Файл: Проблема использования интерактивных средств впроцессе обучения в психологопедагогической литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение




В ходе выполненной работы мы теоретически обосновали и экспериментально подтвердили условия использования интерактивных средств, в процессе обучения младших школьников, раскрыли теоретические основы процесса использования интерактивных средств в обучении младших школьников.

В содержании работы охарактеризованы возможности использования интерактивных средств в обучении младших школьников, 2 «А» класса.

Выявлены и экспериментально подтверждены условия использования интерактивных средств в обучении младших школьников.

Проведя теоретический анализ по теме, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни. При этом в настоящее время большую роль в подготовке школьников играет использование в обучении интерактивных средств, в том числе для формирования универсальных учебных действий (УУД).

Экспериментальное исследование, проведенное в классе показало, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует-повышению уровня сформированности регулятивных УУД.

Уроки с использованием информационных технологий, интерактивных средств не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Применение технологий интерактивного обучения, позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.


Проведённая экспериментальная деятельность включала в себя три этапа: констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента, контрольный этап эксперимента. В ходе первого этапа мы выявили исходный уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников; увидели, что преобладающим является средний уровень. В ходе второго этапа проводили работу, направленную на повышение уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников; при этом опирались на положения, выдвинутые в гипотезе. Использовали разнообразные методы и формы работы на каждом этапе урока, а также урок строился с учетом актуального уровня развития регулятивных УУД.

В ходе третьего этапа выявили произошедшие изменения в уровнях сформированности регулятивных УУД у младших школьников: высокий уровень стал преобладающим, произошли изменения в количестве детей, находящихся на высоком, среднем и низком уровнях. Несколько обучающихся с низкого уровня сформированности регулятивных УУД перешли на средний уровень и из среднего уровня на высокий. Положительная динамика исследуемых показателей подтверждает правильность условий выдвинутых гипотезой исследования. Следует отметить, что экспериментальная работа проводилась с обучающимися второго класса, работа на этом этапе не заканчивается, так как содержание регулятивных УУД с каждым годом обучения усложняется.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже.

Таким образом, мультимедийные интерактивные комплексы существенно превосходят возможности традиционных средств визуализации учебного материала (обычные доски, плакаты, проекторы, фильмоскопы, учебные фильмы), а также позволяют оптимизировать систему контроля знаний, что способствует выполнению одной из главных задач обучения – более полному восприятию, усвоению и запоминанию материала, необходимого будущему специалисту






Список использованной литературы




  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/197127/.

  2. ФГОС для начальной школы // Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]: http://www.as consult.ru/pages/40.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2015. – 251 с.

  4. УМК «Школа России». - Электрон. Дан. - [М.]. - URL:www. prosv. ru/Attachment. aspx? Id=9835, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.

  5. Атаханов, Р. А. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия [Текст]/ Р. А. Атаханов, М. Г. Бобкова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 1. – С. 93-103.

  6. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - Москва:Просвещение, 2014. – 152 с.

  7. Батакова, Е. Л. Использование интерактивных средств обучения на уроках [Текст]: учебное пособие/ под.ред.Е. Л. Батакова, Е. В. Соболева. – Киров: Радуга ПРЕСС, 2013. – 126 с.

  8. Брусницына, Ф.Г. Интерактивная доска в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Ф. Г. Брусницына. – Москва: М. Дрофа, 2012. -157c.

  9. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. - 2014. - № 8. – С.140 - 150.

  10. Виноградова, Л. П. Использование информационных технологий в начальной школе [Текст] /Л. П. Виноградова. – Москва: Академия, 2014. – 57 с.

  11. Виштынецкий, Е. И. Технологии организации интерактивного процесса обучения [Текст] / Е. И. Виштынецкий, Н. Ю. Вислобоков // Информатика и образование. - 2014. - № 6. - С. – 111-114.

  12. Дубровина, И. В.Возрастная и педагогическая психология[Текст]: Хрестоматия /И. В Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин– Москва: Академия, 2001.

