Файл: Курсовая работа по дисциплине Маркетинг по теме Маркетинговая среда, ее основные факторы и структур.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты маркетинговой среды
1.1. Классификация маркетинговой среды фирмы, микросред
1.3 Маркетинговая среда и концепции маркетинга
2. Маркетинговый анализ организации
2.1 Краткая характеристика деятельности организации ПАО «Газпром»
2.2. SWOT-анализ нефтегазовой организации и выявление ключевых факторов успеха (КФУ)
-
Политические факторы изучаются для формирования объективной картины о государственном управлении, законодательстве и отдельных направлениях государственной политики. -
Экономические факторы определяют условия формирования и распределения ресурсов в экономике, при этом основное значение имеют тенденции изменения показателей. -
Социальные факторы оцениваются с позицией влияния на бизнес существующих культурных норм, разделяемых обществом ценностей, демографических изменений, динамики трудовых ресурсов, образования и т.д. Особенность таких факторов в опосредованном влиянии на факторы внутренней среды. Например, большое значение имеют сотрудники с высшим образованием, рост значения высшего образования и количества людей, имеющих высшее образование положительно сказывается на возможностях повышения эффективности производственных процессов за счет приема на работу квалифицированных специалистов. -
Анализ технологических факторов проводится с целью своевременного обнаружения возможностей для экономической деятельности, которые открываются вследствие развития науки и техники. Сюда же относятся вопросы совершенствования продукции, модернизации технологических процессов, развития производственных и сбытовых процессов.
На микроуровне маркетинговая среда состоит из взаимоотношений предприятия с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами, а также взаимодействия с целевыми аудиториями. Микросреда маркетинга включает следующие элементы:
-
Контрагенты – хозяйственные субъекты, с которыми предприятие непосредственно устанавливает деловые контакты, необходимые для осуществления основной деятельности. Это потребители, поставщики, посредники. -
Конкуренты – это предприятия, которые действуют на том же рынке с аналогичной продукцией и услугами. -
Производители товаров-заменителей – это предприятия, которые производят иные товары, которые удовлетворяют ту же потребность. -
Потенциальные конкуренты – это предприятия, которые могут начать действовать на том же целевом рынке в среднесрочной перспективе. -
Целевые аудитории – органы власти, общественные организации, СМИ, союзы и объединения работников, покупателей и т.д.
Концепции маркетинга
С течением времени все, кто занят в процессе обмена, учатся, маркетинг совершенствуется, формируются концепции, на основе которых осуществляется управление в этой сфере.
Все подразделения предприятия косвенно или прямо принимают участие в разработке деятельности и планов службы маркетинга.
Концепции маркетинга – это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках, принципы и методы их решения. Какая же концепция должна направлять маркетинговые усилия?
Каково сравнительное значение интересов организации, клиентов и общества? Часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом. Очевидно, что любая деятельность в сфере маркетинга должна осуществляться в рамках какой-то единой концепции.
Известно пять основных концепций маркетинговой деятельности. Они возникли в различные периоды развития мировой экономики как ответ на социальные, экономические и политические перемены, происшедшие в течение XX века.
Концепция развития маркетинга представлена на рисунке 1.2
Рисунок 1.2- Концепция развития маркетинга
Концепция определяет цель маркетинга – удовлетворенный потребитель, как первооснова для решения задач компании.
В концепции маркетинга, в качестве тенденции произошедших изменений, прослеживается смещение акцента с производства товара на его сбыт. В последующем, со сбыта – на решения задач, которые стоят перед потребителями и обществом в целом.
Концепция совершенствования производства (производственная) основана на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и системы распределения. Концепция совершенствования производства находит применение в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость товара слишком высока, т. е. ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности труда.
Концепция совершенствования товара (товарная) состоит в полагании того, что потребители будут покупать товары наивысшего качества, с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками
, следовательно, организация должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара
Концепции интенсификации коммерческих усилий (сбытовая) придерживаются многие производители. Концепция интенсификации коммерческих усилий состоит в том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Постоянно используют концепцию интенсификации коммерческих усилий применительно к товарам повседневного спроса, о приобретении которых покупатель долго не раздумывает. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и «жесткой продажи» им товара.
