Файл: Диссертация на соискание академической степени Магистр по направлению 532000Физическая культура и спорт Научный.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, дидактические формы и средства онлайн обучения в формировании информационно-образовательной среды современного вуза; проанализированы эффективность применения онлайн обучения в процессе профессионально-личностного развития студентов, активизации учебно-познавательной деятельности и самостоятельности обучаемых.
Теоретическая значимость исследования. Общепедагогический уровень значимости исследования подтверждается концептуальностью, степенью и широтой влияния полученных результатов на существующие теоретические представления, доказательностью выводов, перспективностью результатов исследования.
Практическая значимость исследования обосновывается на общепедагогическом уровне значимости и определяется тем, что в диссертации будет создана модель эффективного применения теории на практике. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что реализована система дистанционного обучения студентов КГАФКиС им. Б.Т.Турусбекова.
Помимо безусловных плюсов электронного онлайн обучения через глобальную сеть Интернет, к которым обычно относят следующие его преимущества:
Имеются и свои отрицательные моменты: ключевым недостатком дистанционного образования считается то, что оно не предполагает непосредственного контакта между преподавателем и студентом. А это порождает следующие проблемы:
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что специфика цифровизации требует от выпускника постоянного расширения горизонтов профессии. Основное требование онлайн-образования является предоставление студентам возможности для обратной связи с преподавателем.
На Международном Педагогическом Форуме «Инструменты и ресурсы открытого образования и дистанционного обучения на русском языке» 04.12.2020 в Улан-Баторе, Монголия выступили
Основные результаты магистерской диссертации доложены на заседаниях кафедры спортивных игр и научно-техническом совете КГАФКиС им.Б.Т.Турусбекова.
Полученные результаты были отражены на республиканских и международных научно-практических конференциях в виде доклада: Международный форум «Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке» (18 декабря 2020г., Армения), Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и физическое воспитание личности» (17-19 июня 2022 г.), Кыргызская Республика, г. Чолпон-Ата в онлайн режиме.
Диссертационная работа составлена в соответствии с требованиями к магистерской диссертации 2020 ГОСТ – текст состоит из титульного листа, оглавления, условных обозначений, введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы.
Работа напечатана на 85 страницах, включает таблиц –1, рисунков – 13, приложений – 3, литературных источников – 51.
На рубеже XX-XXI веков стало очевидным, что будущее человечества тесно связано с развитием цивилизации информационного типа, опирающейся на «экономику знаний» (Я.М. Нейматов). Эпоха постиндустриализма актуализировала понимание роли человеческого фактора в развитии общества. Так, основоположник концепции постиндустриализма Д. Белл в 70-х гг. XX века выделил основные черты складывающегося общественного устройства. Он указывал, что если мускульная сила человека выступала основным производственным ресурсом доиндустриальной эпохи, машинная техника определяла достижения индустриального общества, то основной силой, способной к преобразованию в условиях постиндустриального устройства социума является интеллект и знания человека.
Вместе с тем, история XX века во многих своих проявлениях, количестве войн и насилия, возросшим уровнем техногенного воздействия показала, что рационалистический подход имеет ограниченные возможности преобразования окружающей действительности, представляет значительную опасность для развития культуры и цивилизации.
Еще на рубеже XIX - XX веков видными философами (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Г. Зиммель и др.) высказывалось скептическое отношение к просветительским, эмансипирующим функциям научного знания, утверждались формы познания вне рационалистически- просветительской парадигмы. Так, французские структуралисты - М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ф. Лиотар и другие исследователи, постиндустриальную эпоху олицетворяют с идеологией постмодернизма. Например, основоположник концепции постмодернизма Ж.-Ф. Лиотар («Состояние постмодернизма» (1979), «Постмодернизм в изложении для детей» (1986) и др.) выступает сторонником позиции, согласно которой эпоха позднего модернизма формирует недоверие к рассуждениям о разуме и прогрессе. В начале 80-х гг. XX века он определил постмодернизм как «скептицизм по отношению к метанарративам», под которыми понимал любые концепции в духе традиций рационализма эпохи Просвещения.
Исследовательская гипотеза Ж.-Ф. Лиотара состояла в том, «что по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры - в эпоху постмодернизма, изменяется статус знания». Научно-техническая революция, развитие информационного общества во второй половине XX века обусловили представление об информации как общественной ценности, а само общественное развитие стало пониматься как переход от энергетических к информационным технологиям. Если знание всегда связывается с конкретной личностью, то информация - «безлична». Несмотря на то, что она доступна всем, именно личный, субъективный опыт определяет возможность превратить ее в знание. При этом информационно-когнитивный процесс включает в себя два взаимосвязанных этапа: превращение личностного знания в информацию и последующее извлечение, воссоздание этого знания из информации.
