Файл: Протокол от Выполнил(а) студент очной формы подготовки, Хохряков Максим Евгеньевич, группа 0704.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Этиология и патогенез эпилепсий и эпилептических синдромов
1.1 Особенности эмоциональной сферы у детей с эпилепсией
1.2. Клинические исследования эпилепсии у детей и подростков
1.2 Когнитивная сфера у детей с эпилепсией
1.2.2 Особенности исследования речевых функций
1.2.3 Особенности исследования перцептивных процессов
1.3. Когнитивные нарушения у детей, больных эпилепсией
2.4.1. Описание результатов исследования
, поскольку она распространена в наибольшей степени.
Обнаруженные специфические нарушения при ювенильной миоклонической эпилепсии чаще касаются возникающего дефицита управляющих функций (программирования, регуляции и контроля), снижения эффективности абстрактного вербального мышления (способностей к категориальному обобщению) и скорости извлечения единиц из пассивного словарного запаса, наличия персевераций и снижения скорости когнитивной обработки , дефицита вербальной и зрительной памяти и проблем с номинацией.
Анализ исследований, посвященных оценке высших психических функций у пациентов с детской абсансной эпилепсией, показал наличие дефицита во всех когнитивных сферах этих пациентов, за исключением долговременной памяти, где не было значительного различия с контрольными группами. Это свидетельствует о том, что детская абсансная эпилепсия не является когнитивно-доброкачественным синдромом, как считалось ранее. Однако необходимо учитывать, что эта форма абсансной эпилепсии переходит в ремиссию в период полового созревания; таким образом, в отсутствие продолженных проспективных обсервационных исследований прогноз динамики когнитивных функций во взрослой жизни остается неопределенным, так как пациенты уходят из поля наблюдения врача.
Не исключено, что наблюдаемый дефицит вызван последствием частых ежедневных абсансов, побочными эффектами противоэпилептических лекарственных средств или базовыми функциональными изменениями в мозговых сетях.
Также отмечают у этих пациентов сохранность речевых навыков при дефиците памяти, функций программирования и контроля. Некоторые исследовании также подчеркивают, что у детей с пикнолепсией имеется паттерн нейрокогнитивных нарушений, связанный с лобными функциями (дефицит управляющих функций, интеллектуальной гибкости, нарушения внимания), что в результате формирует типичный нейропсихологический профиль пациентов с детской абсансной эпилепсией.
Проблемы с иными функциями (пространственное восприятие, обработка речевой информации, кинестетический гнозис) либо вовсе не выявляются, либо же, напротив, выявляются системно, причем значительные, из чего можно сделать вывод о крайней неоднородности результатов и необходимости продолжения исследований в указанной области с более однотипными методологическими подходами к оценке.
Метаанализ, проведенный A. Loughman и соавт., демонстрирует более низкие оценки показателей развития когнитивных функций у пациентов с идиопатическими формами генерализованных эпилепсий по сравнению со здоровыми участниками исследования по всем критериям, кроме зрительно-пространственного гнозиса, хотя вне данного метаанализа имеются отдельные разрозненные данные и о его дефиците при указанных формах.
Неоднородность результатов может быть обусловлена неотъемлемой гетерогенностью клинической выраженности симптоматики либо различием в методологических подходах и выбором недостаточно чувствительного нейропсихологического инструментария для тестирования пациентов этой группы.
Память по результатам метаанализа получилась не самой страдающей функцией, хотя в ряде исследований сообщалось, что это наиболее распространенный когнитивный симптом у пациентов с эпилепсией. Вероятно, несоответствие связано с тем, что нарушения рабочей памяти переносятся хуже и более заметны, чем снижение в других когнитивных областях.
Кроме того, субъективные ощущения пациентов, выражаемые в жалобах на расстройства памяти, могут быть тесно связаны с настроением, с проявлением тревоги и депрессии, а не быть объективной когнитивной дисфункцией. Можно предположить, что сообщения о субъективных трудностях с памятью отражают не совсем верную оценку когнитивного дефицита и под проблемами с памятью пациенты имеют в виду иные расстройства, которые затрудняются определить.
