Файл: Протокол от Выполнил(а) студент очной формы подготовки, Хохряков Максим Евгеньевич, группа 0704.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из таблицы видно, что существует небольшая разница в результатах по пробе на внимание у первой возрастной группы (7-9 лет), которая описывается большей сложностью сосредоточения ребенка в процессе прохождения методики, это может говорит о большей расторможённости из-за того, что методики проводились после учебного процесса (окончания уроков). Однако в остальных пробах существует выраженная разница между результатами. В других возрастных категориях контрольная группа выявляет стандартные результаты, без ошибок. Дети из 2 нозологической группы (10-12 лет) имеют более выраженные нарушения внимания, памяти и речи по сравнению с младшими детьми. Причина рассматривается в части качественного анализе, как более обширные поражения головного мозга. Третья группа с эпилепсией (13-16 лет) имеют наиболее высокие результаты в сфере внимания, по причине того, что очаг затрагивает в подкорковые области. Таким образом, мы можем сказать, что возрастная динамика не является зависимым фактором в данном исследовании.


2.4.2. Обсуждение результатов исследования



В предыдущих главах было представлено изучение различных вариантов эпилепсии, ее форм и очагов поражения в соответствии с современными данными, полученными в ходе исследований различных авторов.

Основные результаты данного исследования заключаются в выявлении статистически значимых различий между сравниваемыми группами детей школьного возраста с эпилепсией и контрольной группой. В результате проведенного исследования было выявлено, что у детей из нозологической группы присутствует снижение по показателям методик во всех рассматриваемых высших психических функциях. Наиболее грубые нарушения регистрируются в сфере внимания и памяти, и это связано с характером возникшего очага при эпилептической активности – затронут энергетический блок мозга, который регулирует истощаемость и включенность в задание при его выполнении. Так же у каждой возрастной группы детей наблюдается снижение по показателям мнестической сферой, что связывается с приемом противоэпилептических препаратов, что подтверждается рядом авторов [28]. У детей контрольной группы возраста от 7 до 9 лет наблюдаются незначительные снижения по всем методикам, представленных в исследовании. В рамках этой работы подобные результаты связываются с большей истощаемостью детей, так как диагностика проводилась в конце учебного дня и являлась дополнительной нагрузкой. Учитывая незначительность ошибок в процессе выполнения задач и отсутствием явно выраженных нарушений, полученные данные являются возрастной нормой для данной группы.

Эмпирические данные исследования подтверждают результаты теоретического анализа в представленной литературе о том, что при наличии неврологического диагноза, в частности эпилепсии нужно ожидать снижения характеристик когнитивной деятельности в области внимания, памяти, речи и мышления в четкой зависимости от очага поражения.

Поскольку эпилепсия проявляется достаточно обширной симптоматикой, учитывая манифестацию заболевания

, его локализацию, то выявление четкой зависимости ее протекания и нарушение когнитивных способностей человека является достаточно сложной проблемой. Эта проблема решалась в сотрудничестве с лечащими врачами пациентов.

Учитывая неравномерность развития ВПФ в детском возрасте, результаты исследования являются актуальными в течение небольшого количества времени, в связи с чем данное исследование в перспективе возможно сделать лонгитюдным для наиболее вероятного исключения влияния возрастной переменной, либо же для ее характерной оценки.

Для дальнейшего исследования возможно более точное разделение исследуемых по локализациям очага эпилептической активности, для того что бы выявить функциональные отличия в при каждой конкретной вариации нарушения внутренних структур. В рамках дипломной работы было заложено начало для последующего исследования в рамках локальных нарушений при эпилепсии. Так же возможно рассмотреть возрастную динамику на большей по количеству исследуемых людей, для того, что бы исключить возможные выбросы.

Заключение


Когнитивные нарушения в каждом отдельном случае отражают характерную симптоматику при поражении конкретной области или доли мозга. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что специфические нейродинамические симптомы нарушения соответствуют функциональности долей мозга. Контрольная группа подтверждает качественные и количественные различия по результатам полученных данных. Таким образом, общая гипотеза о том, что у детей с эпилепсией присутствуют когнитивные особенности в виде снижении внимания, нарушении мышления и снижения уровня запоминания подтверждается.


