Файл: Курсовая работа по дисциплине Маркетинг по теме Маркетинговая среда, ее основные факторы и структур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Уфимская высшая школа экономики и управления

курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

по теме «Маркетинговая среда, ее основные факторы и структур»



Студент группы: БЭПз-20-01



Г.И.Ахметдинова


Проверил: преподаватель


Э.И. Ибрагимова


Уфа- 2023

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 7

1 Теоретические аспекты маркетинговой среды 9

1.1. Классификация маркетинговой среды фирмы, микросред 9

1.2 Макросреда фирмы 13

1.3 Маркетинговая среда и концепции маркетинга 17

2. Маркетинговый анализ организации 24

2.1 Краткая характеристика деятельности организации ПАО «Газпром» 24

Экспортируемый газ в Европу составляет примерно 1/3 от общего объема поставок компании. Это создает условия для поучения более половины выручки от продаж. Основополагающим элементом экспортной стратегии «Газпрома» является система единого экспортного канала. По российскому закону об экспорте газа, «Газпрому» предоставлены исключительное права на экспорт газа по газопроводам. Закон позволяет проводить направленную производственную и маркетинговую политику и является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа. 28

2.2. SWOT-анализ нефтегазовой организации и выявление ключевых факторов успеха (КФУ) 28

ПАО «Газпром» является глобальной энергетической компанией. Миссией организацией является эффективная работа системы реализации природного газа, обеспечение энергетическими ресурсами потребителей. Для выполнения миссии ПАО «Газпром» стремится стать глобальным лидером, диверсифицируя рынки сбыта, повышая эффективность своей деятельности, увеличивая и используя свой научно-технический потенциал. В2019 год был достаточно сложным с точки зрения конъюнктуры на газовых рынках. В течение года сбытовые цены на газ на торговых площадках в Европе снижались под давлением ряда факторов, включая теплую погоду зимой-2018/19, рост предложения СПГ на мировом рынке, замедление темпов роста спроса на газ в Азии и так далее. В результате летом текущего года сформировались аномально низкие сбытовые цены на газ в Европе. При этом с началом зимнего сезона и отбором газа в октябре цены на европейских рынках начали возвращаться к более комфортным уровням. Такая динамика цен на ключевом для нас экспортном рынке во многом определяет прогноз основных финансовых показателей Группы «Газпром» за 2019 год. 28

Группа «Газпром» на протяжении ряда лет проводит консервативную политику в области привлечения заемных ресурсов и продолжает работу по оптимизации долгового портфеля. Ежегодный объем привлечений определяется бюджетом компании, который утверждается Советом директоров ПАО «Газпром». При формировании стратегии заимствований мы ориентируемся на ситуацию на основных финансовых рынках — банковских кредитов, облигационных займов (валютных и рублевых). Объем программы заимствований ПАО «Газпром» (без учета внутригрупповых займов) на 2020 год составляет 557,77 млрд рублей. Ключевые финансовые показатели «Газпром нефти» по итогам 2021 года достигли рекордного уровня за всю историю компании. Выручка «Газпром нефти» за 12 месяцев 2021 года составила 3 трлн 068 млрд руб. – на 53,5% выше результата 2020 года. Показатель скорректированная EBITDA1 (прибыль до уплаты процентов, налога на прибыль и амортизации) вырос в 2 раза к уровню прошлого года – до 986,1 млрд руб. Рост был обеспечен увеличением объемов добычи углеводородов и переработки нефти, позитивной динамикой цен на нефть и нефтепродукты и эффективными действиями менеджмента компании. Чистая прибыль, относящаяся к акционерам «Газпром нефти», по итогам 2021 года выросла более чем в 4 раза – до рекордных 503,4 млрд руб. В результате эффективной операционной деятельности свободный денежный поток «Газпром нефти» составил 500,1 млрд руб. за 12 месяцев 2021 года 29

Матрица SWOT-анализаXСильные стороны (S) 30

Возможности (O) 30

S1. Наличие значительной ресурсной базы, которая дает возможность оставаться лидером на рынке в России по объемам добычи газа и нефти, а также занимать лидирующие позиции по запасам ресурсов в мире среди аналогичных компаний. 30

O1. Деятельность на крупных месторождениях на территориях Восточной Сибири, которые обеспечивают налоговые льготы. 30

O2. Государство дает приоритет при распределении стратегических месторождений. 30

S2. Налаженный производственный процесс посредством выстраивания вертикальной интеграции необходимой для деятельности инфраструктуры. 30

O3. Возможность разрабатывать новые технологии, использовать передовые технологии для ведения эффективной деятельности, возможность увеличить объемы реализации через собственную сеть сбыта конечному потребителю. 30

S4. Наличие потенциала, позволяющего развить и повысить эффективность процессов переработки. 30

S5. Значительный научно-технический, исследовательский и производственный потенциал 30

O4. Разработка и реализация комплексных программ по расширению и совершенствованию экспортных терминалов для обеспечения их соответствия запланированным объемам экспорта - расширение экспортных возможностей. 30

S6. Выстроенная собственная сеть сбыта (до конечного потребителя) на территории России и экспортных терминалов. 30

