Файл: Введение современные реалии изменяют образовательный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты проектирования учебно-информационных ресурсов
1.1 Понятие и виды учебно-информационных ресурсов
1.2 Принципы проектирования учебно-информационных ресурсов
1.3 Особенности выбора среды для разработки ресурсов
2 Разработка образовательного учебного ресурса по математике для экономистов
2.3 Роль и место профессионально-ориентированных задач в процессе обучения
2.4 Этапы разработки образовательного ресурса с применением профессионально-ориентированных задач
2.5 Возможности использования и рекомендации по внедрению ресурса
В систему Moodle также встроены возможности, предоставляющие пользователям доступ к данным другим пользователям, вроде, личной информации в профиле аккаунта. Такими привилегиями обладают лишь администраторы или преподаватели учебного заведения. Присутствуют и такие возможности, которые дают пользователям разрешение на добавление своего контента в систему. Например, ученики могут создавать тему в форуме и отвечать на сообщения, добавлять друзей и отправлять им личные сообщения. К сожалению, есть у этой возможности и недостатки. Недоброжелательные пользователи могут использовать эту возможность для спама.
Помимо вышеописанных недостатков, если в системе Moodle и более значительные недостатки: в системе нет групп уровня сайта, что приводит к усложнению учета студентов по специальностям. Группы в Moodle выполняют роль не управленцев правами доступа к курсам, а для деления групп слушателей для одного курса. Если коротко, то одни слушатели не видят, что делают другие. Группы создаются в меню курса и не переносятся в другие. Для каждого разрабатывается отдельно.
Еще одна странная особенность системы, оценки слушателей здесь можно оперировать только внутри одного курса. В системе отсутствует возможность составить ведомость с результатами, например, по предметам за семестр. Да что там, самого понятия семестр в базовой версии системы нет.
Из всего перечисленного ранее можно сделать вывод, что система Moodle, ориентирована в основном на западную учебную методику: к изучению одного курса прикреплено несколько групп слушателей, в свою очередь, для отечественной системы образования, система удаленного обучения должна ориентироваться на приоритет использования нескольких учебных групп.
Но, пожалуй, главной проблемой, не только системы Moodle, но и все систем удаленного образования, была и остается проблема проверки пользовательских знаний. Это все потому, что все еще никто не придумал оптимальное техническое решение этой проблемы. Многие системы до сих пор предлагают своим пользователям очную экзаменационную сессию. Невозможно узнать, кто решает тест, студент или его, например, родитель. Частично, эту проблему можно было бы решить с помощью средств видеосвязи на стороне ученика и учителя, но до этого системы еще не развились. Поэтому в качестве итогового контроля знаний была выбрана система iSpring Suite для создания тестов. Выделим основные характеристики платформы.
Преимущества:
-
поддержка интерактивных возможностей презентаций PowerPoint;
-
настройка внешнего вида и управляющих элементов плеера (программы, отвечающей за просмотр слайдов после конвертирования) обеспечивается всей линейкой десктопных продуктов iSpring (Covnverter Pro, QuizMaker и Suite). Результат работы этой линейки продуктов может быть вставлен в HTML-код любой внешней системы как в формате Flash, так и в формате HTML5;
-
не требует специальных знаний и подготовки, а результат в 90% случаев полностью удовлетворяет требованиям пользователя; -
полностью совместим с такой системой дистанционного обучения как Moodle; -
при выборе определенного пункта меню, пользователь создает тестовые задания, которые в дальнейшем подгружаются в СДО как самостоятельные курсы или как часть презентации; -
оперативное создание тренажеров, которые будут имитировать общение, также возможно при помощи iSpring;
-
возможность создавать простые линейные и разветвленные диалоги при помощи визуальных редакторов; -
отпадает необходимость в разработке элементов управления курсов, шаблонами и т.д.; -
возможность преобразовать презентацию PowerPoint в целый электронный курс; -
на выбор пользователя предоставляется 13 вариантов интерактивностей для повышения вовлеченности в образовательный процесс и разнообразие подачи учебного материала; -
для создания тренажеров с нелинейными разветвленным сюжетом используется конструктор диалоговых тренажеров.
Недостатки:
-
конструктор не выполняет работу с переменными, слоями и прочими полезными инструментами, позволяющими разрабатывать сложные интерактивные курсы с элементами геймификации, а также не поддерживает действия с объектами; -
шаблонность решений: нельзя направить обучающегося на тот или иной блок курса в зависимости от результата вводного теста; -
продукт не работает в операционной системе Mac OS, Linux, владельцам таких устройств приходится устанавливать операционную систему Windows; -
нехватка возможностей по созданию технически сложных эффектов (программирование скриптов, вёрстка по принципу Pixel Perfect).
