Файл: Конкурсное задание компетенции дошкольное воспитание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласовано

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Дюймовочка г. Тамбова»

Петровская Т.А.

06.04.2023

М.П.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

«ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

2023 г.

Конкурсное задание разработано экспертным сообществом и утверждено Менеджером компетенции, в котором установлены нижеследующие правила и необходимые требования владения профессиональными навыками для участия в соревнованиях по профессиональному мастерству.
Конкурсное задание включает в себя следующие разделы:

1.2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СПЕЦИАЛИСТА ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» 3

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К СХЕМЕ ОЦЕНКИ 9

2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА КОМПЕТЕНЦИИ 19



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. КЗ – конкурсное задание

2.ИЛ–инфраструктурный лист

3.ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

4. СанПиН- санитарные правила и нормы

5. ОП ДО - образовательная программа дошкольного образования

6. ДОО - дошкольная образовательная организация

7. КТП – календарно-тематическое планирование.

8. ОТ- охрана труда

9. ПЗ - план застройки

10. ТК – технологическая карта

11. ОК – описание компетенции

12 ПО – программное обеспечение

13 ТР ТС - Технический регламент (ТР) Таможенного союза (ТС)

14 ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

15. КО- критерии оценки

Необходимо прописать все определения, аббревиатуры, касающиеся конкретной компетенции


1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ КОМПЕТЕНЦИИ


Требования компетенции (ТК) «Дошкольное воспитание» определяют знания, умения, навыки и трудовые функции, которые лежат в основе наиболее актуальных требований работодателей отрасли.

Целью соревнований по компетенции является демонстрация лучших практик и высокого уровня выполнения работы по соответствующей рабочей специальности или профессии.

Требования компетенции являются руководством для подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов и участия их в конкурсах профессионального мастерства.

В соревнованиях по компетенции проверка знаний, умений, навыков и трудовых функций осуществляется посредством оценки выполнения практической работы.


Требования компетенции разделены на четкие разделы с номерами и заголовками, каждому разделу назначен процент относительной важности, сумма которых составляет 100.

1.2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СПЕЦИАЛИСТА ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»


Перечень видов профессиональной деятельности, умений и знаний и профессиональных трудовых функций специалиста (из ФГОС/ПС/ЕТКС..) и базируется на требованиях современного рынка труда к данному специалисту

Таблица №1
Перечень профессиональных задач специалиста


п/п

Раздел

Важность в %

1

Психо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

12

Специалист должен знать и понимать:

  • особенности физического развития детей 4 - 7 лет;

  • особенности психо-моторной и психо-эмоциональной регуляции детей 4-7 лет;

  • особенности развития познавательных процессов детей 4 - 7 лет;

  • особенности развития эмоционально-волевой сферы;

  • формы общения детей 4-7 лет;

  • отношение со сверстниками;

  • отношение со взрослыми;

  • особенности развития игровой деятельности детей 4-7 лет;

формирование предпосылок универсальных учебных действий.




Специалист должен уметь:

  • организовывать мероприятия, направленные на развитие физических качеств, двигательной активности детей 4-7 лет;

  • проводить дыхательные упражнения, проводить массаж и самомассаж, организовывать и проводить профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки;

  • создавать условия для воспитания привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;

  • осуществлять правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;

  • организовывать деятельность детей с учетом психического состояния ребенка;

  • мотивировать детей к участию в различных видах деятельности на основе поддержки свободного выбора детьми деятельности, принятия решений, выражения своих чувств и мыслей, проявления инициативы;

  • организовывать позитивное общение с детьми, их эмоциональное благополучие и развитие;

  • общаться с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, устанавливать эмоциональный контакт с детьми, проявлять уважение к человеческому достоинству воспитанников;

  • организовывать и проводить самостоятельную игровую деятельность с детьми дошкольного возраста;

  • осуществлять поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, организацию досуговой деятельности детей, развлечений.