S7. Относительно небольшой уровень обработанных и используемых месторождений энергоресурсов. 30

S8. Большой опыт работы с партнерами за рубежом, а также наличие репутации надежного и качественного поставщика. 31

O5. Расширение использования природного газа как моторного топлива. 31

S9. Низкая себестоимость добываемых углеводородов. 31

S10. Наличие собственной трубопроводной инфраструктуры газа 31

S11. Поддержка интересов компании со стороны государства на международном рынке. 31

Слабые стороны (W) 31

Угрозы (T) 31

W1. Снижение доли рынка в России. 31

T1. Динамика мировых цен на газ, нефть носит труднопредсказуемый характер. 31

W2. Государственный контроль создает рамки при реализации инвестиционных проектов (нацелены на решение государственных задач). 31

T2. Наличие конкурентов на внешних, традиционных для России, рынках. 31

W3. Подверженность политическим рискам разных государств и мирового политического сообщества в целом. 31

T3. Угроза сохранения или усугубления в долгосрочной перспективе санкций (дискриминационные нерыночные ограничения) со стороны западных стран по доступу к инновационным технологиям и заемным средствам. 31

W4. Высокие затраты на производство и реализацию продукции. 31

T4. Усугубление геополитической ситуации вокруг Украины, введение новых санкций. 31

T5. Изменение международной координации и кооперации в отрасли, включающее ограничение инвестиций и участия в совместных проектах в отрасли. 32

T6. Увеличение государственного влияния в перспективе. 32

T7. Изменение налогового законодательства. 32

После выявления всех факторов SWOT-анализа необходимо дать оценку существующим возможностям и угрозам. Для ранжирования возможностей по вероятности их использования и степени их влияния на деятельность корпорации составим таблицу 2. 32

32

2.3 Анализ комплекса маркетинга компании (товарной политики, сбытовой политики, политики продвижения) 41

3. Реализация продуктов переработки и нефтехимии 42

В России продукты переработки включают автомобильные бензины, сжиженные углеводородные газы, серу и другие продукты переработки. Практически весь произведенный гелий реализуется на внутреннем рынке. 42

4. Электроэнергетика 42

В 2007 г. получен контроль над Мосэнерго и приобретена доля в уставном капитале ТГК - 1. С 2006 г. осуществляются торговые операции по реализации электроэнергии в Великобритании, с 2007 г. в Германии и Франции. Планируется расширять присутствие группы «Газпром» на рынке электроэнергии в Нидерландах, Бельгии, Ирландии. На европейском рынке основной задачей Газпрома является сохранение лидирующих позиций, обеспечение надежного газоснабжения, получение доступа к конечным потребителям. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о последовательном развитии Газпромом элементов комплекса маркетинга: товар, цена, распространение, продвижение. Целенаправленно проводится ассортиментная политика, предоставляя конечным потребителям не только сырье, но и продукты переработки. Одновременно расширяются маршруты поставок газа и приобретаются мощности по транспортировке. На основе долгосрочных контрактов регулируется процесс ценообразования и повышается надежность поставок газа. Сбытовая политика ПАО Газпром: 42

• Основополагающим элементом экспортной стратегии «Газпрома» является система единого экспортного канала. По российскому закону об экспорте газа, «Газпрому» предоставлены исключительное права на экспорт газа по газопроводам. Закон позволяет проводить направленную производственную и маркетинговую политику и является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа. • «Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений 42

Политика продвижения ПАО Газпром: 43

Особым приоритетом корпорации проявляется то, что она является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности. На внутреннем рынке Газпром придерживается задачи: обеспечить бесперебойное газоснабжение страны при увеличении рентабельности продаж. Российский рынок является самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа, на нем также продается более половины продаваемого газа. На европейском рынке компания придерживается следующих задач: сохранение первенствующих позиций, надежные поставки газоснабжения, а также повышение эффективности сбытовой деятельности. На протяжении более сорока лет страны Европы являются значимыми потребителями газа. Европейские страны более 40 лет являются важнейшими потребителями российского газа. 43

Экспортируемый газ в Европу составляет примерно 1/3 от общего объема поставок компании. Это создает условия для поучения более половины выручки от продаж. Основополагающим элементом экспортной стратегии «Газпрома» является система единого экспортного канала. По российскому закону об экспорте газа, «Газпрому» предоставлены исключительное права на экспорт газа по газопроводам. Закон позволяет проводить направленную производственную и маркетинговую политику и является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа. «Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47




