Файл: Проблема использования интерактивных средств впроцессе обучения в психологопедагогической литературе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, исходя из того, что средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [8], мы сформулировали определение понятия «интерактивные средства обучения».
Интерактивные средства обучения – это различные объекты связи: компьютер, коммуникационные технические устройства, программное обеспечение и его возможности, специально разработанные и подобранные элементы для решения задач конкретного урока, а также виды деятельности, способствующие реализации процесса взаимообмена действиями ученика и учителя.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели проблему использования интерактивных средств в обучении младших школьников в психолого – педагогической литературе, раскрыли такие понятия как «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения». Вопросами использования интерактивных средств в обучении занимались такие педагоги и ученые как Т.И. Долгая, А.А. Журин, Е.О. Иванова, Т.В. Ильясов, В.В. Красильников, А.В. Осин, Н.А. Савченко, В.С. Тоискин и другие.
Применяя интерактивные средства и методы обучения можно добиться новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Применение интерактивных форм и методов обучения, строится на основе образовательных целей:
- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
- повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;
- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Подготовка интерактивного урока требует в свою очередь применения интерактивных средств обучения и знания их характеристик. Остановимся на этом вопросе подробно.
1.2 Характеристика интерактивных средств обучения
В ходе работы с научной литературой, мы выявили, что интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности [4]. Это метод, при котором, как говорит В.С Дьянченко «все обучают каждого и каждый обучает всех».
В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др. классифицируют интерактивные средства (ИС) по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
-средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
-средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
-вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
-комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
-информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
-интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
-поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
-электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
-электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
-электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);
-электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
-электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИС в образовательном процессе:
-урочные;
-внеурочные
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
-технология асинхронного режима связи – «offline»;
-технология синхронного режима связи – «online» [37].
Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:
-управление объектами на экране с помощью мыши;
-линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
-иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
-диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
-обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
-конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
-рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований [3].
Рассмотрим подробно характеристику интерактивных средств обучения:
Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор [8].
Использование интерактивной доски на уроках информатики способствует эффективно провести занятие по таким темам как «Microsoft Office», при изучении пакетного приложения программного обеспечения «Adobe Photoshop», «Adobe Premier» и других.
В.П. Сергеева, выделяет основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:
-делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
-использование групповых форм работы;
-совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
-управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
-использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
-изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
-изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
-сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;
-сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
-демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
-демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
-создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
-создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке[12].
Интерактивный плакат - электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса [14]. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управления воздействия пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения учащихся в тему.
Новизна использования интерактивного плаката заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении некоторой относительно замкнутой темы школьной программы. Интерактивный плакат, выступая средством реализации прикладных методик, действительно может сыграть определяющую роль в изменении доминирующих в школе педагогических технологий, так как несет с собой не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяет перейти к более эффективным способам учебной деятельности учащихся, формам ее организации.
К наиболее часто используемым ИС в учебном процессе относятся:
-электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
-интерактивные доски;
-электронные энциклопедии и справочники;
-тренажеры и программы тестирования