Концепция рыночной деятельности (рыночная) предполагает, что залогом достижения целей фирмы служат четкое понимание и удовлетворение нужд и потребностей целевых потребителей (прямой маркетинг) и рынков (массовый маркетинг).
Концепция социально-этичного маркетинга (глобальная) пришла на замену концепции рыночной деятельности в силу изменившихся парадигм, в силу изменившего общества и отношений в нем. Объединяет их та же необходимость ориентации на потребности и обеспечение их удовлетворенности эффективным и продуктивным способом. Однако, современная концепция маркетинга подразумевает необходимость одновременно обеспечения сохранения и укрепление благополучия потребителя, компании и общества в целом. Только взаимный учет этих трех факторов приносит рыночный успех. Напротив, попытка решения одной из выше перечисленных задач, в ущерб решению других, неизбежно приводит компанию к потерям, а ее отношения с обществом – в тупик. Лозунг "социально ориентированная компания" является отражением именно этой концепции в политике маркетинга ряда фирм, провозглашающих себя маркетинговыми.
Согласно концепции маркетингового подхода, все подразделения предприятия должны трудиться согласованно, чтобы обеспечить тем самым клиентам товар, который имеет высокую потребительскую ценность и приносит им удовлетворение.
Таким образом, микросреда предприятия разделяется, как на внешние по отношению к самому предприятию факторы, так и внутренние факторы, которые действуют внутри самого предприятия.
2. Маркетинговый анализ организации
2.1 Краткая характеристика деятельности организации ПАО «Газпром»
ПАО "Газпром" - глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, развитие газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло - и электроэнергии.
"Газпром" видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.
"Газпром" располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 72%. На "Газпром" приходится 12% мировой и 72% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.
"Газпром" - надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть - Единая система газоснабжения России, протяженность которой превышает 168 тыс. км. На внутреннем рынке "Газпром" реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. "Газпром" является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа.
Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 15% от общей установленной мощности российской энергосистемы.
Стратегической целью является становление ПАО "Газпром" как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала Официальный сайт компании ПАО «Газпром». «О «Газпроме».
"Газпром" предоставляет широкие возможности для раскрытия собственного потенциала и карьерного роста своих сотрудников. Коллектив - это команда профессионалов, которая реализует стратегическую цель "Газпрома" - становление как одного из лидеров среди глобальных мировых компаний.
В "Газпроме" хорошо понимают, что коллектив компании - ее основная ценность. Поэтому в своей деятельности "Газпром" соблюдает высокие международные стандарты в вопросах социальной и кадровой политики.
Перспективы развития компании определяются Энергетической стратегией России и планами акционерного общества "Газпром". При участии ведущих отраслевых институтов разработана и поддерживается в актуальном состоянии Генеральная схема развития предприятия до 2030 года. В сентябре 2012 года Газпромом был утвержден трехлетний баланс газа - по 2015 год включительно. Согласно документу доля предприятия в общем объеме добычи природного газа акционерного общества в процентном отношении остается на прежнем уровне - около 40% (это около 190-200 млрд м3 газа ежегодно в период до 2020 года).
Управленческую среду ПАО «Газпром» образуют: организационная структура управления и управленческие кадры.
Организационная структура ПАО «Газпром» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2-Организационная структура ПАО «Газпром»
Начальник филиала осуществляет рациональное распределение обязанностей между работниками филиала, разделение функций, задач, действий, следит за исполнением поручений и приказаний, поддерживает необходимый уровень трудовой и исполнительской дисциплины.
Главный инженер руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях. Он дает руководителям структурных подразделений организации указания по вопросам производства.
Руководство деятельностью организации. Организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений субъекта. Представление интересов общества, заключение сделок от его имени. Обеспечение законности ведения финансово-хозяйственной деятельности общества.
На 31 декабря 2020 года списочная численность работников обществ ПАО «Газпром» составила 477,6 тыс. человек.