная среда способна открыть огромный простор для действий преподавателя, направленных на повышение качества уровня системы технического образования. С помощью модернизации образовательной системы расширяются возможности и результаты процесса получения знаний как в школе, так и в вузе. Однако здесь нужно отметить, что вуз больше готов для перехода к смешанному обучению, а также реализации средств и возможностей ИКТ, так как возрастные особенности обучающихся иные: студенты заинтересованы в получении высокий знаний и признание себя в качестве квалифицированного специалиста. Школьники же в силу своих возрастных особенностей, а ещё получения знаний по множеству предметов, отсутствие ориентации на будущую профессию особенно в среднем звене приводит к падению эффективности использования смешанного обучения. К тому же большая часть школьников является не сильно осведомлёнными в области использования ИКТ возможностей, поэтому школьникам сложнее учиться таким образом.
Основная цель современного образования заключается в развитии абсолютной новой системы образования, которая будет являться основным инструментом культурной модернизации нашего общества. В последние годы появляются всё больше порталов, сайтов и других ресурсов, в том числе и образовательных площадок, а также задействование таких электронных приложений, социальных сетей как «YouTube», «Телеграмм», «Instagram». С помощью них многие педагоги создавали свои каналы, страницы, на которых рассматривали в виде короткой и содержательной лекции тот или иной проблемный учебный вопрос. Таким образом, стремительно начинает расти информационно-ресурсные базы, доступные всем пользователям для просмотра и обогащения своих знаний. Единственный недостаток такого познания – незнание достоверности предложенной информации. Так, неизвестный вещатель может оказаться не преподавателем, а лишь любителем, опираясь не на научную точку зрения, а на собственные суждения. Однако все-таки среди молодых людей популярнее становятся именно короткие видеоролики с речью какого-либо человека, излагающего информацию коротко и динамично, иногда даже эксцентрично. Несмотря на выше озвученные нюансы, учебно-информационный ресурс формирует по-новому систему образования и те возможности, с помощью которых знания студентов могут быть расширены и обогащены.
В ходе проектирования образовательного ресурса выделяют такие принципы, как:
- разработка сетевых образовательных ресурсов посредством подключаемых средств для осуществления методик обучения предмету и выполнения информационно-учебной деятельности учащихся;
- совместимость образовательных стандартов с международными спецификациями;
- построение компьютерного образовательного ресурса;
- управление информационно-учебной деятельностью учащихся;
- соответствие нормативно-правовой документации Министерства образования Российской Федерации и ФГОС третьего поколения;
- реализация целого спектра системообразующих функций;
Основной обязанностью информационно-образовательных ресурсов является не только соблюдение стандартов дидактических требований, которые представлены в образовательных изданиях, но также дидактическим требованиям применения преимуществ современных информационных технологий в ходе разработки и работоспособности компонентов веб-сайта. С точки зрения Г.И. Захаровой, у всех категорий учащихся, вне зависимости от качества их базовых навыков и умений, как основные компоненты, должны быть представлены лекции, дополнительные учебные материалы, а также работоспособные и моделирующие программы. Основой учебно-информационного ресурса
является информация различного рода, получаемая из электронных материалов, которая увеличивает качество образования. Также стоит отметить, что участие учащихся в развитии информационной среды помогает формировать социальные, профессиональные и информационные права [3].
Основным контентом учебно-образовательного ресурса служат различные научные материалы: от статей до лабораторных и практических программ. Лабораторные и практические работы контента позволяют студентам самостоятельно определить первоначальный уровень, корректируя свои знания и умения, заново проходя те же практические работы, оценивая своё продвижение. Важно, что многие порталы позволяют несколько раз проходить проверочные работы, а также изучать лекционный материал. Это является удобным, поскольку раньше студены не имели возможности пользоваться электронными ресурсами, что сегодня значительно повышает их успеваемость и закрепление пройденного материала.
В зависимости от методического назначения принято выделять типы сетевых образовательных ресурсов [5]:
- демонстрационные – необходимые для визуализации исследуемых процессов, явлений и объектов, которые способны обеспечить наглядное представление пройденного материала;
– обучающие – формирующие умения, знания и навыки практической и учебной деятельности, при этом обеспечивая минимальный уровень усвоения программы (презентации и учебники по различным специальностям в электронном виде);
– моделирующие - позволяющие моделировать явления, процессы и объекты для их последующего изучения и исследования;
– контролирующие степень владения пройденным материалом;
– тренажеры - служащие отработкой навыков и умений, повторения и усвоения полученных в ходе обучения знаний.