Анализ исследований, посвященных оценке когнитивных функций пациентов с идиопатическими генерализованными эпилепсиями, свидетельствует о том, что их большинство сосредоточено на юношеской миоклонической эпилепсии, имеются частичные противоречивые данные по детской абсансной форме (от характеристик из разряда «доброкачественная форма» до «страдают все функции, кроме долговременной памяти»).
Наименее изученными остаются высшие психические функции у пациентов с юношеской абсансной эпилепсией и эпилепсией с изолированными судорожными припадками. Возможно, это связано с тем, что критерии диагностики указанных форм уточнялись только в последние годы и Международная противоэпилептическая лига в последние десятилетия неоднократно их пересматривала.
Таким образом, при анализе существующих исследований наибольшая степень снижения наблюдалась в следующих показателях:
Суммарная оценка когнитивного статуса больных позволяет выявить средний и значительный эффекты идиопатических генерализованных форм эпилепсии. Наличие указанных изменений когнитивных способностей свидетельствует о необходимости развернутой и тонкой оценки нейрокогнитивного статуса у пациентов и последующего их динамического контроля.
В соответствия с задачам исследования в первой главе было рассмотрено основное понятие эпилепсии, его нозологию и историю с точки зрения медицинских концепций и со стороны психологической науки. В этой главе так же были рассмотрены исследования, касающиеся заболевания эпилепсией у людей разных возрастов, их психологических нарушений и иной симптоматики.
Во второй главе была исследована тема нарушений у детей младшего и подросткового возраста в различных сферах психической деятельности, в частности, перцептивной и речевой. Эпилептические проявления в виде повышенной судорожной активности влияют не только на соматическое состояние человека, но и на его психическую составляющую, так как является комплексным заболеванием. В раннем возрасте, в виду неокончательной сформированности мозгового субстрата и все еще продолжающемуся развитию асимметрических взаимодействий в мозге, у детей наблюдается разно вариативные нарушения развития ВПФ, в отличии от взрослых людей. Возможные личностные изменения у детей, страдающих эпилепсией в виду процесса формирования личности. В зависимости от формы, продолжительности, очага заболевания можно наблюдать нарушение различных структур психической деятельности – мышления, речи, памяти. В отсутствии медикаментозной и нейропсихологической поддержи происходит планомерное ухудшение познавательных функций. Тема исследования может способствовать развитию таких сфер, как: развитие коррекционных компонентов оказываемой помощи в рамках нейропсихологической работы, поиск наиболее эффективных программ обучения в рамках инклюзивной системы образования, так как адаптация в обществе является одной из важнейших задач поддержки и лечения.
Гипотеза: у детей школьного возраста с эпилепсией присутствуют особенности когнитивных процессов, проявляющихся в виде снижения внимания, снижения уровня запоминания и нарушений мышления.
Цель: исследование когнитивной сферы у детей и подростков с эпилепсией.
Задачи:
В данном исследовании приняли участие 44 человек в возрасте от 7 до 16 лет. Из них 20 здоровых респондентов, 20 с наличием симптомов эпилепсии или установленным диагнозом, из них 5 респондентов с симптоматической эпилепсией, 2 человека с эпилептическими приступами в виде замирания (абсансов) и 1 с фокально-тоническими приступами соответственно, 2 человека со структурной эпилепсией, остальные (10) респонденты с установленной эпилепсией различного характера. В выборке детей с эпилепсией мужской пол составляет 85% (17), женский 15% (3). В группе здоровых испытуемых 70% (14) мальчиков и 30% девочек (6). Здоровые испытуемые являются учащимися средних и младших общеобразовательных школ, больные испытуемые на момент проведения исследования являлись пациентами УДКБ им. И.М. Сеченова.
