Файл: Протокол от Выполнил(а) студент очной формы подготовки, Хохряков Максим Евгеньевич, группа 0704.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Этиология и патогенез эпилепсий и эпилептических синдромов
1.1 Особенности эмоциональной сферы у детей с эпилепсией
1.2. Клинические исследования эпилепсии у детей и подростков
1.2 Когнитивная сфера у детей с эпилепсией
1.2.2 Особенности исследования речевых функций
1.2.3 Особенности исследования перцептивных процессов
1.3. Когнитивные нарушения у детей, больных эпилепсией
2.4.1. Описание результатов исследования
2.3 Методики исследования
Так как в результате теоретического анализа научной литературы нами было выявлено, что помимо неврологических симптомов у пациентов с эпилепсией обнаруживаются нарушения когнитивных функций, включая мнестические и речевые нарушения, для исследования были выбраны следующие методики:
1. Клиническая беседа
2. 2. Таблицы Шульте
Используемая версия теста состоит из 5 проб, в каждой пробе испытуемому предъявляется таблица, состоящая из 25 ячеек (5 х 5 ячеек), в которых в стандартном для каждого теста в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемым предлагают как можно быстрее найти и указать числа по порядку от 1 до 25.
3. «10 слов»
Испытуемому зачитывается ряд слов, которые он должен воспроизвести после предъявления в любом порядке. Материал предъявляют 5 раз. Через 20 минут после последнего предъявления испытуемый должен воспроизвести заученные слов (детские варианты допускают меньшее количество слов).
4. «Называние предметов»
Испытуемому предлагается ряд картинок, не связанных по смыслу. Задачей испытуемого является назвать, предметы, которые изображены на картинках.
5. Тест на зрительную память
В тесте респонденту нужно запомнить и узнать две группы из трех изображений реальных предметов (для детей 5-8 лет) с последующим воспроизведением первой группы после заучивания второй. Для более старшего возраста включается запоминание геометрических изображений (две группы по три изображения) с последующим воспроизведением предыдущего задания.
6. Тест на понимание смысла сюжетной картинки.
Предъявляется серия сюжетных картинок «Разбитая чашка», «Разбитое окно», «Щенок» и «Качели». Нужно правильно вычленить смысл предложенного сюжета.
7. Исключение
Для детей от 5 лет вариант предъявляется с картинками, от 8 лет- вербальный. Нужно выбрать одно лишнее слово или предмет, остальные объединить в группу по какому-либо признаку.
8. Серийный счет
Испытуемому предлагается посчитать правильную последовательность (40-3 для детей от 8 лет, 100-7 для детей от 9 лет)
9.Решение задач.
Детям предлагается решить математические задачи различного уровня сложности (от 7 лет)
10. Спонтанная речь
В течение исследования проводится оценка грамматического оформления речи, отсутствие заикания, монотонности, скандирования, сформированность активного словаря.
11. Автоматизированная речь (счет)
Порядковый счет от 1 до 10 для дошкольников, с 5 лет в прямом и обратном порядке.
12. Понимание слов
Предъявляются картинки, с которыми нужно соотнести его название. (для детей от 4 лет нужно 4 пары слов, от 7 лет четыре тройки слов).
13. Понимание логико-грамматических конструкций
Для детей до 7 лет предъявляются прямые и обратные конструкции «Мальчик спасает девочку», «Девочка спасает мальчика». Для детей старше используются в конструкциях пространственные предлоги «Бочонок перед (за,на) ящиком».
Критерии балловых оценок
Проба Шульте
0 – Соответствие возрастному временному нормативу и отсутствие указанных дефектов
0,5 – Соответствие возрастному временному нормативу при наличии дефектов типа Б.2-Б.5. Кроме того, балл 0,5 прибавляется к каждой последующей оценке при наличии этих дефектов (не более одного раза, даже если есть два или три типа дефектов)
1 – Превышение возрастного норматива менее чем на 25%
2 – Превышение возрастного норматива на 25-50%
3 – Превышение возрастного норматива более чем на 50%
Дефект Б.2 Флуктуации умственной работоспособности (в 30-секундных периодах в корректурной пробе и в трех таблицах Шульте). Значимы различия, превышающие 5 фигурок и 5 секунд. Учитываются также колебания работоспособности в течение всего нейропсихологического обследования.