2

Методические аспекты деятельности воспитателя ДОО

18

Специалист должен знать и понимать:

  • теоретические и методические основы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;

  • способы реализации современных теоретических подходов к

  • организации образовательного процесса (деятельностный, развивающий и др.) в практике работы с детьми 4-7 лет;

  • формы и методы проведения занятий с детьми 4-7 лет по образовательной программе дошкольного образования;

  • подходы к планированию познавательной, речевой, игровой, творческой, физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности детей.




Специалист должен уметь:

  • планировать педагогическую деятельность с детьми 4-7 лет на основе деятельностного, развивающего и других современных подходов к реализации образовательных программ дошкольного образования;

  • выбирать формы и методы проведения занятий по образовательной программе дошкольного образования, соответствующие целям и содержанию занятия, возрастным и индивидуальным особенностям детей;

  • осуществлять анализ, отбор и адаптацию дидактических материалов с учетом реализуемых форм и методов работы с детьми по образовательной программе дошкольного образования;

  • осуществлять анализ и отбор форм и методов организации познавательной, речевой, игровой, творческой, физкультурно-

оздоровительной, досуговой деятельности детей в соответствии с их возрастом, индивидуальными особенностями и развивающим потенциалом форм и методов педагогической деятельности.




3

Содержательные аспекты деятельности воспитателя ДОО

15

Специалист должен знать и понимать:

  • содержание образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева;

  • содержание и особенности организации познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельностей детей;

  • особенности развития речи детей дошкольного возраста;

  • формы и методы ознакомления детей с детской литературой;

  • содержание и особенности организации художественной, творческой, продуктивной деятельности детей;

  • содержание и особенности организации физической активности воспитанников, физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми 4-7 лет;

содержание и методика организации подвижных игр с детьми, экскурсий.




Специалист должен уметь:

  • осуществлять организацию познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельностей детей в форме интегрированных занятий с детьми 4-7 лет, а также в форме развивающих игр, конкурсов, проектов и т.д.;

  • проводить интегрированные занятия с детьми 4-7 лет, игры, конкурсы, творческие мероприятия для развития речевой деятельности детей по образовательной программе дошкольного образования;

  • проводить интегрированные занятия, направленные на ознакомление детей с детской литературой; читать детям тексты различных жанров детской литературы, формировать у них интерес к чтению;

  • осуществлять продуктивную деятельность детей в форме занятий, развивающих игр, творческих конкурсов, проектов и т.д.

  • организовывать и проводить самостоятельную игровую деятельность с детьми дошкольного возраста;

осуществлять поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, организацию досуговой деятельности детей, развлечений.




4

Менеджмент и творчество

20

Специалист должен знать и понимать:

  • типы взаимодействия (по субъекту и объекту; по направленности взаимодействия; по содержанию деятельности; по наличию или отсутствию цели; по степени управляемости; по типу взаимосвязи; по характеру взаимодействия; вербальное или невербальное; продуктивное и непродуктивное);

  • формы эффективного взаимодействия (для развития личностного потенциала; для развития навыков рефлексивного поведения; для преодоления стереотипизации восприятия; для эмоциаонально-душевного комфорта; для развития навыков эффективного вербального и невербального общения);

  • формы и методы работы с семьей на основе партнерского взаимодействия;

  • подходы к организации педагогического взаимодействия (деятельностный; личностно-ориентированный и др.);

  • принципы создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОО;

  • инновационные технологии развития детей дошкольного возраста;

  • способы творческой деятельности.




Специалист должен уметь:

  • применять методы взаимодействия участников образовательного процесса;

  • создавать специальные художественно-эстетические виды деятельности и социокультурные ситуации для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

  • создавать системы обратной связи педагога с родителями посредством информационных технологий;

  • разрабатывать диалоговые и коммуникативные технологии воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;

  • внесение в предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности;

  • комбинировать и видоизменять, адаптировать известное содержание, к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка;

  • гибко выбирать адекватные способы воздействия на ребенка;

  • осуществлять поиск нестандартных способов разработки образовательных заданий;

  • оригинально и целесообразно применять способы стимулирования творческой инициативы воспитанников и их познавательной активности.




