Файл: Проблема использования интерактивных средств впроцессе обучения в психологопедагогической литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «учащийся – учащийся» (работа в парах), «учащийся - группа учащихся» (работа в группах), «учащийся – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «учащийся – компьютер», «учащийся - художественное произведение» и т.д. В основе интерактивного взаимодействия лежит процесс общения. Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три стороны: - информативная (обмен информацией); интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов); перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга) [22].

Е. И. Виштынецкий, отмечает что интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

-решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

-развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

-обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению [11].

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, передача достаточно больших объемов информации, управление на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что интерактивные средства обучения – это средства обучения, использование которых обеспечивает диалог между участниками учебного процесса и техническими средствами обучения в режиме реального времени.

В научной литературе особое внимание ученых уделено комплексному использованию технических средств в учебном процессе (И.И. Дрига, В.А. Извозчиков, Т.М. Коджаспирова, И.И. Мархель, А.В. Смирнов). Отмечается, что применение интерактивных средств обучения в комплексе обеспечивает разнообразные способы предъявления учебной информации и создает атмосферу заинтересованности, активизирует познавательную деятельность.


Остановимся на характеристике понятия «средство обучения». В педагогической литературе нет однозначного определения понятия «средство обучения» [34]. Одни исследователи используют данное понятие в узком смысле, подразумевая под этим средства - инструменты, которые служат достижению целей обучения. Другие, наоборот, рассматривают данное понятие в широком смысле и обозначают им все содержание и все средства-инструменты обучения. Рассмотрим ряд определений данного понятия, широко используемых в педагогике:

Т. А. Ильина отмечает что средства обучения – это все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т.е. все то, что помогает организовать познавательную деятельность учащихся[27];

П. И. Пидкасистый утверждает, что средство обучения – это материальный или идеальный предмет, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний[36];

А. В. Хуторской считает, что средства обучения – это материальные или идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся[41].

Несмотря на различные подходы к определению понятия средства обучения, все исследователи отмечают их главное дидактическое назначение – ускорение процесса усвоения учебного материала.

Таким образом, в нашем исследовании мы будем опираться на определение средства обучения как материального или идеального объекта, который используется учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе участвует как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, классифицируются по: свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно - технические средства, учебно - лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально - технические условия обучения [32].


Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский отмечает такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. [28]. В общем случае идеальное средство - это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся черпает способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания.

В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности. Некоторые из них оказывают существенное влияние преимущественно на интеллектуальное развитие учащихся. Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока (например, правила поведения, решения задач, написание букв, анализа строения предложения и т.п.), но могут быть, и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.

Идеальные средства - это «мысли о мыслях»; чтобы учитель или учащийся мог их изложить, необходимо представить их в соответствующей форме. Одна из таких форм - вербализация - речевое изложение средств рассуждения, анализа, доказательства и т.п. Другая форма – материализация, представляет эти средства в виде абстрактных символов: графиков, таблиц, схем, условных обозначений, кодов, чертежей, диаграмм. К ним же относятся опорные конспекты, изобретенные известным ученым и учителем В.Ф. Шаталовым [6]. Творчески работающие учителя разрабатывают такие свои средства материализации, которые дают положительный эффект. Материализованные средства оказывают положительное влияние на мотивацию, успешность обучения и умственное развитие учащихся.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся [1, с. 25].


Идеальные средства используются первоначально для общения, в речи учителя и учащихся как краткое, символическое обозначение предметов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся использует материализованные средства в совместной деятельности, общении, объяснении и взаимопомощи в решении тренировочных задач. Материализованные средства становятся также и вербализованными.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и, наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в частности, развитием технических средств обучения (ТСО), разработкой унифицированных (единообразных, многоцелевых) стендов для демонстрационного эксперимента и лабораторных практикумов [12].

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве; стимулируют познавательные интересы учащихся; создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний. Обучение на базе персональных компьютеров - это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения учащиеся для усвоения новых знаний[8]. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.


Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

В школах сегодня появилось не только компьютерное оборудование (компьютер и его периферийные устройства, интерактивное оборудование, специализированное программное обеспечение и др.), но и мобильные технические средства (мобильные классы, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны и др.). Данные технические средства в совокупности с дидактическими (электронными образовательными ресурсами) представляют собой интерактивные средства обучения (ИСО), позволяющие активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся через взаимодействие участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога [6].

Рассмотрим термин интерактивность и его формы.

Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» – взаимный, между и «actio» – действие [14, с. 31]. Таким образом, интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания Интерактивные средства обучения – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

О. Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности:

  1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.

  2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.

  3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др. [4, с.42].