Выводы



1. При наличии диагноза эпилепсии у пациентов наблюдается снижение когнитивных функций в сфере внимания, памяти, речи и мышления.

2. Наиболее грубые и часто встречающиеся нарушения выявлены в мнестической сфере, в связи с фармакологическим лечением выбранных людей, что является характерной особенностью для данной нозологической группы.

3. Возрастная переменная не оказывает значимого влияния на тяжесть состояния в каждом разобранном случае заболевания.

4. В группе здоровых испытуемых незначительные нарушения присутствуют в самой младшей группе по причине большей истощаемости в течение учебного дня.


5. Тяжесть нарушения ВПФ зависит от очага заболевания в большей степени, чем от других критериев.

Список литературы





  1. Abarrategui  B., Parejo-Carbonell  B., García  M.E. The cognitive phenotype of idiopathic generalized epilepsy. Epilepsy and Behavior 2018; 89: 99–104.

  2. Berg AT, Millichap JJ. 2013. Пересмотренная классификация судорог и эпилепсии 2010 года . Континуум (Миннип Минн) 19 : 571–597. 

  3. Bourgeois, B. F., Prensky, A. L., Palkes, H. S., Talent, B. K., & Busch, S. G. (1983). Intelligence in epilepsy: A prospective study in children. Annals of Neurology, 14(4), 438–44

  4. Camfield, P. R., Gates, R., Ronen, G., Camfield, C., Ferguson, A., & MacDonald, G. W. (1984). Comparison of cognitive ability, personality profile, and school success in epileptic children with right versus left temporal lobe EEG foci. Annals of Neurology, 15(2), 122–67.

  5. Chabarles S,, Minotti H, et, al, the rale of temporal pole in the genesis of temporal lobe seizures // Epileptic Dis,- 2002,- Vol, 4,- C.51-58,

  6. Characteristics of cognitive functions in children with epilepsy. Neurosci Behav. Physiol. 2009 Nov;39(9):885-9. doi: 10.1007/s11055-009-9205-8. PubMed PMID:19830575.

  7. Dodson, W. E. (1993). Epilepsy and IQ. In W. E. Dodson & J. M. Pellock (Eds.), Pediatric epilepsy: Diagnosis and therapy (pp. 373–385). New York: Demos.

  8. Dupont S. Jnvestiganting temporal lobe function by functional imagining // Epilepsic dis.- 2002,- Уо1,4,-Р.17-22.

  9. Epilepsia. 1987 Jul-Aug;28(4):324-30. Long-term prognosis in childhood epilepsy: survival and seizure prognosis.Brorson LO, Wranne L.

  10. Epilepsy & Behavior 3, 39–45 (2002) Rahul Manchanda, M.D., FRCP Psychiatric Disorders in Epilepsy: Clinical Aspects doi:10.1006/ebeh.2001.0307,

  11. Fastenau PS, Johnson CS, Perkins SM et al. Neuropsychological status at seizure onset in children: risk factors for early cognitive deficits. Neurology 2009; 73(7):526–534.

  12. Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999

  13. Germanò E., Gagliano  A., Arena  C., Marotta R., Roccella M. Reading–writing disorder in children with idiopathic epilepsy. Epilepsy Behav 2020; 111:

  14. Gesche J., Christensen J., Hjalgrim H., Rubboli G., Beier C.P. Epidemiology and outcome of idiopathic generalized epilepsy in adults. Eur J Neurol 2020; 27(4): 676–684.

  15. Helmstaedter C, Elger CE. Chronic temporal lobe epilepsy: a neurodevelopmental or progressively dementing disease? Brain 2009; 132(Pt 10):2822–2830.

  16. Hermann B.P., Seidenberg M., Schoenfeld J., Davies K. Neuropsychological characteristics of the syndrome of medial temporal lobe epilepsy // Arch. Neurol. – 1997. – Vol. 54(4). – P. 369–376.

  17. Jackson D.C., Jones  J.E., Hsu D.A., Stafstrom C.E., Lin  J.J., Almane  D. et al. Language function in childhood idiopathic epilepsy syndromes. Brain Language 2019; 193: 4–9.

  18. Jeong  M.H., Yum  M.-S., Ko  T.-S., You  S.J., Lee  E.H., Yoo  H.K. Neuropsychological status of children with newly diagnosed idiopathic childhood epilepsy. Brain Dev 2011; 33(8): 666–671.