Google classroom:
Преимущества использования LMS Google Class:
-
настройка создаваемого курса несложная. Есть возможность проверять знания слушателей. -
бесплатность и доступность. В сервисе нет рекламы. -
можно пригласить до 20 преподавателей для проведения учебного курса. -
хранение всех материалов курса на Google Диске, в том числе заданий, выполненных обучающимися. -
возможность коммуникации: между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися. Комментировать и задавать интересующие вопросы имеют право не только преподаватели, но и сами обучающиеся. -
Google Classroom имеет интеграцию с Google Диском, Документами, Календарем, Формами и Gmail. -
простота, доступность организации элементов дистанционного обучения при наличии в учебном учреждении GAfE; -
доступность платформы LMS для мобильных устройств, в результате домашнее задание у обучающегося всегда с собой; -
благодаря тому, что можно использовать мобильное приложение, то просмотр, редактирование, выполнение задания возможно в более короткие сроки и прямое общение с преподавателем в рамках вопрос- ответ; -
привычный, интуитивно понятный интерфейс; -
доступность всех материалов обучения в облачном хранилище Google; -
возможность организации как индивидуальной, так и совместной работы над документами; -
разнообразие используемых форм предоставления материалов: документы, таблица, презентации, опросы и тесты, видео, ссылки на сторонние ресурсы; -
возможность быстрого распространения материалов курса, оповещения, обсуждения; -
возможность копирования заданий для других классов; -
курирование курса несколькими преподавателями; -
обратная связь с обучающимися через форумы или по электронной почте.
Недостатки сервиса Google Classroom
В Google Classroom не предусмотрена вебинарная комната, однако эта проблема решается достаточно просто. Преподаватель может использовать возможности YouTube или Google Hangouts, которые позволяют провести онлайн встречу с обучаемыми.
В открытой версии сервиса Google Classroom нет электронного журнала (табеля успеваемости обучаемого). Такая возможность имеется для корпоративных пользователей Google Classroom.
Для авторов, имеющих личные аккаунты, существуют ограничения: количество участников курса не более 250 и присоединиться к курсу в один день могут только 100 человек.
2 Разработка образовательного учебного ресурса по математике для экономистов
2.1 Структура УИР
В рамках практической части исследования планируется обобщить изученный на теоретическом этапе материал с целью разработки полноценного образовательного учебного ресурса по математике для экономистов. В ходе написания работы было определено, что на современном этапе существует множество систем, позволяющих облегчить работу преподавателя, направленную на эффективную организацию работы студентов. Тем не менее, разработка образовательного учебного ресурса по математике планируется в рамках системы дистанционного обучения Moodle, которая есть модульно объектно-ориентированная динамическая образовательная среда, достоинства и недостатки которой были детально рассмотрены на предыдущем этапе исследования. Moodle выступает в качестве свободной системы управления профессионально ориентированным обучением, устремленное на организацию взаимодействия между учеником и учителем. Наряду с этим, учебно-информационный ресурс возможен в использовании и в организации дистанционного обучения, так и в систематической самостоятельное работе студентов-экономистов.
Структура определяется как определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение или устройство чего-либо. Применительно к учебно-информационному ресурсу (далее – УИР), его структура – это непосредственный материал, который будет предложен студентам в рамках системы Moodle на соответствующем сайте в сети Internet.
Стандартная структура УИР предполагает наличие теории (в данном случае мы разрабатываем комплекс по математическому анализу в экономике), с которой должен ознакомиться студент, практических заданий (задач). Также, структурным элементом может выступать глоссарий, памятка, рабочая программа дисциплины или профессионального модуля, вопросы к зачету или экзамену, методические указания по выполнению практических работ, контрольный тест, направленный на усвоение всех разделов курса и т.п. В целом, Moodle располагает значительным разнообразием структурных элементов курса. При этом, в зависимости от непосредственного
содержания и отобранных материалов курса, его создатель может включать наиболее актуальные элементы и ресурсы, предоставляемые системой Moodle. Процедура отбора материалов для УИР по математическому анализу в экономике будет проанализирована более детально на следующем этапе исследования. Рассматривая особенности построения структуры будущего УИР, следует отметить, что изначально, при создании курса в него будет автоматически включен только лишь новостной форум. Остальные составляющие структуры (модули Moodle) могут быть условно поделены на интерактивные (выступающие в качестве элементов курса), также на статические (представляющие собой ресурсы курса).
Проанализировав стандартную структуру УИР, мы решили конструировать наш ресурс по следующей структуре: так, к ресурсам УИР будут отнесены текстовые страницы, WEB-страницы, ссылки на файлы, на каталог, а также пояснения, отражающее назначение какой-либо темы, которую необходимо изучить.
Рисунок 5 – Структура УИР
В свою очередь, к интерактивным элементам курса будут отнесены лекции, включающие теоретический материал. Рассматриваемый элемент базируется на принципах чередования страниц с обучающими заданиями и вопросами и страниц с теоретическим материалом. Между тем, последовательность чередования вышеуказанных страниц устанавливается студентом ввиду того, что чередование страниц зависит от ответов обучающихся на предоставленные им задания курса. Неверные ответы подразумевают под собой соответствующие комментарии. Задания позволяют ставить задачи, требуемые от учеников ответов в электронном виде, вместе с тем данный структурный элемент предоставляет возможность его загрузки на сервер. Рассмотрим еще один структурный элемент – тест, который позволяет создавать целые наборы, состоящие из тестовых заданий. Вместе с тем последние могут содержать несколько вариантов ответов (ответ, эссе, верно/не верно и др.). Тесты делятся на контрольные, которые подразумевают только оценку после прохождения теста, и обучающие, подразумевающие правильный ответ на него.