Файл: Протокол от Выполнил(а) студент очной формы подготовки, Хохряков Максим Евгеньевич, группа 0704.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
заслуживает отдельного подробного обзора, равно как и инструментарий, который используется для оценки речевого статуса.

На тяжесть и тип нарушения речи в детстве гораздо больше влияют продолжительность и тип поражения, чем у взрослых. Нарушения речи особенно выражены сразу после повреждения или когда процессы развиваются очень быстро. При обратном - медленно развивающемся - течении болезни эти нарушения обычно становятся почти незаметными. Это одна из основных причин стойкого убеждения в отсутствии нарушений речи в детстве.

В медицинской литературе часто предполагается, речевые функции могут быть нарушены в любой точке патологического очага, если рассматривается раннее поражение головного мозга. Например, у детей чаще, чем у взрослых, возникают нарушения речи с нарушениями правого полушария.

В этом случае нарушение психических функций связано с проблемой межполушарной асимметрии. По мере своего развития одно из полушарий становится главным для некоторых функций. При сформированном преобладании, наблюдаемом у взрослых с поражением правого или левого полушария, появляются характерные симптомы. У детей с поражением одного полушария другие клинические симптомы. Это может быть связано с тем, что у детей имеется особая функциональная система, которая проявляется в симптомах нарушения речи, которая впоследствии заменяется на взрослую. Эти системы основаны на работе разных областей мозга. Система, связанная с правым полушарием, характерна для детей, а у взрослого человека она связана в основном с левым полушарием.

Второй вариант - он связан с симптоматикой, отражающей работу не до конца сформированных связей и звеньев между ними будущей стационарной системы. В этом случае специфика симптоматики связана со спецификой работы не образованного звена и его не образованных связей [26]

В результате нейроморфологических исследований было показано, что асимметричная представленность района, находящегося за извилиной Гешля, который принимает участие в переработке речевой информации, ярко проявилась и у детей, а не только у взрослых. Дж. Вадой с сотрудниками была обнаружена асимметрия в этом районе у младенцев в 90 % случаев, между лобно-оперкулярными зонами - у 29-недельного плода.


Клинические исследования свидетельствуют о том, что раннее поражение левого и правого полушарий проявляется не только речевой функцией, но и другими способами. Левосторонние расстройства часто сопровождаются нарушениями речи, но понять их можно только с учетом особенностей речевой функции ребенка, но с точки зрения патологии взрослых. Также было показано, что раннее левостороннее нарушение является причиной задержки речевого развития.

У детей около года также обнаружилось при восприятии речи функциональное предпочтение левого полушария. Эти данные соответствуют концепции запрограммированной латерализации, согласно которой специализация левого полушария по речи проявляется уже при рождении, не подвергаясь последующим изменениям.

Для речевых расстройств у детей характерны нестабильность и быстрый регресс. Восстановление происходит спонтанно и, как правило, занимает от нескольких дней до двух лет. По мнению Симерницкой Е.Г. речевой функционал большинства детей можно восстановить до степени, при которой они смогут обучаться по обычной школьной программе в образовательном учреждении.

В медицинской практике существуют факты передачи функции речи под контроль правого полушария, в случае, когда левое полушарие не может отвечать за данную область. К примеру, длительная активность очага эпилепсии при устойчивых формах эпилепсии может привести к перестройке функциональных связей между речевыми зонами у детей

Существует также вероятность, что пластичность головного мозга ответственна за частичную задержку речи у детей с левосторонними повреждениями, которая имеет огромный потенциал в раннем возрасте. При этом с возрастом пластичность теряет свои способности, и дети, у которых левое полушарие было удалено в старшем возрасте, не теряя способности говорить, начинают делать грамматические ошибки и хуже понимать речь.

Качественно проанализированные расстройства, сопровождающие повреждение, помогают определить роль правого полушария в обеспечении речевой функции во всех возрастах у больных с эпилепсией. В противном случае, в результате чего возникают данные нарушения, не представляется возможным выявить. Это нарушение правого полушария, а не повреждение вторичных структур другого полушария

, либо это связано с нарушением доминирования полушарий.