Обнаруженные специфические нарушения при ювенильной миоклонической эпилепсии чаще касаются возникающего дефицита управляющих функций (программирования, регуляции и контроля), снижения эффективности абстрактного вербального мышления (способностей к категориальному обобщению) и скорости извлечения единиц из пассивного словарного запаса, наличия персевераций и снижения скорости когнитивной обработки , дефицита вербальной и зрительной памяти и проблем с номинацией.
Анализ исследований, посвященных оценке высших психических функций у пациентов с детской абсансной эпилепсией, показал наличие дефицита во всех когнитивных сферах этих пациентов, за исключением долговременной памяти, где не было значительного различия с контрольными группами. Это свидетельствует о том, что детская абсансная эпилепсия не является когнитивно-доброкачественным синдромом, как считалось ранее. Однако необходимо учитывать, что эта форма абсансной эпилепсии переходит в ремиссию в период полового созревания; таким образом, в отсутствие продолженных проспективных обсервационных исследований прогноз динамики когнитивных функций во взрослой жизни остается неопределенным, так как пациенты уходят из поля наблюдения врача.
Не исключено, что наблюдаемый дефицит вызван последствием частых ежедневных абсансов, побочными эффектами противоэпилептических лекарственных средств или базовыми функциональными изменениями в мозговых сетях.
Также отмечают у этих пациентов сохранность речевых навыков при дефиците памяти, функций программирования и контроля. Некоторые исследовании также подчеркивают, что у детей с пикнолепсией имеется паттерн нейрокогнитивных нарушений, связанный с лобными функциями (дефицит управляющих функций, интеллектуальной гибкости, нарушения внимания), что в результате формирует типичный нейропсихологический профиль пациентов с детской абсансной эпилепсией.
Проблемы с иными функциями (пространственное восприятие, обработка речевой информации, кинестетический гнозис) либо вовсе не выявляются, либо же, напротив, выявляются системно, причем значительные, из чего можно сделать вывод о крайней неоднородности результатов и необходимости продолжения исследований в указанной области с более однотипными методологическими подходами к оценке.
Метаанализ, проведенный A. Loughman и соавт., демонстрирует более низкие оценки показателей развития когнитивных функций у пациентов с идиопатическими формами генерализованных эпилепсий по сравнению со здоровыми участниками исследования по всем критериям, кроме зрительно-пространственного гнозиса, хотя вне данного метаанализа имеются отдельные разрозненные данные и о его дефиците при указанных формах.
Неоднородность результатов может быть обусловлена неотъемлемой гетерогенностью клинической выраженности симптоматики либо различием в методологических подходах и выбором недостаточно чувствительного нейропсихологического инструментария для тестирования пациентов этой группы.
Память по результатам метаанализа получилась не самой страдающей функцией, хотя в ряде исследований сообщалось, что это наиболее распространенный когнитивный симптом у пациентов с эпилепсией. Вероятно, несоответствие связано с тем, что нарушения рабочей памяти переносятся хуже и более заметны, чем снижение в других когнитивных областях.
Кроме того, субъективные ощущения пациентов, выражаемые в жалобах на расстройства памяти, могут быть тесно связаны с настроением, с проявлением тревоги и депрессии, а не быть объективной когнитивной дисфункцией. Можно предположить, что сообщения о субъективных трудностях с памятью отражают не совсем верную оценку когнитивного дефицита и под проблемами с памятью пациенты имеют в виду иные расстройства, которые затрудняются определить.
Анализ исследований, посвященных оценке когнитивных функций пациентов с идиопатическими генерализованными эпилепсиями, свидетельствует о том, что их большинство сосредоточено на юношеской миоклонической эпилепсии, имеются частичные противоречивые данные по детской абсансной форме (от характеристик из разряда «доброкачественная форма» до «страдают все функции, кроме долговременной памяти»).
Наименее изученными остаются высшие психические функции у пациентов с юношеской абсансной эпилепсией и эпилепсией с изолированными судорожными припадками. Возможно, это связано с тем, что критерии диагностики указанных форм уточнялись только в последние годы и Международная противоэпилептическая лига в последние десятилетия неоднократно их пересматривала.