Дефект Б.3 Истощаемость (замедление выполнения к последней таблице Шульте или в последние 30 секунд выполнения корректурной пробы, а также общее ухудшение результатов деятельности ребенка к концу обследования).
Дефект Б.4 Несформированность избирательности внимания
Дефект Б.5 Отвлечения от выполнения задания (паузы более 10 секунд)
10 слов заучивание
0 – Заучивание к последнему предъявлению 8 слов для детей 7 лет и 10 слов для детей старше 8 лет при минимальном объеме запоминания после первого предъявления 5 слов
0,5 – Неуверенное воспроизведение, 1-2 ошибки типа Д.6 (семантические замены) с быстрой самокоррекцией
1 – Снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом; или флуктуации мнестической деятельности
1,5 – Снижение объема запоминания на 2 элемента по сравнению с возрастным нормативом или многократные ошибки указанных выше типов с самокоррекцией
2 – Указанные выше ошибки с неполной коррекцией; или наличие дефектов инактивности запоминания и множественных конфабуляций; или попытки отказаться от дальнейшего заучивания, преодолеваемые уговорами
3 – Снижение объема запоминания более чем на 50% по сравнению с возрастным нормативом или не поддающийся коррекции отказ от заучивания после 1-2 попыток
Отсроченное воспроизведение
0 – Воспроизведение после гетерогенной интерференции 7 слов для детей 7 лет и 9 слов для детей старше 8 лет
0,5 – Неуверенное воспроизведение, 1-2 ошибки типа Е.6 с быстрой самокоррекцией
1 – Снижение объема отсроченного воспроизведения на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом
1,5 – Снижение объема отсроченного воспроизведения на 2 элемента по сравнению с возрастным нормативом или многократные конфабуляции с самокоррекцией
2 – Указанные выше ошибки с неполной коррекцией или наличие дефектов инактивности запоминания и множественные конфабуляции
3 – Снижение объема отсроченного воспроизведения более чем на 50% по сравнению с возрастным нормативом
Называние предметов
0 — Безошибочное называние всех предъявленных изображений предметов.
0,5 — Увеличение латентного периода называния при отсутствии ошибок.
1 — Поиск номинаций («Как это...») при отсутствии парафазий.
1,5 — Одна-две парафазии с самокоррекцией при актуализации низкочастотных слов типа «пряжка», «розетка» и т.д. Или единичные персеверации номинации с самокоррекцией.
2 — Множественные парафазии и персеверации с частичной коррекцией при подсказке первого звука в слове.
3 — Некорригируемые парафазии и персеверации при назывании более чем половины предъявленных изображений.
Тест на выведение аналогий и исключение понятий:
0 — Правильный уверенный ответ.
0,5 — Импульсивный ответ с самокоррекцией или неуверенность, колебания.
1 — Правильный ответ после указания на ошибку.
2 — Возможность найти принцип объединения и осуществить операции обобщения и исключения только при развернутой подсказке исследователя.
3 — Невозможность выполнения при любом виде помощи.
Зрительная память
0 — Правильное непосредственное и отсроченное узнавание (выбор из дистракторов) всех реальных изображений и с 9 лет — всех геометрических изображений.
0,5 — Единичные самокорригируемые ошибки выбора.
1 — Правильный выбор всех стимулов, но ошибки в их распределении по группам (контаминации групп). Или единичные смешения последовательности стимулов (для детей старше 5 лет).
1,5 — Единичные перцептивные замены или персеверации (удвоения) стимулов с возможностью коррекции при организации внимания ребенка.
2 — Пропуск или замена двух и более элементов при узнавании. Или многократные ошибки любого типа без коррекции.