Поскольку уровень навыков, умений и знаний у пользователей образовательными ресурсами абсолютно разный, то в ходе проектирования учебно-информационного ресурса необходимо применять знания студентов согласно их профессиональной деятельности, и учитывать эти знания и навыки как возможность индивидуального прохождения программы обучения. Учебно-информационный ресурс можно охарактеризовать присутствием программных и технических программ, которые выполняют функцию поддержки работоспособности информационных ресурсов, наличием возможностей, необходимых для предоставления, сбора, хранения и обработки информации [1].
Порталы принято делить на несколько видов: неофициальные и официальные, вертикальные и горизонтальные, региональные и федеральные, отраслевые и предметные. По формам обучения порталы делятся на порталы очного и порталы дистанционного обучения, порталы научных работы и порталы разных учителей, порталы, предназначенные для студентов, порталы для консультаций со специалистами, порталы высших учебных заведений, порталы методических объединений, порталы средний учебных заведений, школ, гимназий и лицеев, порталы интернет-библиотек и многие другие.
На официальных порталах размещаются самые необходимые нормативно-правовые документы, содержащие в себе информацию и регламентирующие муниципальные распоряжения. Указанные документы имеют отношение к модернизации и будущему развитию системы образования, а также содержат правила регулирования инновационной и научной деятельностью, содержат срочную информацию о проводимой политике государства в сфере науки и образования.
Между тем, интернет-порталы федерального назначения предоставляют официальную документацию, касаемо науки и сферы образования, правила воспитания и методы защиты детей, информацию о пройденной аккредитации, лицензировании и аттестации образовательных учреждений. Также на порталах размещаются учебные пособия для студентов высших учебных заведений и школьников, там же представлена информация для сотрудников учебных учреждений о возможности пройти курсы повышения квалификации. На интернет-порталах государственных органов управления содержится информация о методических и нормативных материалах, которые призваны регулировать учебную и управленческую деятельность этих учреждений.
В период пандемии многие педагоги сориентировались в новых реалиях и создали неофициальные порталы, на которых они стали выкладывать свои лекции, рекомендуемые источники, литературу, ссылки на различные обучающие видео, трансляции и пр. Такие порталы стали достаточно популярны не только среди студентов преподавателя, но и студентами и школьниками-выпускниками для обогащения знаний по дисциплине.
Таким образом, информационные порталы имеют определённые классификации, а также специфику и содержание. Порталы стали более популярны в период активизации образовательной средой дистанционных форм образования.
1.2 Принципы проектирования учебно-информационных ресурсов
На сегодняшний день информатизация образования является главным вопросом в выполнении обмена информационно образовательной информацией, автоматизации контроля за получением теоретических знаний и практических умений учащихся. Также стоит отметить, что сегодня в большей степени происходит самостоятельное обучение студентов, благодаря современным приложениям 3-его поколения, направленным на решение данного вопроса [6].
Рассмотрим методические компетенции, рассматриваемые М.А. Гавриловой [2]:
-
информационная – подразумевает под собой современные средства и приемы работы с информацией совместно с наработанными знаниями, навыками и умениями; -
коммуникативная – подразумевает под собой способность к диалогу; -
деятельностная – подразумевает под собой готовность к постоянному самообучению, оценочные и проектировочные способности; -
рефлексивно-аналитическая – способность визуализировать результат к критическому осмыслению как своего, так и чужого педагогического опыта.
Основным компонентом образования на сегодняшний день является учебная среда преподавателя. Учебная среда способна открыть огромный простор для действий преподавателя, направленных на повышение качества уровня системы технического образования. С помощью модернизации образовательной системы расширяются возможности и результаты процесса получения знаний как в школе, так и в вузе. Однако здесь нужно отметить, что вуз больше готов для перехода к смешанному обучению, а также реализации средств и возможностей ИКТ, так как возрастные особенности обучающихся иные: студенты заинтересованы в получении высокий знаний и признание себя в качестве квалифицированного специалиста. Школьники же в силу своих возрастных особенностей, а ещё получения знаний по множеству предметов, отсутствие ориентации на будущую профессию особенно в среднем звене приводит к падению эффективности использования смешанного обучения. К тому же большая часть школьников является не сильно осведомлёнными в области использования ИКТ возможностей, поэтому школьникам сложнее учиться таким образом.
