Файл: Протокол от Выполнил(а) студент очной формы подготовки, Хохряков Максим Евгеньевич, группа 0704.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1,5 — Две ошибки с самокоррекцией: у ребенка четырех лет — при прямом счете, у ребенка старше пяти лет — при обратном порядке счета. Или одна ошибка с самокоррекцией при прямом счете у ребенка старше пяти лет.

2 — Три-пять ошибок с частичной коррекцией: при прямом счете, у ребенка старше пяти лет — при обратном порядке счета. Или две ошибки без коррекции при прямом счете у ребенка старше пяти лет.

3 — Более пяти ошибок без коррекции: у ребенка четырех лет — при прямом счете, у ребенка старше пяти лет — при обратном порядке счета. Или три и более ошибок без коррекции при прямом счете у ребенка старше пяти лет.
Так же использовались методы статистической обработки данных в программе IBM SPSS Statistics 26.0. c использованием критерия Колмогорова-Смирнова для подсчета нормальности распределения выборки и критерий U Манна-Уитни для межгруппового сравнения малой выборки.


2.4 Результаты исследования

2.4.1. Описание результатов исследования


Для начала нужно рассчитать описательные статистики по шкалам используемых проб отдельно для группы детей с эпилепсией и группы нормы.

Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1. Описательные статистики по пробам для двух групп




Группа нормы (N=17)

Группа с эпилепсией (N=22)




Среднее

Стандартное

отклонение

Среднее

Стандартное

отклонение

Таблицы Шульте

0,10


1,02

1,36


0,18


Объем памяти

0,00


0,69

1,06


0,00


Отсроченное воспроизведение

0,08



0,83

0,88



0,14


Зрительная память

0,10


0,54

0,38


0,18


Сюжетные картинки

0,10


0,35

0,19


0,18


Исключение

0,00


0,40

0,30


0,00


Серийный счет

0,00


0,78


0,71


0,00


Решение задач

0,00


1,06


1,38


0,00


Спонтанная речь

0,00


0,78


0,83


0,00


Автоматизированная речь


0,00



0,33


0,18



0,00


Называние предметов

0,00



0,47


0,37



0,50


Понимание слов

0,00


0,51


0,30


0,00


Понимание логико-грамматических конструкций



0,05



0,89



1,00



0,10




Все обработанные данные отвечают критерию нормальности распределения (Колмогорова-Смирнова, p <0.001). Описательные статистики проводились с учетом полученных данных, часть из которых имела пропущенное значение в процессе обработки. Данные значения показывают, что методика либо не проводилась, либо была недоступна для выполнения ребенком, эти респонденты в дальнейшем будут рассмотрены в качественном анализе в данной работе наравне с другими, так как из-за разной вариативности локализации поражения невозможно подвести данные под общую картину. Как видно из таблицы 1, по шкале таблицы Шульте испытуемые из нозологической группы показывают результат ниже, чем контрольная группа, так же как и по всем последующим шкалам.

Рассмотрение полученных данных в зависимости от локализации очага поражения:

Правая лобно-височная область (N=1; 5 лет) – сильные речевые нарушения (3 балла – спонтанная речь). Речь ребенка совершенно неразборчивая и непонятна из-за грубых дефектов просодики и многочисленных парафазий, как следствие проведение последующие методики не проводились.

Заднелобно-центрально-височные области правого и левого полушария (N=1; 8,5 лет) – методика Шульте не проводилась. Мнестическая сфера – 1.25 баллов, отмечается небольшое снижение отсроченного запоминания и зрительной памяти, отмечаются нарушения спонтанной речи (парафазии и аграмматизмы)

Глубинные отделы (N=1; 9 лет) – отмечаются небольшие снижения речевой сферы в виде редких персевераций.

Левая височная область (N= 5; 11, 13, 15, 5.5, 15 лет):

11 лет (приступы в виде замирания, слюнотечения) – грубо нарушено внимание и мнестическая сфера (по 2.5 балла в каждой сфере), однако когнитивный функции и речь полностью сохранны.

13 лет (структурная эпилепсия, оперативное лечение) – исследование речи и памяти не выявило никаких отклонений, методики на мышление не проводились.

15 лет (форма не установлена) – Отмечается нарушение внимания (2 балла) и мнестической сферы в виду дефектов инактивности запоминания(2 балла). Незначительные нарушения речи (0.6 средний балл)

5.5 лет (Пароксизмальная активность с генерализацией) – Анализ сфер мышления и мнестической недоступен, отмечаются грубые нарушения речи (3 балла), нейродинамические нарушения отражаются соответственно с локализацией очага.

