Файл: Протокол от Выполнил(а) студент очной формы подготовки, Хохряков Максим Евгеньевич, группа 0704.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Первый Московский государственный медицинский университет
им. И.М. Сеченова.
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(Сеченовский Университет)

Институт психолого-социальной работы
Кафедра педагогики и медицинской психологии

Выпускная квалификационная работа
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПИЛЕПСИЕЙ.
Направление подготовки: 37.05.01 «Клиническая психология»



«Допущена к защите»
Протокол №_______ от__________

Выполнил(-а):

студент очной формы подготовки, Хохряков Максим Евгеньевич,
группа 07-04



Заведующий кафедрой

профессор, д.п.н. Киселева М.Г.
______________________________

Научный руководитель:
ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии, Богданова Мария Даниловна.


«Прошла защиту»
Оценка _______________________








Москва, 2020

Оглавление


Введение 4

1. Этиология и патогенез эпилепсий и эпилептических синдромов 7

1.1 Особенности эмоциональной сферы у детей с эпилепсией 12

1.2. Клинические исследования эпилепсии у детей и подростков 14

1.2 Когнитивная сфера у детей с эпилепсией 19

1.2.2 Особенности исследования речевых функций 19

1.2.3 Особенности исследования перцептивных процессов 23

1.3. Когнитивные нарушения у детей, больных эпилепсией 27

Заключение 34

Глава 2. Эмпирическое исследование особенности когнитивной сферы у детей школьного возраста с эпилепсией. 35

2.1 Организация исследования 35

2.2 Описание выборки 36

2.3 Методики исследования 37

2.4 Результаты исследования 47

2.4.1. Описание результатов исследования 47

2.4.2. Обсуждение результатов исследования 53

Заключение 55

Выводы 56

Список литературы 57

Приложения 62



Введение


Актуальность исследования. Актуальность темы исследования заключается в том, что эпилепсия составляет почти 19.9% всей структуры неврологических заболеваний, занимая в ней 3 место [5]. Эпилепсия является одним из наиболее хорошо изученных нервно-психических заболеваний, которому посвящено много работ. Это хроническое заболевание, на которое обращают внимание не только неврологи, но и психологи, нейропсихологи. Как и при многих других заболеваниях нервной системы, возможны изменения когнитивных функций или отклонений в развитии, что происходит у каждого четвертого ребенка с диагнозом эпилепсия [8]. Эпилепсия чаще всего манифестирует в детском возрасте, поэтому изучение данного заболевания среди детской возрастной группы будет актуально для выявления вопроса об этиологии и влияние на жизнедеятельность больного. Нарушения эмоционально-личностной сферы так же рассматривается наряду с изменениями в мышлении, памяти и речи. До 37% детей при тяжелых формах эпилепсии имеют олигофренический плюс [23,9]. Возникают трудности в учебной деятельности, сложности в социальном взаимодействии со сверстниками и родителями. Для того, что бы построить грамотный лечебный и образовательный маршрут для детей с данными особенностями важно понимать механизмы воздействия процесса хронического заболевания на личность и когнитивные функции, на структуру познавательных процессов.

Влияние эпилепсии на развитие человека, начиная с детского возраста, прослеживается в течение всей жизни. Различные изменения мозгового субстрата, его аномалии, могут влиять на жизнедеятельность и в дальнейшем [32]. Вероятность заболеваемости в детском возрасте гораздо выше, чем в более зрелом возрасте, так как возникновение эпилепсии в детский период очень часто связывается с повышенной судорожной активностью головного мозга, который еще не успел до конца сформироваться, за счет этого ранняя диагностика и классификация нарушений познавательной деятельности ставится в приоритет как способ решения коррекционных задач и реабилитации. Существует исследование, которое показывает, что если ребенок считается психически сохранным, то тогда вероятность ремиссии увеличивается в разы, как следствие продолжительность и качество жизни такого больного возрастает соответственно. Поэтому психологический аспект изучения нарушений познавательной деятельности является достаточно актуальным для поддержания жизнеспособности людей, болеющих эпилепсией [33].