Основная цель современного образования заключается в развитии абсолютной новой системы образования, которая будет являться основным инструментом культурной модернизации нашего общества. В последние годы появляются всё больше порталов, сайтов и других ресурсов, в том числе и образовательных площадок, а также задействование таких электронных приложений, социальных сетей как «YouTube», «Телеграмм», «Instagram». С помощью них многие педагоги создавали свои каналы, страницы, на которых рассматривали в виде короткой и содержательной лекции тот или иной проблемный учебный вопрос. Таким образом, стремительно начинает расти информационно-ресурсные базы, доступные всем пользователям для просмотра и обогащения своих знаний. Единственный недостаток такого познания – незнание достоверности предложенной информации. Так, неизвестный вещатель может оказаться не преподавателем, а лишь любителем, опираясь не на научную точку зрения, а на собственные суждения. Однако все-таки среди молодых людей популярнее становятся именно короткие видеоролики с речью какого-либо человека, излагающего информацию коротко и динамично, иногда даже эксцентрично. Несмотря на выше озвученные нюансы, учебно-информационный ресурс формирует по-новому систему образования и те возможности, с помощью которых знания студентов могут быть расширены и обогащены.
В ходе проектирования образовательного ресурса выделяют такие принципы, как:
- разработка сетевых образовательных ресурсов посредством подключаемых средств для осуществления методик обучения предмету и выполнения информационно-учебной деятельности учащихся;
- совместимость образовательных стандартов с международными спецификациями;
- построение компьютерного образовательного ресурса;
- управление информационно-учебной деятельностью учащихся;
- соответствие нормативно-правовой документации Министерства образования Российской Федерации и ФГОС третьего поколения;
- реализация целого спектра системообразующих функций;
-
совместимость с международными спецификациями и образовательными стандартами.
Основной обязанностью информационно-образовательных ресурсов является не только соблюдение стандартов дидактических требований, которые представлены в образовательных изданиях, но также дидактическим требованиям применения преимуществ современных информационных технологий в ходе разработки и работоспособности компонентов веб-сайта. С точки зрения Г.И. Захаровой, у всех категорий учащихся, вне зависимости от качества их базовых навыков и умений, как основные компоненты, должны быть представлены лекции, дополнительные учебные материалы, а также работоспособные и моделирующие программы. Основой учебно-информационного ресурса
является информация различного рода, получаемая из электронных материалов, которая увеличивает качество образования. Также стоит отметить, что участие учащихся в развитии информационной среды помогает формировать социальные, профессиональные и информационные права [3].
Основным контентом учебно-образовательного ресурса служат различные научные материалы: от статей до лабораторных и практических программ. Лабораторные и практические работы контента позволяют студентам самостоятельно определить первоначальный уровень, корректируя свои знания и умения, заново проходя те же практические работы, оценивая своё продвижение. Важно, что многие порталы позволяют несколько раз проходить проверочные работы, а также изучать лекционный материал. Это является удобным, поскольку раньше студены не имели возможности пользоваться электронными ресурсами, что сегодня значительно повышает их успеваемость и закрепление пройденного материала.
В зависимости от методического назначения принято выделять типы сетевых образовательных ресурсов [5]:
- демонстрационные – необходимые для визуализации исследуемых процессов, явлений и объектов, которые способны обеспечить наглядное представление пройденного материала;
– обучающие – формирующие умения, знания и навыки практической и учебной деятельности, при этом обеспечивая минимальный уровень усвоения программы (презентации и учебники по различным специальностям в электронном виде);
– моделирующие - позволяющие моделировать явления, процессы и объекты для их последующего изучения и исследования;
– контролирующие степень владения пройденным материалом;
– тренажеры - служащие отработкой навыков и умений, повторения и усвоения полученных в ходе обучения знаний.
Поскольку уровень навыков, умений и знаний у пользователей образовательными ресурсами абсолютно разный, то в ходе проектирования учебно-информационного ресурса необходимо применять знания студентов согласно их профессиональной деятельности, и учитывать эти знания и навыки как возможность индивидуального прохождения программы обучения. Учебно-информационный ресурс можно охарактеризовать присутствием программных и технических программ, которые выполняют функцию поддержки работоспособности информационных ресурсов, наличием возможностей, необходимых для предоставления, сбора, хранения и обработки информации [1].