Поэтому основная задача образовательной системы общества постиндустриального типа сводится к обучению каждого представителя цивилизации правильной работе с информационными ресурсами, развитию адаптационных и ориентационных качеств обучаемых в условиях многообразия информационных потоков.
Западные исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой информационное общество выступает разновидностью общества постиндустриального типа. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники теории информационного общества (3. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер и др.) связывают его становление с преобладанием в конце XX века "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом делается акцент на то, что капитал и труд, составившие основу индустриального общества, в информационном обществе постиндустриального типа уступают место информации и знанию.
Вместе с тем, значительное число исследователей рассматривают особенности нового общества весьма одноаспектно, что дало основание к появлению значительного количества разнообразных названий и определений нового общества: «постбуржуазное» (Дж. Литхайм), «посткапиталистическое» (Р. Дарендорф), «постэкономическое» (Г. Канн), «постцивилизационное» (К. Боулдинг), «постмодернистское» . (Л. Этциони), «постисторическое» (Р. Сейденберг), «постнефтяное» (Р. Барнет). Вместе с тем, все определения отражают особенности постиндустриального общества.
Термин «постиндустриальное общество» появился в американской научной литературе в 60-е годы XX века и получил распространение благодаря работам Д. Белла. Однако все эти названия отталкиваются от уже достигнутого уровня развития, а для принципиально нового общества важно было найти совершенно новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало предложенное О. Тоффлером «информационное общество». Известна теория О. Тоффлера последовательности «трех волн» а которая может быть интерпретирована как последовательные стадии самоорганизации (в представлении И. Пригожина) в обществе. В основе данной точки зрения лежит представление об усилении с течением времени в триаде "вещество-энергия-информация" более тонких, более эфемерных компонентов или сущностей нашего мира, а именно, - роли информационного компонента
Теоретическая значимость исследования. Общепедагогический уровень значимости исследования подтверждается концептуальностью, степенью и широтой влияния полученных результатов на существующие теоретические представления, доказательностью выводов, перспективностью результатов исследования.
Практическая значимость исследования обосновывается на общепедагогическом уровне значимости и определяется тем, что в диссертации будет создана модель эффективного применения теории на практике. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что реализована система дистанционного обучения студентов КГАФКиС им. Б.Т.Турусбекова.
Помимо безусловных плюсов электронного онлайн обучения через глобальную сеть Интернет, к которым обычно относят следующие его преимущества:
-
экономическая выгода за счет экономии затрат на транспортные и иные сопутствующие расходы при поездках на очные курсы; -
экономия времени как студентов, так и преподавателей за счет быстрого доступа к образовательным ресурсам; -
получение образовательной услуги в любом месте и в любое время через глобальную сеть, т. е. возможность максимально адаптировать учебный процесс к потребностям и возможностям обучающегося; -
доступность множества баз данных и образовательных ресурсов, различных методических пособий и учебных материалов; -
образование без отрыва от основного места занятости и деятельности; -
развитие у студентов умения самостоятельной работы; -
возможность обучаться одновременно по нескольким образовательным программам; -
возможность использовать наиболее профессиональных преподавателей в интерактивном учебном процессе; -
гибкость электронно-сетевых обучающих технологий обеспечивает возможность максимально использовать приемы индивидуализации и дифференциации в учебном процессе.
Имеются и свои отрицательные моменты: ключевым недостатком дистанционного образования считается то, что оно не предполагает непосредственного контакта между преподавателем и студентом. А это порождает следующие проблемы:
-
отсутствие целостного восприятия материала; -
снижение возможности общения и совместного размышления.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что специфика цифровизации требует от выпускника постоянного расширения горизонтов профессии. Основное требование онлайн-образования является предоставление студентам возможности для обратной связи с преподавателем.
На Международном Педагогическом Форуме «Инструменты и ресурсы открытого образования и дистанционного обучения на русском языке» 04.12.2020 в Улан-Баторе, Монголия выступили
Апробация результатов диссертации
Основные результаты магистерской диссертации доложены на заседаниях кафедры спортивных игр и научно-техническом совете КГАФКиС им.Б.Т.Турусбекова.
Опубликованность результатов
Полученные результаты были отражены на республиканских и международных научно-практических конференциях в виде доклада: Международный форум «Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке» (18 декабря 2020г., Армения), Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и физическое воспитание личности» (17-19 июня 2022 г.), Кыргызская Республика, г. Чолпон-Ата в онлайн режиме.