Данная тема исследования так же важна для психологической науки, в частности, нейропсихологии, так как изучение развитие высших психических функций в онтогенезе с учетом неврологического расстройства позволяет проследить их динамическое изменение. Различие в формировании связей между полушариями или какой-либо конкретной функции с полушарием с учетом неврологических аномалий позволяет понять и проследить путь, с пониманием которого можно будет выстроить грамотную коррекцию или лечение.

Цель исследования – изучить и выявить особенности изменения когнитивных характеристик у детей с эпилепсией.

Предмет исследования – это особенности когнитивных процессов (мышление, речь, память и внимания) у детей школьного возраста с эпилепсией

Объект исследования – когнитивные функции у детей школьного возраста с эпилепсией.

Гипотезау детей школьного возраста с эпилепсией присутствуют особенности когнитивных процессов, проявляющихся в виде снижения внимания, снижения уровня запоминания и нарушений мышления.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по проблеме нарушений когнитивных функций при заболеваниях различными формами эпилепсией в детской возрастной группе и изучение современных исследований в этой сфере.

  2. Провести нейропсихологическое обследование и межгрупповой анализ состояния когнитивных функций у детей, страдающих эпилепсией и здоровых детей.

  3. Изучить особенности когнитивной сферы у детей школьного возраста с эпилепсией.

  4. Сформулировать зависимость изменения когнитивных функций от очага поражения.

  5. Обобщить полученные результаты с использованием статистических методов обработки данных.

Теоретико-методологические основы исследования составила составила теория системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский); концепция синдромального анализа нарушений высших психических функций, нейропсихологического анализа функциональной ассиметрии мозга, межполушарной организации психических процессов (Е.Д. Хомская).

В данном исследовании использовались методы:

1. Эмпирические – беседа, наблюдение, психодиагностические методики

2. Методы количественной и качественной обработки данных (?).


В исследовании использовались психодиагностические методики:

1. Методы нейропсихологического обследования детей 6 – 9 лет (под редакцией Т.В. Ахутиной).

2. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).

3. Наблюдение.

4. Беседа.

Исследование проводилось на базе «Клинический институт детского здоровья имени Н.Ф. Филатова. Университетская детская клиническая больница», отделение детской неврологии, и на базе ГБОУ города Москвы «Школа № 1298 "Профиль Куркино"». На данный момент в исследовании приняли участие 22 ребеннка без неврологических нарушений и 22 пациента с эпилепсией различной этиологии в возрастном диапазоне 7-16 лет.

1. Этиология и патогенез эпилепсий и эпилептических синдромов


В представлении современного научного сообщества эпилепсия, невзирая на множественность этиологических факторов, является единой нозологической единицей, у которой присутствует обобщающий критерий – это повторяющиеся эпилептические приступы, возникающие в результате патологической активности нейронов головного мозга. Если приступ случается всего один раз, то он не может рассматриваться как эпилептический симптом, так как это может быть реакция мозга в виде повышенной судорожной готовности в ответ на определенные условия. Снижение порога судорожной активности может произойти у любого человека в течение всей жизни, поэтому исключается постановка диагноза, если нет повтора подобной симптоматики. Всего 20% людей, которые переносят этот приступ, впоследствии заболевают эпилепсией (Бадалян, 2004). В значительной степени это утверждение будет относиться к людям старшего возраста, вследствие повышенной коморбидности симптоматической эпилепсии с другими органическими заболеваниями головного мозга, например, болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона.

В описании клиники эпилепсии присутствует важный феномен, который называется судорожная готовность. Этот феномен описывает вероятность ненормированного увеличения возбуждения в коре головного мозга сверх тех значений, в пределах которых функционирует противосудорожная система. При повышенной судорожной готовности даже небольшое возбуждение способно нарушить работу тормозных нейронов и запустить процесс активации в очаге эпилептического происхождения, либо же по всей поверхности коры. Встречаются случаи, при которых судорожная активность повышена настолько, что приводит к временному отключению сознания, даже в отсутствие выраженного внешне моторного приступа. В этом случае достоверно говорить про абсансы. Случается, что происходит обратная ситуация, когда судорожная готовность может отсутствовать в принципе, однако возможно зарегистрировать парциальные приступы, которые уже не будут сопровождаться потерей сознания. Прямым следствием повышенной судорожной готовности часто