«Детский сад «Дюймовочка г. Тамбова»
Петровская Т.А.
М.П.
г.
Конкурсное задание разработано экспертным сообществом и утверждено Менеджером компетенции, в котором установлены нижеследующие правила и необходимые требования владения профессиональными навыками для участия в соревнованиях по профессиональному мастерству.
Требования компетенции (ТК) «Дошкольное воспитание» определяют знания, умения, навыки и трудовые функции, которые лежат в основе наиболее актуальных требований работодателей отрасли.
Целью соревнований по компетенции является демонстрация лучших практик и высокого уровня выполнения работы по соответствующей рабочей специальности или профессии.
Требования компетенции являются руководством для подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов и участия их в конкурсах профессионального мастерства.
В соревнованиях по компетенции проверка знаний, умений, навыков и трудовых функций осуществляется посредством оценки выполнения практической работы.
Требования компетенции разделены на четкие разделы с номерами и заголовками, каждому разделу назначен процент относительной важности, сумма которых составляет 100.
№ п/п
| Раздел
| Важность в %
|
1
| Психо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
| 12
|
Специалист должен знать и понимать:
-
особенности физического развития детей 4 - 7 лет;
-
особенности психо-моторной и психо-эмоциональной регуляции детей 4-7 лет;
-
особенности развития познавательных процессов детей 4 - 7 лет;
-
особенности развития эмоционально-волевой сферы;
-
формы общения детей 4-7 лет;
-
отношение со сверстниками;
-
отношение со взрослыми;
-
особенности развития игровой деятельности детей 4-7 лет;
формирование предпосылок универсальных учебных действий.
|
|
Специалист должен уметь:
-
организовывать мероприятия, направленные на развитие физических качеств, двигательной активности детей 4-7 лет;
-
проводить дыхательные упражнения, проводить массаж и самомассаж, организовывать и проводить профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки;
-
создавать условия для воспитания привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;
-
осуществлять правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;
-
организовывать деятельность детей с учетом психического состояния ребенка;
-
мотивировать детей к участию в различных видах деятельности на основе поддержки свободного выбора детьми деятельности, принятия решений, выражения своих чувств и мыслей, проявления инициативы;
-
организовывать позитивное общение с детьми, их эмоциональное благополучие и развитие;
-
общаться с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, устанавливать эмоциональный контакт с детьми, проявлять уважение к человеческому достоинству воспитанников;
-
организовывать и проводить самостоятельную игровую деятельность с детьми дошкольного возраста;
-
осуществлять поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, организацию досуговой деятельности детей, развлечений.
|
|
2
| Методические аспекты деятельности воспитателя ДОО
| 18
|
Специалист должен знать и понимать:
-
теоретические и методические основы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
-
способы реализации современных теоретических подходов к
-
организации образовательного процесса (деятельностный, развивающий и др.) в практике работы с детьми 4-7 лет;
-
формы и методы проведения занятий с детьми 4-7 лет по образовательной программе дошкольного образования;
-
подходы к планированию познавательной, речевой, игровой, творческой, физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности детей.
|
|
Специалист должен уметь:
-
планировать педагогическую деятельность с детьми 4-7 лет на основе деятельностного, развивающего и других современных подходов к реализации образовательных программ дошкольного образования;
-
выбирать формы и методы проведения занятий по образовательной программе дошкольного образования, соответствующие целям и содержанию занятия, возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-
осуществлять анализ, отбор и адаптацию дидактических материалов с учетом реализуемых форм и методов работы с детьми по образовательной программе дошкольного образования;
-
осуществлять анализ и отбор форм и методов организации познавательной, речевой, игровой, творческой, физкультурно-
оздоровительной, досуговой деятельности детей в соответствии с их возрастом, индивидуальными особенностями и развивающим потенциалом форм и методов педагогической деятельности.
|
|
3
| Содержательные аспекты деятельности воспитателя ДОО
| 15
|
Специалист должен знать и понимать:
-
содержание образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева;
-
содержание и особенности организации познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельностей детей;
-
особенности развития речи детей дошкольного возраста;
-
формы и методы ознакомления детей с детской литературой;
-
содержание и особенности организации художественной, творческой, продуктивной деятельности детей;
-
содержание и особенности организации физической активности воспитанников, физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми 4-7 лет;
содержание и методика организации подвижных игр с детьми, экскурсий.
|
|
Специалист должен уметь:
-
осуществлять организацию познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельностей детей в форме интегрированных занятий с детьми 4-7 лет, а также в форме развивающих игр, конкурсов, проектов и т.д.;
-
проводить интегрированные занятия с детьми 4-7 лет, игры, конкурсы, творческие мероприятия для развития речевой деятельности детей по образовательной программе дошкольного образования;
-
проводить интегрированные занятия, направленные на ознакомление детей с детской литературой; читать детям тексты различных жанров детской литературы, формировать у них интерес к чтению;
-
осуществлять продуктивную деятельность детей в форме занятий, развивающих игр, творческих конкурсов, проектов и т.д.