  13. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С. Воронин. — Екатеринбург: ЕГПУ, 2015. - 135 с.

  14. Воронина, Г. А. Зарубежный опыт применения интерактивных технологий на уроках русского языка [Текст] / Г. А. Воронина // Русский язык в школе. - 2010. - № 5. - С. 37-39.

  15. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] / О. Б. Воронкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 315 с.

  16. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С.Л. Кабыльникова. – Москва: Директ Медиа, 2008. – 223 с.

  17. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]:учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / под.ред.М. В. Гамезо. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

  18. Глушаков, В. М. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий [Текст] / В. М. Глушаков – Москва, 2014. — 192 с.

  19. Долгая, Т. И. Психическое развитие младшего школьника [Текст] / под редакцией В.В. Давыдова. – Москва, 2015. –70 с.

  20. Дриг, И. И. ИКТ-компетентность учителя начальных классов: [Текст] / учебник / под.ред.И. И. Дриг. – Москва: Образование и наука,2015. – 315 с.

  21. Жукова, Л.А. Психология творческих способностей: пособие [Текст] / Л.А. Жукова. – Москва: Академия,2012. – 320 с.

  22. Журина, Т. В. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Т. В. Журина, Н.И. Захарова // Начальная школа. – 2016. – №1. – С. 25 – 30.

  23. Золотарев, О. В. Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации [Текст] / О. В. Золотарев – Москва: ВПА, 2015. – 154 с.

  24. Иванова, Е. О. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности [Текст] / Е. О. Иванова, Л.П. Карина //Начальная школа. - 2014. - № 7. – С. 25-30.

  25. Извозчиков, В. А. Психология физического воспитания [Текст] / В. А. Извозчиков, Е. П. Ильин – Москва: Просвещение, 2014. – 250 с.

  26. Ильясова, А. А. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом [Текст] / А. А. Ильясова, А. В. Картузов – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. – 250 с.

  27. Ильина, Н.В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Ильина. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 304с.

  28. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Русский язык»[Текст] /З. А. Клепинина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.

  29. Коджаспирова, Г. М. Интерактивные методы обучения в педагогике: учебное пособие [Текст] / Г. М. Коджаспирова, С. С. Кашлев. — Минск: Высшая школа, 2014. — 176 с.

  30. Коконова, Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Е.А. Коконова// Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719.

  31. Коротаева, Е. В. Технология обучения в интерактивном режиме [Текст] / Е.В. Коротаева // Мир образования –образование в мире. – 2003. – № 4. – С. 132–143.

  32. Красильникова, В. В. Интерактивные методы обучения [Текст] / В. В. Красильникова, С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

  33. Морозова, О.П. Хрестоматия по педагогике [Текст] / О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. – 547 с.





  1. Осина, А. В. Необычные уроки в начальной школе [Текст] / А. В. Осина, Т.П. Лакоцинина. – Москва: ЗАО «Книга», издательство «Учитель», 2014. – 350 с.

  2. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.

  3. Подласый, И.П. Педагогика: Общие основы [Текст]/ И.П. Подласый.- Москва: Владос, 2007. Кн.1. – 564 с.

  4. Роберт, И. В. Интерактивное обучение [Текст] / И.В. Роберт. –Москва: Просвещение, 2015. – С. 75.

  5. Савченко, Н. А. Организационные и методические условия применения мультимедийных программных средств в школе [Текст] / Н. А. Савченко, Н. В. Турковская, О. В. Шкабура // Повышение квалификации педагогических кадров по программе Intel«Обучение для будущего»: Материалы науч.-практ. конф.– Омск: Издательство ОмГПУ, 2012. – С. 42–46.

  6. Сергеева, В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова и др. – Москва: Академия, 2014. – 320 с.

  7. Тоискина, В. С. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения [Текст] / В. С. Тоискина, Н. Д. Угринович. – Москва: Школьная пресса, 2015. - 48 с.