ВВЕДЕНИЕ


Маркетинг представляет собой цельную науку о руководстве предприятием для достижения им наиболее высоких результатов в удовлетворении потребностей людей при минимальной затрате средств. В данном объяснении по существу и заключается эффект реализации маркетинговой деятельности.
Маркетинг сегодня для многих экономически развитых зарубежных странах считается наиболее распространенным и оптимальным методом ведения успешного бизнеса. Для ряда постсоветских стран в связи с развитием рыночных отношений, также значительно возрастает интерес к маркетингу в качестве основной концепции рыночного управления.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рыночной модели экономики управление на основе прежних принципов является невозможным, наблюдается переориентация на использование концепции маркетинга в качестве философии и совокупности различных практических приемов управления предприятием.
Сегодня быстрыми темпами развивается состязательность и конкуренция рыночного процесса, что создает необходимые условия для активного применения маркетингового подхода к решению производственно-сбытовых и управленческих и задач для укрепления конкурентоспособности предприятия. Во многом успех деятельности предприятия зависит от того, в какой мере руководство предприятия осознает важность контроля за изменениями, происходящими в маркетинговой среде и адекватном реагирования на данные изменения и приспособления к ним.
Маркетинговая среда представляет собой все, что оказывает воздействие на деятельность предприятия. Изменения маркетинговой среды и их воздействия на деятельность предприятия и запросы покупателей, а также в целом на рыночные отношения является сегодня одним из самых ключевых вопросов в работе многих предпринимателей.

Маркетинговой среде присущ высокий уровень динамизма и сложности, а также неопределенности. Способность приспосабливаться к маркетинговой среде является основным условием бизнеса.
Все вышеизложенное подчеркивает актуальность темы курсовой работы и исследования маркетинговой среды предприятия, так как умение, как выделить, так и проанализировать элементы эффективной и результативной работы в условиях конкретной маркетинговой среды и их изменениях
, и динамизме является залогом успешной деятельности предприятия.
Основная цель курсовой работы определена ее названием и заключается в рассмотрение маркетинговой среды, ее структуре и факторах, которые оказывают на нее влияние.
Для достижения поставленной цели курсовой работы «Маркетинговая среда, ее основные факторы и структура» необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру маркетинговой среды,

- изучить основные факторы, которые влияют на маркетинговую среду,

- охарактеризовать маркетинговую среду конкретного предприятия,

- составить рекомендации по оптимизации маркетинговой среды конкретного предприятия.

Информационной базой курсовой работы являлись учебная литература по маркетингу и отчетные материалы работы ПАО «Газпром» за актуальный период.

1 Теоретические аспекты маркетинговой среды


1.1. Классификация маркетинговой среды фирмы, микросред


Маркетинг сегодня функционирует в многофакторной и очень сложной среде. Реализация некоторых маркетинговых стратегий тактических приемов в области маркетинга может встретить неприятие служб предприятия, и непредвиденную реакцию со стороны рынка, а также значительно не соответствовать некоторым макроэкономическим тенденциям. Чем больше информации, которая характеризует окружающую среду маркетинга, имеет в наличии и соберет маркетинговая служба компании, тем удачнее она сможет оказывать воздействовать на нее.
С точки зрения вероятности маркетингового воздействия на окружение можно выделить:

- микросреду, которая действует на уровне предприятия;

- макросреду, которая независима от маркетинга предприятия, лишь за исключением только строго ограниченного числа компаний транснационального значения.

Маркетинговая среда в целом включает всех активных субъектов и факторы, которые влияют, как на маркетинговые возможности, так и решения в маркетинге. Микросреда предприятия подразделяется на две составляющие, а именно внешнюю и внутреннюю среду. К внутренней микросреде предприятия относятся отделы и службы, а также подразделения предприятия, которые взаимодействуют со службой маркетинга. Внутренняя микросреда является средой, которая абсолютно контролируемая службой маркетинга предприятия.

Внутренняя микросреда предприятия включает:

- финансовую службу и бухгалтерию предприятия;

- производство предприятия;

- снабжение предприятия;

- сбыт предприятия.

Достижение поставленных предприятием маркетинговых целей возможно лишь при взаимодействии всех его структурных подразделений. Служба маркетинга осуществляет тесно сотрудничество с подразделениями при составлении планов и при дальнейшей их реализации. Без анализа внутренней среды предприятия в целом невозможно определить может ли предприятие самостоятельно решать ключевые маркетинговые задачи. В целом, внутренняя маркетинговая среда предприятия является неотъемлемой частью оценки его потенциала.
Потенциал предприятия представляет собой комплекс его, как возможностей, так и достижений, которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке, а также достижение определенных стратегических целей. Потенциал предприятия состоит из следующих элементов:

- доли, которую занимает предприятие на рынке;

- торгово-сбытовых и производственных мощностей предприятия;

- товарных ресурсов, а также конкурентоспособности и качества товара;

- инвестиционного потенциала и инновационной деятельности, а также окупаемости инвестиций и времени проектирования нового товара;

- научно-технического потенциала;

- финансовых и кредитных ресурсов;

- трудового потенциала предприятия и эффективности труда;

- товарооборота и ассортимента товаров за определенный период;

- средней длительности жизненного цикла товаров предприятия;

- рентабельности и прибыли предприятия за определенный период;

- наличия известных дистрибьюторов;

- уровня сервиса;

- имиджа и марки (репутации) предприятия.

К внешней микросреде предприятия относятся все взаимодействующие с предприятием структуры, особенности взаимоотношений с которыми регулируются отделом маркетинга предприятия. Внешняя микросреда маркетинга включает:

- поставщики, в частности цены на материалы и режим поставок;

- конкуренты, в частности маркетинговая политика и сила марки конкурентов;

- посредники, а именно условия торговли и транспортировки