Структуру и объем диссертации
Диссертационная работа составлена в соответствии с требованиями к магистерской диссертации 2020 ГОСТ – текст состоит из титульного листа, оглавления, условных обозначений, введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы.
Работа напечатана на 85 страницах, включает таблиц –1, рисунков – 13, приложений – 3, литературных источников – 51.
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
-
Глобальная информатизация в структуре построения единого образовательного пространства
На рубеже XX-XXI веков стало очевидным, что будущее человечества тесно связано с развитием цивилизации информационного типа, опирающейся на «экономику знаний» (Я.М. Нейматов). Эпоха постиндустриализма актуализировала понимание роли человеческого фактора в развитии общества. Так, основоположник концепции постиндустриализма Д. Белл в 70-х гг. XX века выделил основные черты складывающегося общественного устройства. Он указывал, что если мускульная сила человека выступала основным производственным ресурсом доиндустриальной эпохи, машинная техника определяла достижения индустриального общества, то основной силой, способной к преобразованию в условиях постиндустриального устройства социума является интеллект и знания человека.
Вместе с тем, история XX века во многих своих проявлениях, количестве войн и насилия, возросшим уровнем техногенного воздействия показала, что рационалистический подход имеет ограниченные возможности преобразования окружающей действительности, представляет значительную опасность для развития культуры и цивилизации.
Еще на рубеже XIX - XX веков видными философами (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Г. Зиммель и др.) высказывалось скептическое отношение к просветительским, эмансипирующим функциям научного знания, утверждались формы познания вне рационалистически- просветительской парадигмы. Так, французские структуралисты - М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ф. Лиотар и другие исследователи, постиндустриальную эпоху олицетворяют с идеологией постмодернизма. Например, основоположник концепции постмодернизма Ж.-Ф. Лиотар («Состояние постмодернизма» (1979), «Постмодернизм в изложении для детей» (1986) и др.) выступает сторонником позиции, согласно которой эпоха позднего модернизма формирует недоверие к рассуждениям о разуме и прогрессе. В начале 80-х гг. XX века он определил постмодернизм как «скептицизм по отношению к метанарративам», под которыми понимал любые концепции в духе традиций рационализма эпохи Просвещения.
Исследовательская гипотеза Ж.-Ф. Лиотара состояла в том, «что по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры - в эпоху постмодернизма, изменяется статус знания». Научно-техническая революция, развитие информационного общества во второй половине XX века обусловили представление об информации как общественной ценности, а само общественное развитие стало пониматься как переход от энергетических к информационным технологиям. Если знание всегда связывается с конкретной личностью, то информация - «безлична». Несмотря на то, что она доступна всем, именно личный, субъективный опыт определяет возможность превратить ее в знание. При этом информационно-когнитивный процесс включает в себя два взаимосвязанных этапа: превращение личностного знания в информацию и последующее извлечение, воссоздание этого знания из информации.
Поэтому основная задача образовательной системы общества постиндустриального типа сводится к обучению каждого представителя цивилизации правильной работе с информационными ресурсами, развитию адаптационных и ориентационных качеств обучаемых в условиях многообразия информационных потоков.
Западные исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой информационное общество выступает разновидностью общества постиндустриального типа. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники теории информационного общества (3. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер и др.) связывают его становление с преобладанием в конце XX века "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом делается акцент на то, что капитал и труд, составившие основу индустриального общества, в информационном обществе постиндустриального типа уступают место информации и знанию.
Вместе с тем, значительное число исследователей рассматривают особенности нового общества весьма одноаспектно, что дало основание к появлению значительного количества разнообразных названий и определений нового общества: «постбуржуазное» (Дж. Литхайм), «посткапиталистическое» (Р. Дарендорф), «постэкономическое» (Г. Канн), «постцивилизационное» (К. Боулдинг), «постмодернистское» . (Л. Этциони), «постисторическое» (Р. Сейденберг), «постнефтяное» (Р. Барнет). Вместе с тем, все определения отражают особенности постиндустриального общества.
Термин «постиндустриальное общество» появился в американской научной литературе в 60-е годы XX века и получил распространение благодаря работам Д. Белла. Однако все эти названия отталкиваются от уже достигнутого уровня развития, а для принципиально нового общества важно было найти совершенно новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало предложенное О. Тоффлером «информационное общество». Известна теория О. Тоффлера последовательности «трех волн» а которая может быть интерпретирована как последовательные стадии самоорганизации (в представлении И. Пригожина) в обществе. В основе данной точки зрения лежит представление об усилении с течением времени в триаде "вещество-энергия-информация" более тонких, более эфемерных компонентов или сущностей нашего мира, а именно, - роли информационного компонента