Файл: Введение современные реалии изменяют образовательный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты проектирования учебно-информационных ресурсов
1.1 Понятие и виды учебно-информационных ресурсов
1.2 Принципы проектирования учебно-информационных ресурсов
1.3 Особенности выбора среды для разработки ресурсов
2 Разработка образовательного учебного ресурса по математике для экономистов
2.3 Роль и место профессионально-ориентированных задач в процессе обучения
2.4 Этапы разработки образовательного ресурса с применением профессионально-ориентированных задач
2.5 Возможности использования и рекомендации по внедрению ресурса
В качестве вывода следует отметить, что структурирование информационной системы должно включать и требования к подготовке преподавателей и студентов к использованию ими образовательных информационных технологий. В связи с чем, в процесс разработки учебно-информационного образовательного ресурса следует встраивать процесс составления учебного плана и технологию подготовки преподавателей студентов. Достаточным уровнем знаний касаемо использования средств информатизации образования в ходе обучения должны владеть сами педагоги, которые, ко всему прочему, должны быть регулярно заняты разработкой и использованием самого учебного ресурса [4]. В качестве рекомендации по использованию специализированных прикладных программ на своих уроках можно предоставить преподавателям особых дисциплин, таких как экономика. Также стоит отметить, что существует возможность установки связи между порталами разных образовательным площадок, ссылки на которые возможно размещать в общем доступе для учащихся.
Применение в процессе обучения новых информационных технологий желательно не только для преподавательского состава, но и для учеников. И тем, и другим важно систематически обновлять и расширять знания, так как каждый год область любой науки расширятся, знания обновляются, выдвигаются новые гипотезы, рождающие новые исследования.
1.3 Особенности выбора среды для разработки ресурсов
1.3.1 Возможности выбранной среды
Moodle:
Оптимальной системой для конструирования учебно-информационного ресурса является Moodle – это сводная система управления обучением, которая, в основном, была разработана с целью организации взаимодействия между студентом и его преподавателем, но еще он подойдет для создания дистанционных курсов, а также для обучающихся по очной форме обучения.
С помощью Moodle учитель может составить предметный курс, наполнить его информацией в виде текстов, второстепенных файлов, pdf-презентаций, тестов, контрольных и т.п. Чтобы воспользоваться Moodle необходимо иметь установленный на ПК web-браузер. Этого будет достаточно для использования этой учебной системы, которая будет удобна не только преподавателям, но и ученикам. Также в системе доступна возможность для оценки выполненных студентами работ и давать им советы, в случае, если в работе допущены ошибки. Эта функция доступна исключительно для преподавателей. Весь этот и не только функционал делает Moodle главной системой для создания учебно-образовательного материала и обеспечения связи между участниками учебного процесса.
Данная образовательная среда имеет популярность во многих странах, поэтому уже переведена на разные языки, используется часто и в нашей стране.
Систему Moodle принято относить к классу LMS (Learning Management System) — систем, направленным на управление процессом обучения. Подобные ПО в нашей стране называют системами дистанционного обучения (СДО), потому что с их помощью высшие учебные заведения могут организовывать удаленное обучение для своих студентов. Имея на вооружение большой ассортимент функциональных возможностей она завоевала популярность у публики и составляет сильную конкуренцию другим коммерческим системам из разряда LMS. Moodle применяется уже в более 20 000 учебных заведениях не только в РФ, но и других странах мира и переведена на 75 языков, в том числе и на наш великий и могучий. Заинтересовавшиеся могут получить дополнительную информацию о Moodle на официальном портале системы.
При помощи Moodle можно спроектировать, разработать и управлять учебно-информационным ресурсом в дальнейшем. Интерфейс системы интуитивен и понятен. Его изначально затачивали для преподавателей, не имеющих глубокие познания в области работ с базами данных, программировании, администрировании ресурса и т.д.
Одним из главных преимуществ использования системы Moodle на современном этапе (особенно в период пандемии) является то, что она дает возможность организации дистанционного обучения студентов. Кроме того, ученики, применяя все возможности Moodle, могут контролировать собственные знания, а учителя могут пользоваться возможностями Moodle для анализа знаний.
В связи с этим сегодня все больше вузов переходят на дистанционное обучение и используют платформы для такого обучения.
На сегодняшний день ввиду того, что компьютеризация учебных учреждений началась не так давно, преподаватели испытывают множество трудностей. Трудности в использовании компьютеризации, прежде всего, связаны с недостаточным техническим оснащением учебных классов, а также с отставанием большинства учащихся и преподавательского состава в пользовании средствами компьютеризации. Между тем компьютеризация образовательных учреждений является средством работы с входящей и исходящей информацией, а также средством собственной работы с грамматическим материалом.
Наряду с этим, рассмотрим основные преимущества при использовании Moodle:
- вся необходимая информация, предназначения для образовательного процесса, хранится в едином сервере Системы;
- в ходе подачи учебной информации существует возможность включать элементы мультимедиа, интерактивные элементы, инструменты креативной работы, средства связи, предназначенные для общения с преподавательским составом и коллегами по учебе, а также ссылки на образовательные и новостные ресурсы;
- Moodle предоставляет возможность доступа к учебной информации с любой точки земного шара и в любом часовом поясе;
- возможность регистрировать на сервере все свои действия, связанные с образовательным процессом, а также другую активность всех участников образовательного процесса, помогающая давать объективную оценку успехов студентов;
- у студентов появляется возможность увидеть результаты пройденного тестирования;
- регистрация на сервере всех действий по изучению учебного материала и другой активности всех участников, что делает более объективным оценку их успехов.