5

Коммуникативные навыки

17

Специалист должен знать и понимать:

  • профессиональную терминологию;

  • принципы доступности и научности;

  • содержание базовых коммуникативных умений воспитателя (коммуникативных, перцептивных и интерактивных);

  • возрастные особенности детей дошкольного возраста;

  • способы и формы общения с детьми;

  • методы и приемы психолого-педагогической поддержки деятельности детей дошкольного возраста;

  • средства выразительности речи;

  • этические нормы.




Специалист должен уметь:

  • выстраивать межличностную коммуникацию;

  • воспринимать и понимать друг друга;

  • выстраивать межличностное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;

  • умение передавать познавательную (учебную) информацию;

  • пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации всем субъектам образовательного процесса;

  • организовывать и поддерживать педагогический диалог;

  • активно слушать собеседника;

  • ориентироваться в коммуникативной ситуации психолого-педагогического взаимодействия;

  • распознавать скрытые мотивы и психологические защиты собеседника;

  • понимать эмоциональное состояние воспитанника;

  • правильно оценить ситуацию общения;

  • вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.




6

ИКТ-компетентность

12

Специалист должен знать и понимать:

  • требования к оформлению графических и текстовых документов (на бумажных и электронных носителях);

  • дидактические программные электронные средства;

  • принципы и правила обработки персональных данных, установленные законодательством РФ;

  • программу Power Point для создания мультимедийных презентаций;

  • программу Windows Movie Maker, «Киностудия», ПО Lego Wedo 2.0, 1.2;

  • конструктор сайтов;

  • компьютерные средства обучения (интерактивная доска, интерактивный стол);

возможности программ Microsoft Office; SMART notebook.




Специалист должен уметь:

  • создавать графические и текстовые документы (текст, графики, таблицы, диаграммы и др.);

  • применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

  • активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;

  • владеть навыками поиска информации в Интернете;

  • оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;

  • работать с программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

  • работать с программами Windows Movie Maker, «Киностудия», ПО Lego Wedo 2.0, 1.2;

  • разрабатывать занятия с использованием ИКТ-технологий;

  • владеть способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;

  • создавать сайт на платформе;

работать с программами Microsoft Office; SMART notebook.




7

Соблюдение санитарных норм и правил профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей

6

Специалист должен знать и понимать:

  • нормативно-правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье детей;

  • требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.9.2011 № 798;

  • правила охраны труда и пожарной безопасности;

  • санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО;

  • способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста;

  • гигиенических требований к организации работы с детьми дошкольного возраста;

принципы создания положительного имиджа (внутреннее содержание и внешний вид) воспитателя детей дошкольного возраста.




Специалист должен уметь:

  • создавать безопасную образовательную среду для детей 4-7 лет;

  • анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью детей;

  • содействовать обеспечению необходимых санитарно-бытовых условий группы;

  • соблюдать требования и способы обеспечения безопасности образовательной среды;

создавать положительный имидж (внутреннее содержание и внешний вид) воспитателя детей дошкольного возраста.








1.3. ТРЕБОВАНИЯ К СХЕМЕ ОЦЕНКИ


Сумма баллов, присуждаемых по каждому аспекту, должна попадать в диапазон баллов, определенных для каждого раздела компетенции, обозначенных в требованиях и указанных в таблице №2.

Таблица №2

Матрица пересчета требований компетенции в критерии оценки


Критерий/Модуль

Итого баллов за раздел ТРЕБОВАНИЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Разделы ТРЕБОВАНИЙ КОМПЕТЕНЦИИ




A

Б

В










1

3

4

2







9

2

4

8

3







15

3

4

4

3







11

4

3

3

9







15

5

6

6

0







12

6

1

1

0







2

7

3

1

0







4

Итого баллов за критерий/модуль

24

27

17







68