  19. K. V. Voronkova and O. A. Pylaeva, “Changes in higher mental functions on treatment with antiepileptic agents in patients with epilepsy,” Psikhika Psikhofarmakoter., 6, 1 (2006). Guzeva VI, Belash VO, Guzeva VV, Guzeva OV, Ibarra Eleonora Anastazi O.

  20. K. V. Voronkova, Focal Types of Epilepsy in Children: Intellectual Development and Variants of Impairments to Higher Mental Functions [in Russian], Author’s Abstract of Master’s Thesis in Medical Sciences, Moscow (2002).

  21. Loughman  A., Bowden  S.C., D’Souza W.J. A comprehensive assessment of cognitive function in the common genetic generalized epilepsy syndromes. Eur J Neurol 2016; 24(3): 453– 460.

  22. Maestú F., Martín P., de Sola R. G. at al. [Neuropsychology of temporal partial epilepsy: a comparison of drug resistant and pharmacologically controlled patients]. // Rev Neurol. 2000. Vol. 31, no. 9. Pp. 817–821.

  23. Manford М,, Fish D.R., Shorvon S.D. An analysis of clinical seizure patterns and their localiring valne in frontal and temporal lobe epilepsies // Brain,- 1996,- Vol, 119,- P, 17-40,

  24. Mikati Mohamad A, Ataya Nour, Ferzli Jessica at al. Quality of life after surgery for intractable partial epilepsy in children: a cohort study with controls. // Epilepsy Res. 2010. –– Aug. Vol. 90, no. 3. Pp. 207–213.

  25. Oostrom J.K., Born M.Ph., Serlie A.W., van der Molen H.T. The role of individual differences in the perceived job relatedness of a cognitive ability test and a multimedia situational judgment test // International Journal of Selection and Assessment. – 2010. – Vol. 18(4). – P. 394–406

  26. Scheffer  I.E., Berkovich  S., Capovilla  G., Connolly  M.B., French  J., Guilhoto  L. et al. ILAE classification of the epilepsies: Position paper of the ILAE Commission for Classification and Terminology. Epilepsia 2017; 58(4): 512–521.

  27. Seizures and epilepsy: an overview for neuroscientists.Stafstrom CE et al. Cold Spring Harb Perspect Med. (2015)

  28. Sgobio C, Ghiglieri V, Costa C et al. Hippocampal synaptic plasticity, memory, and epilepsy: effects of long-term valproic acid treatment. Biol Psychiatry. 2010 Mar 15;67(6):567–74. DOI: http://dx.doi.org/10.1016%2Fj.biopsych. 2009.11.008

  29. Singhi, P. D., Bansal, U., Singhi, S., & Pershad, D. (1992). Determinants of IQ profile in children with idiopathic generalized epilepsy. Epilepsia, 33, 1106–1114.

  30. Vermeulen J., Kortstee S. W., Alpherts W. C., Aldenkamp A. P. Cognitive performance in learning disabled children with and without epilepsy. // Seizure. 1994. –– Mar. Vol. 3, no. 1. Pp. 13–21.

  31. Williams, J., & Sharp, G. B. (2000). Epilepsy. In Yeates, K. O., Ris, M. D., & Taylor, H. G. (Eds.), Pediatric neuropsychology: Research, theory, and practice (pp. 47–73). New York: The Guilford Press.

  32. Абрамович Г.Б. Эпилепсия у детей и подростков. Л.:Медицина, 1969

  33. Аскоченская Т.Ю. Нарушение психических процессов в начальной стадии эпилепсии у детей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04. / Т.Ю. Аскоченская. - М., 1990. - 21 с.

  34. Бадалян Л.О. Невропатология: Учеб. для студентов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с.

  35. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001.

  36. Бадалян О.Л. Возрастные особенности эпилепсии у детей и подростков: автореф. дис. … докт. мед. наук: 14.00.13 / О.Л. Бадалян - М., 2004. - 48 с.

  37. Бойко, В.Е. Клинический стереотаксис./ Хлебоказов В.Е., Кряжев Ю. А. и др. // СПб. - 2001. - С. 13-14.