3 — Невозможность правильного узнавания ни одной из серии картинок или (для детей младше 5 лет) ни одного элемента серии.
Понимании смысла рассказов и сюжетных картин (две оценки):
0 — Безошибочное уверенное понимание.
0,5 — Неуверенность, увеличение латентного периода ответа на вопрос. Или выбор нетипичного, но возможного варианта ответа, типа: «Щенок убежал из дома, попал в лужу, а девочка его нашла».
1 — Ошибки по типу импульсивности с быстрой самостоятельной коррекцией.
1,5 — Ошибки корригируются, если психолог организует внимание ребенка высказываниями типа «Рассмотри внимательно всю картинку», «Подумай».
2 — Коррекция ошибок возможна только после развернутых наводящих вопросов-подсказок (типа «Посмотри, почему этот мальчик прячется за дверью?» для картинки «Разбитая чашка»).
3 — Понимание смысла невозможно ни при каких видах помощи психолога.
Серийный счет:
0 — Не более двух ошибок, исправленных ребенком после указания на них психологом.
0,5 — (Прибавляется к другим оценкам.) Увеличение латентного периода ответа, дезавтоматизированность счета, самостоятельно преодолеваемые персеверации ответов, забывание промежуточного результата (переспросы с последующим правильным ответов).
1 — Три-четыре ошибки, исправленные ребенком после указания на них психологом.
2 — Пять и более ошибок, исправленных ребенком после указания на них психологом.
3 — Полная невозможность счета.
Решение задач:
0 — Самостоятельное правильное решение.
0,5 — Замедленность выполнения или одна ошибка с самокоррекцией.
1 — Ошибки не более чем на одном этапе решения задачи, корригируемые после простого указания психолога («Неверно»).
1,5 — Ошибки на первом-втором этапах решения задачи, корригируемые организацией деятельности ребенка («Что надо узнать вначале?», «Что теперь делаем?» и т.д.).
2 — Развернутая подсказка психолога и организация деятельности необходимы на всех этапах решения задачи.
3 — Решение задачи и формирование программы деятельности невозможны ни при каких условиях.
Понимание логико-грамматических конструкций:
0 — Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных фраз с картинками с первого предъявления.
1 — Единичные ошибки в понимании пассивных конструкций. Или однократная необходимость повторного предъявления.
2 — Многократные ошибки в понимании обратимых активных и пассивных конструкций с частичной коррекцией. Или многократная необходимость повторного предъявления.
3 — Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем в половине предъявленных фраз.
Понимание слов:
0 — Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных слов/пар слов с картинками с первого предъявления.
1 — Единичные ошибки в понимании по типу импульсивности с самокоррекцией. Или однократная необходимость повторного предъявления.
2 — Многократные ошибки (отчуждение смысла слов, фонетические и семантические замены, персеверации или пропуски при показе пар картинок) с частичной коррекцией. Или многократная необходимость повторного предъявления.
3 — Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем в половине предъявленных случаев.
Спонтанная речь:
0 — Плавная, развернутая, просодически неизменная речь без поиска слов и парафазий.
0,5 — Речевая аспонтанность, трудности включения в речь.
1 — Легкие изменения просодики с возможность улучшения разборчивости речи при дополнительных усилиях ребенка. Или одна-две парафазии, персеверации или один-два аграмматизма с самокоррекцией. Или единичный поиск слов.
2 — Грубые дефекты просодики. Или множественные парафазии, персеверации, аграмматизмы с неполной коррекцией.
3 — Речь ребенка совершенно неразборчива и непонятно из-за указанных выше некорригируемых дефектов.
Рядовая (автоматизированная) речь:
0 — Возможность быстро и плавно посчитать от 1 до 10: в четыре года — в прямом порядке, с пяти лет — в прямом и обратном порядке.
0,5 — Правильный порядковые счет с запинками, остановками.
1 — Одна ошибка с самокоррекцией: у ребенка четырех лет — при прямом счете, у ребенка старше пяти лет — при обратном порядке счета.