Преподаватель может настроить сортировку курсов как по тематике предметов, так и по календарному плану. При структуризации по темам курс предмета делиться не несколько небольших тем. В свою очередь, календарный план сортирует предметы по дням изучения, что более удобно для студентов, обучающихся по удаленной схеме и позволяет им грамотно составить свой учебный план.
Следить за содержанием курса, дополнять и редактировать, может исключительно автор этого курса. Такая процедура может проводиться в любое удобное время, даже во время обучения. Одним движение мышь в электронный каталог курса могут быть добавлены: файлы лекций, заданий, учебников и т.д. В каждом электронном курсе можно отследить дату и время последних изменений.
В итоге можно смело утверждать, что Moodle, как система, удобна для преподавателей, предоставляющая обширный инструментарий для разработки учебно-образовательного ресурса по курсам, в котором можно добавлять теоретических и практический материал, организовывать комфортные условия для учеников, получающих образование удаленно.
На сегодняшний день объективный контроль знаний, умений и навыков студентов является основной задачей современности, в связи с чем результативные методы и формы организации учебного процесса с применением коммуникационных и информационных технологий все больше используются современными образовательными учреждениями. Здесь речь пойдёт о тестировании в новом формате – компьютерное тестирование. Приведём простой пример, который часто используют педагоги как школ, так и вузов. Таким вариантом является внедрение тестов, созданных через Google form, когда тестирование открывается через ссылку, а ответы автоматически отправляются на проверку. Такой вид тестирования снижает нагрузку на преподавателя, которому лишь необходимо отредактировать вопросы так, чтобы студенты не могли бы скопировать ответы и получить неточный результат по уровню знаний, полученных в ходе обучения в вузе. Также важно обеспечить грамотную системную поддержку компьютерного тестирования, чтобы созданный тест не вызывал трудности при его активировании пр. технические неполадки.
Система управления обучением (LMS) – является основополагающим программным инструментом, предназначенным для электронного обучения. Данная система предназначена для хранения в ней учебных материалов и контролированием результатов работы учеников с этими учебными материалами. Использование специального программного обеспечения, предназначенного для разработки учебных курсов и материалов в электронном виде (Authoring Tool), поможет обеспечить универсальность и качество реализации обучения посредством электронных средств. Формирование пакетов обучающих материалов («электронных курсов») возможно при помощи электронного обучения. Пакеты обучающих материалов почти не зависят от выбора использования LMS, в связи с чем могут быть перенесены из одной LMS в другую, а также могут быть созданы с целью распространения разными методами, а также при помощи продажи. Стоит отметить, что на сегодняшний день в мире существует несколько форматов обучающих материалов, вместе с тем наибольшая популярность отводится формату SCORM, позволяющему создавать иерархическую структуру учебного материала, а также отслеживать работу ученика, непосредственно работающего с материалом с целью получения подробной отчетности об этапах прохождения и усвоения учебного материала.
Рассмотрим еще один распространенный метод создания различных курсов в электронном формате - iSpring Suite, который по-своему отличается не только своей простотой в использовании, но и доступностью. iSpring Suite интегрирован PowerPoint и, в свою очередь, помогает оперативно преобразовать презентацию в обучающий курс со своими тестами, тренажерами и прочими интерактивными модулями.
Рисунок 1 – Интерактивные модули
iSpring Suite входит в 5ку мировых авторских продуктов, предназначенных для разработки образовательного контента. Также стоит отметить, что iSpring Suite является продуктом российского производителя. iSpring Suite аналогичен не безызвестному Articulate Storyline или менее популярному Lectora Inspire, но при этом iSpring Suite придерживается своего особого пути.
Главное отличие отечественного редактора от остальных является то, что iSpring Suite служит не самостоятельным приложением, а надстройкой к редактору Microsoft PowerPoint.
Компания iSpring также предлагает и LMS - iSpring Online. Данная программа служит своего рода услугой, то есть для ее запуска не требуется приобретения собственных серверных ресурсов и привлечения ИТ-специалистов. В связи с чем iSpring Suite легко использовать в качестве электронного обучения.
iSpring Suite помогает разрабатывать обучающие курсы и учебные материалы и размещать такие в любой СДО при поддержке всех версий SCORM, AICC, Tin Can API. Основным преимуществом отечественного редактора служит тот факт, что сам курс создается в PowerPoint, что является привычной средой для бывалого пользователя.
Благодаря системе Moodle пользователю предоставляется возможность не только размещать обучающие материалы, но и создавать их в самой системе. Тем не менее, данный подход не всегда является эффективным. Актуальность разработки обучающего материала в Moodle возможна при разработки заданий с «ручной» проверкой, а также при локальных случаях – преимущественно для данного учебного процесса. Кроме того, что Moodle является сильным модулем для тестирования, тем не менее тест Moodlе, в том числе для остальных локально сформированных элементов, не существует возможности переноса в другую LMS. В связи с чем для создания интерактивного объяснительно-иллюстративного материала, создания тестов, анкет или же тренажеров необходимо использовать специальный инструментарий как отдельное программное средство, которое позволит сделать достаточно просто и универсально. Тем не менее, со стороны самих разработчиков, а также самих преподавателей удобнее будет использовать MS PowerPoint, который, в свою, очередь будет усилен плагином iSpring Suite, способным превратить PowerPoint из средства создания презентаций в средства создания учебных электронных материалов. Также при его помощи разработчики создают обучающие материалы в качестве курсов, веб-страниц или видео.