Симерницкая (1985) предполагает, что в большинстве исследований нет указаний на тип нарушения речи при поражении правого полушария, и нет обоснования его корреляции с афазией у взрослых.

Одна из важнейших задач современной клинической нейропсихологии детства - исследование специфики, характерных особенностей проявления речевых нарушений при органических поражениях головного мозга в детском возрасте, их различий у детей и взрослых.

1.2.3 Особенности исследования перцептивных процессов



Перцептивное научение определяется как повышение эффективности выполнения перцептивных задач в результате накопления опыта или тренировок. Этот тип научения лежит в основе таких более высокоуровневых процессов, как перцептивная категоризация и обнаружение девиантных стимулов.

Нейрофизиологические данные, представленные в обзоре, свидетельствуют, что именно на примере перцептивного научения возможно проиллюстрировать, как научение меняет наше восприятие и самые ранние этапы обработки информации.

Нейрофизиологические данные позволяют ученым составить представление об имплицитных и эксплицитных составляющих научения, а также о происходящих при этом краткосрочных и долгосрочных изменениях в работе мозга. Эти положения, в свою очередь, могут служить доказательной основой для создания новых подходов к разработке более эффективных методик обучения.

В качестве нейрофизиологических маркеров перцептивного научения в данном обзоре рассматриваются компоненты вызванных потенциалов (ВП) электроэнцефалограммы (ЭЭГ) или магнитоэнцефалограммы (МЭГ). Эти неинвазивные методы позволяют регистрировать спонтанную и вызванную мозговую активность с высоким временным разрешением, что открывает широкие возможности для изучения нейрональных процессов, лежащих в основе сложных когнитивных операций [17].

В основе метода ВП лежит процедура усреднения сигналов, возникающих в ответ на многократные предъявления изучаемого стимула. Стандартные компоненты вызванных потенциалов характеризуются локализацией, латентностью и амплитудой и соответствуют отдельным этапам обработки информации мозгом, протекающим в первые десятки и сотни миллисекунд после предъявления стимула.

Процесс перцептивного научения может происходить как естественным образом — под воздействием накапливаемого перцептивного опыта, что позволяет сопоставлять показатели экспертов и новичков в какой-либо области, — так и в лабораторных условиях, где испытуемых тренируют на умение различать или классифицировать ранее не различимые сигналы.


В большинстве случаев тренировка осуществляется с использованием внешнего подкрепления и обратной связи. Обычно нейрофизиологические эффекты научения изучаются посредством простых парадигм нейровизуализации (например, сравнения ВП на «выученные» и «невыученные» стимулы) и сопоставляются с поведенческими эффектами научения (например, точностью распознавания и временем ответа, необходимым для выполнения задания).

Зарубежные исследования рассматривают межполушарную организацию перцептивных процессов с точки зрения двух различных концепций. Эти концепции называются концепция материальной специфичности (Милнер 1968) и концепции специфичности механизмов переработки информации каждым полушарием. Последняя теория выросла из исследований расщепленного мозга, начатых М. Газзанигой и Р. Сперри (Газзанига, 1970).

Первая концепция утверждает связь левого полушария с переработкой вербального материала, которая не зависит от модальности поступления этого материала. Правое же полушарие имеет ориентацию на стимульный материал перцептивной природы.

Вторая теория утверждает, что левое и правое полушарие по-разному перерабатывают перцептивную информацию, не ориентируясь на то, представлен вербальный или невербальный материал. Левое полушарие обеспечивает последовательные во времени синтезы, тогда как правое - стимульные пространственные синтезы. И вербальная и невербальная информация может нуждаться в любом из этих двух способов обработки. Поэтому доминантность полушария для разных психических функций определяется тем, какой способ обработки требуется для поступившей информации.

Отечественная концепция доминантности полушарий при перцептивных процессах (А.Р. Лурия, 1979) исходит из предположения о том, что каждой полушарие вносит свой специфический вклад. Для каждой психической функции существует доминантная роль одного из полушарий, однако другое полушарие также влияет на ее осуществление. Поскольку нарушение перцептивных процессов проявляются при поражении не только правого полушария, но и левого, данные нейропсихологии максимально согласуются с отечественной концепцией.