Таким образом, при анализе существующих исследований наибольшая степень снижения наблюдалась в следующих показателях:
-
скорость когнитивной обработки (значительный эффект); -
скорость актуализации словарного запаса; -
кратковременная / рабочая память (средний и значительный эффекты) и долговременная память (малый и средний эффекты).
Суммарная оценка когнитивного статуса больных позволяет выявить средний и значительный эффекты идиопатических генерализованных форм эпилепсии. Наличие указанных изменений когнитивных способностей свидетельствует о необходимости развернутой и тонкой оценки нейрокогнитивного статуса у пациентов и последующего их динамического контроля.
Заключение
В соответствия с задачам исследования в первой главе было рассмотрено основное понятие эпилепсии, его нозологию и историю с точки зрения медицинских концепций и со стороны психологической науки. В этой главе так же были рассмотрены исследования, касающиеся заболевания эпилепсией у людей разных возрастов, их психологических нарушений и иной симптоматики.
Во второй главе была исследована тема нарушений у детей младшего и подросткового возраста в различных сферах психической деятельности, в частности, перцептивной и речевой. Эпилептические проявления в виде повышенной судорожной активности влияют не только на соматическое состояние человека, но и на его психическую составляющую, так как является комплексным заболеванием. В раннем возрасте, в виду неокончательной сформированности мозгового субстрата и все еще продолжающемуся развитию асимметрических взаимодействий в мозге, у детей наблюдается разно вариативные нарушения развития ВПФ, в отличии от взрослых людей. Возможные личностные изменения у детей, страдающих эпилепсией в виду процесса формирования личности. В зависимости от формы, продолжительности, очага заболевания можно наблюдать нарушение различных структур психической деятельности – мышления, речи, памяти. В отсутствии медикаментозной и нейропсихологической поддержи происходит планомерное ухудшение познавательных функций. Тема исследования может способствовать развитию таких сфер, как: развитие коррекционных компонентов оказываемой помощи в рамках нейропсихологической работы, поиск наиболее эффективных программ обучения в рамках инклюзивной системы образования, так как адаптация в обществе является одной из важнейших задач поддержки и лечения.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности когнитивной сферы у детей школьного возраста с эпилепсией.
2.1 Организация исследования
Гипотеза: у детей школьного возраста с эпилепсией присутствуют особенности когнитивных процессов, проявляющихся в виде снижения внимания, снижения уровня запоминания и нарушений мышления.
Цель: исследование когнитивной сферы у детей и подростков с эпилепсией.
Задачи:
-
Провести диагностику когнитивной сферы у здоровых детей и у детей с эпилепсией; -
Выявить особенности когнитивной сферы у детей с эпилепсией
2.2 Описание выборки
В данном исследовании приняли участие 44 человек в возрасте от 7 до 16 лет. Из них 20 здоровых респондентов, 20 с наличием симптомов эпилепсии или установленным диагнозом, из них 5 респондентов с симптоматической эпилепсией, 2 человека с эпилептическими приступами в виде замирания (абсансов) и 1 с фокально-тоническими приступами соответственно, 2 человека со структурной эпилепсией, остальные (10) респонденты с установленной эпилепсией различного характера. В выборке детей с эпилепсией мужской пол составляет 85% (17), женский 15% (3). В группе здоровых испытуемых 70% (14) мальчиков и 30% девочек (6). Здоровые испытуемые являются учащимися средних и младших общеобразовательных школ, больные испытуемые на момент проведения исследования являлись пациентами УДКБ им. И.М. Сеченова.
Группа | Контрольная | Группа с эпилепсией | ||
| | Количество | | Количество |
Пол | М | 14 | М | 17 |
| Ж | 6 | Ж | 3 |
Возраст | 7-9 лет | 4 | 7-9 лет | 11 |
| 10-12 лет | 5 | 10-12 лет | 5 |
| 13-16 лет | 9 | 13-16 лет | 4 |