  38. Болдырев А.И. Эпилепсия у детей и подростков. – М.: Медицина, 1990.

  39. Вассерман Л.И. Психодиагностика при эпилепсии // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. – 2011. – № 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 17.02.2015).

  40. Висневская, Л.Я. // Журн. невр. и псих. - 1971. - № 10. - С. 1554-1558.

  41. Волков, И.В., Калинина О.К., Бирюкова Е.Ю. // Журн. невр. и псих. - 2003.- № 9,- С. 63-65.

  42. Гамирова  Р.Г., Шаймарданова  Р.М., Гамирова  Р.Р., Прусаков  В.Ф. Обновленный взгляд на клинические и терапевтические аспекты юношеской миоклонической эпилепсии. Практическая медицина 2019; 17(7): 33–37.

  43. Гамирова Р.Г., Горобец Е.А., Ахутина Т.В., Есин Р.Г. Влияние противоэпилептических средств на когнитивные функции у детей и подростков. Российский вестник перинатологии и педиатрии 2018; 63(5): 130–134.

  44. Гехт А.Б. Эпидемиология и фармакоэкономические аспекты эпилепсии // Эпилепсия – медико-социальные аспекты, диагностика и лечение: международ. конф. / Под ред. Е.И. Гусева и А.Б. Гехт. М., 2004. С. 129-140.

  45. Гехт, А.Б. Эпилепсия в Восточной Сибири/ Шпрах В.В., Кабаков Р.А. // Журнал невр. и псих. - 2004. - № 6. - С. 45-47.

  46. Дзюба С.В. Состояние когнитивных функций при эпилепсии у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.09: 14.00.13 / С.В. Дзюба - М., 1998. - 25 с.

  47. Жмуров В.А. Общая психопатология. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1986 - 280 с.

  48. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2005.

  49. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студ.вузов. - 2-е изд., стеретип. - М.: МГУ, 1986. - 287с.

  50. Зенков, Л.Р. Некурабельные» эпилепсии // невр, журн, - 2001, - № 4, - С.4-13,

  51. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов. – СПб.: СпецЛит, 2007.

  52. Калинин, В,В,// Журн, невр, и псих, - 2004, - № 2, - С, 64-73,

  53. Калинина, Л,В,, Бабалян Л,О,, Ефремова О,В, // Журн, невр, и псих, - 1985, - № 10, - С, 1490-1494,

  54. Клеева Д.Ф., Ребрейкина А.Б., Сысоева О.В. Компоненты вызванного потенциала в исследовании перцептивного научения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 34–45.

  55. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (нарушение памяти при глубинных поражениях мозга). - М.: Педагогика, 1974. - 192 с.

  56. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.

  57. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

  58. Морозова, М, А,, Калинина Л,В, // Журн, невр, и псих, - 2003, - № 3, - C, 9-17,

  59. Мухин, К.Ю. Височная эпилепсия Под ред, А,С, Петрухина - м,: - 2000, - C, 142-160,

  60. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

  61. Особенности эмоциональной сферы у детей с эпилепсией. Л. А. Троицкая. 2008 г.

  62. Петрухин, А.С. // Невр, журн, - 1999, -№ 6, C, 4-10,

  63. Справочник невропатолога поликлиники / Н.С. Мисюк [и др.]; под ред. Н.С. Мисюка. - Мн.: Беларусь, 1988. - 288 с.

  64. Тойтман, Л.Л.// Невр, журн.2000, - № 5,- C, 7-8,

  65. Туровская Н.Г. Судорожные пароксизмы как фактор нарушения психического развития детей с преморбидной церебральной органической патологией // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2014. – № 4(52). – С. 91–94.



Приложения


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Итоги по проверке гипотезы




Нулевая гипотеза

Критерий

Значимость

Решение

1

Распределение внимание является одинаковым для категорий статус.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,400a

Нулевая гипотеза принимается.

2

Распределение память является одинаковым для категорий статус.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,100a

Нулевая гипотеза принимается.

3

Распределение мышление является одинаковым для категорий статус.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,100a

Нулевая гипотеза принимается.

4

Распределение речь является одинаковым для категорий статус.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,100a

Нулевая гипотеза принимается.

Выводятся асимптотические значимости. Уровень значимости равен ,050.

a. Приводится точная значимость критерия.