15 лет (симптоматическая эпилепсия) – отклонений по результатам нет.


Теменно-височные доли левого полушария и лобно-теменная область правого полушария (N=1; 15 лет) – отмечаются нарушения мнестической сферы в виде снижения общего объема запоминания и конфабуляций. Нарушения мышления в области решения задач коррелируют с пониманием логико-грамматических конструкций, что является характерно при нарушении теменного отдела, отвечающего за пространственное восприятие.

Левая теменная область (N=4; 15, 14, 8.5 лет):

15 лет (форма неизвестна, ремиссия) – соответствие возрастному нормативу с наличием истощаемости и отвлечением от выполнения задания. Незначительные нарушения памяти.

14 лет (фокальная кортикальная дисплазия) – незначительные нарушения всех исследуемых сфер в связи с общей повышенной эпилептической активностью мозга.

8.5 лет (форма не известна) – незначительные нарушения в речевой сфере в виде единичных ошибок в понимании пассивных конструкций и семантических замен

Лобные отделы (N=1; 4.5 лет) – ошибки в задачах преодолеваются с помощью третей стороны (серийный счет и решение задач)

Правая и левая центральные области с распространением на теменно-височные области (N=1; 6 лет) – проведение методик оказалось недоступно из-за грубых речевых нарушений, происходящих из-за массивного поражения височных областей.

Правая теменная доля головного мозга (N=1; 16 лет) – отмечаются грубые нарушения памяти в виде сильного снижения объема запоминания и инактивности при воспроизведении.

Задние рога боковых желудочков (N=1; 7 лет) – недоступность выполнения методик в виде сильных речевых нарушений.

Правая лобная доля, левая височно-теменная область (N=1; 10 лет) – грубые мнестические нарушения в виде снижения объема запоминания и воспроизведения более чем на 50% в сравнении с возрастным нормативом. Так же отмечаются нарушения в просодике речи.

Правая височная доля (N=1; 5 лет) – недоступность в проведении методик в виду грубых нарушений речи.

Правая задневисочная-теменная область (N=1; 14 лет) – нарушения мнестической сферы в виде незначительного снижения объема запоминания и объема отсроченного воспроизведения. Так же нарушения речи в виде ошибок в понимании обратных конструкций и семантических замен в понимании слов.

Височно-теменно-затылочная область слева (N=1, 15 лет) – грубые нарушения внимания в виде рассеянности, сильного истощения и отвлечения от выполнения задания. Нарушения мышления в серийном счете в виде ошибок в вычитании (более 5 раз).


Правая лобная доля (N=1, 4 года) – проведение методик недоступно в виде грубых речевых нарушений.

В вышеприведённых данных есть один пациент без отклонений по результатам теста, этот случай может коррелировать с тем, что последний приступ был год назад, в отличие от остальных респондентов, у которых приступы случались хотя бы раз за последний месяц. Данное наблюдение статистически незначимо, однако в рамках качественного анализа может говорить о том, что частота приступов так же может быть предиктором нарушений в области когнитивной сферы.

Для подсчета различий между возрастными группами детей школьного возраста с нозологией и здоровых детей был межгрупповой анализ при помощи статистического критерия U Манна-Уитни (p<0,05) по 4 основным высшим психическим функциям (Таблица 2). Так же графики указаны в Приложении 1.

Таблица 3.

Возраст

Группа с эпилепсией

Контрольная группа







ВПФ

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Уровень значимости

7-9 лет

Внимание

0,00

0,00

0,18

0,30

,400a

Память

0,65

0,36

0,11

0,15

,100a

Мышление

0,5

0,47

0,05

0,07

,100a

Речь

0,87

0,56

0,02

0,03

,100a

10-12 лет

Внимание

1,00

1,00

0,00

0,00

,089a

Память

0,92

0,92

0,00

0,00

,100a

Мышление

0,94

0,47

0,00

0,00

,100a

Речь

0,33

056

0,00

0,00

,060a

13-16 лет

Внимание

1,63

0,88

0,00

0,00

,100a

Память

0,80

0,49

0,00

0,00

,051a

Мышление

0,51

0,47

0,00

0,00

,015a

Речь

0,40

0,27

0,00

0,00

,010a