-
организовывать и проводить самостоятельную игровую деятельность с детьми дошкольного возраста;
осуществлять поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, организацию досуговой деятельности детей, развлечений.
|
|
4
| Менеджмент и творчество
| 20
|
Специалист должен знать и понимать:
-
типы взаимодействия (по субъекту и объекту; по направленности взаимодействия; по содержанию деятельности; по наличию или отсутствию цели; по степени управляемости; по типу взаимосвязи; по характеру взаимодействия; вербальное или невербальное; продуктивное и непродуктивное);
-
формы эффективного взаимодействия (для развития личностного потенциала; для развития навыков рефлексивного поведения; для преодоления стереотипизации восприятия; для эмоциаонально-душевного комфорта; для развития навыков эффективного вербального и невербального общения);
-
формы и методы работы с семьей на основе партнерского взаимодействия;
-
подходы к организации педагогического взаимодействия (деятельностный; личностно-ориентированный и др.);
-
принципы создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОО;
-
инновационные технологии развития детей дошкольного возраста;
-
способы творческой деятельности.
|
|
Специалист должен уметь:
-
применять методы взаимодействия участников образовательного процесса;
-
создавать специальные художественно-эстетические виды деятельности и социокультурные ситуации для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
-
создавать системы обратной связи педагога с родителями посредством информационных технологий;
-
разрабатывать диалоговые и коммуникативные технологии воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;
-
внесение в предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности;
-
комбинировать и видоизменять, адаптировать известное содержание, к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка;
-
гибко выбирать адекватные способы воздействия на ребенка;
-
осуществлять поиск нестандартных способов разработки образовательных заданий;
-
оригинально и целесообразно применять способы стимулирования творческой инициативы воспитанников и их познавательной активности.
|
|
5
| Коммуникативные навыки
| 17
|
Специалист должен знать и понимать:
-
профессиональную терминологию;
-
принципы доступности и научности;
-
содержание базовых коммуникативных умений воспитателя (коммуникативных, перцептивных и интерактивных);
-
возрастные особенности детей дошкольного возраста;
-
способы и формы общения с детьми;
-
методы и приемы психолого-педагогической поддержки деятельности детей дошкольного возраста;
-
средства выразительности речи;
-
этические нормы.
|
|
Специалист должен уметь:
-
выстраивать межличностную коммуникацию;
-
воспринимать и понимать друг друга;
-
выстраивать межличностное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;
-
умение передавать познавательную (учебную) информацию;
-
пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации всем субъектам образовательного процесса;
-
организовывать и поддерживать педагогический диалог;
-
активно слушать собеседника;
-
ориентироваться в коммуникативной ситуации психолого-педагогического взаимодействия;
-
распознавать скрытые мотивы и психологические защиты собеседника;
-
понимать эмоциональное состояние воспитанника;
-
правильно оценить ситуацию общения;
-
вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.
|
|
6
| ИКТ-компетентность
| 12
|
Специалист должен знать и понимать:
-
требования к оформлению графических и текстовых документов (на бумажных и электронных носителях);
-
дидактические программные электронные средства;
-
принципы и правила обработки персональных данных, установленные законодательством РФ;
-
программу Power Point для создания мультимедийных презентаций;
-
программу Windows Movie Maker, «Киностудия», ПО Lego Wedo 2.0, 1.2;
-
конструктор сайтов;
-
компьютерные средства обучения (интерактивная доска, интерактивный стол);
возможности программ Microsoft Office; SMART notebook.
|
|
Специалист должен уметь:
-
создавать графические и текстовые документы (текст, графики, таблицы, диаграммы и др.);
-
применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
-
активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
-
владеть навыками поиска информации в Интернете;
-
оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;
-
работать с программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
-
работать с программами Windows Movie Maker, «Киностудия», ПО Lego Wedo 2.0, 1.2;
-
разрабатывать занятия с использованием ИКТ-технологий;
-
владеть способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
-
создавать сайт на платформе;
работать с программами Microsoft Office; SMART notebook.
|
|
7
| Соблюдение санитарных норм и правил профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей
| 6
|
Специалист должен знать и понимать:
-
нормативно-правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье детей;
-
требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.9.2011 № 798;
-
правила охраны труда и пожарной безопасности;
-
санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО;
-
способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста;
-
гигиенических требований к организации работы с детьми дошкольного возраста;
принципы создания положительного имиджа (внутреннее содержание и внешний вид) воспитателя детей дошкольного возраста.
|
|
Специалист должен уметь:
-
создавать безопасную образовательную среду для детей 4-7 лет;
-
анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью детей;
-
содействовать обеспечению необходимых санитарно-бытовых условий группы;
-
соблюдать требования и способы обеспечения безопасности образовательной среды;
создавать положительный имидж (внутреннее содержание и внешний вид) воспитателя детей дошкольного возраста.
|
|
Сумма баллов, присуждаемых по каждому аспекту, должна попадать в диапазон баллов, определенных для каждого раздела компетенции, обозначенных в требованиях и указанных в таблице №2.