Файл: Диссертация на соискание академической степени Магистр по направлению 532000Физическая культура и спорт Научный.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ (ОБЪЕКТ) И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Объект исследования
Учебный процесс в КГАФКиС.
2.2 Предмет исследования
Педагогические условия, формы, методы и средства развития онлайн обучения в КГАФКиС.
2.3 Методы исследования
Теоретические методы исследования— это методы, которые необходимы с целью определения задач, создания гипотез и оценивания полученных прецедентов. Они тесно связаны с исследованием различной литературы:
-
трудов классиков; -
общих и специализированный работ; -
исторических документов; -
периодической печати и т. д.
Виды теоретических методов
Из комплекса теоретических методов первым делом следует обратить внимание на так называемый теоретический анализ как метод, который подразумевает под собой выделение и обсуждение конкретных сторон, признаков, отличительных черт или же характеристик явлений и процессов. В процессе анализа отдельных прецедентов, группируя, систематизируя их, можно определить их общие, а также различные черты, происходит установка общего принципа, другими словами, правило. Ход анализа в большей части случаев проходит параллельно с синтезом, который способствует более глубокому пониманию сущности исследуемых явлений. По той причине, что теоретические методы исследования — это понятие, находящееся в тесной связи с изучением литературы, это дает возможность определить, какие именно вопросы и проблемы уже в достаточной мере изучены, а какие из них необходимо подвергнуть дополнительному изучению. Процесс работы с литературой подразумевает под собой внедрение списка следующих методик:
-
создание библиографии, то есть ассортимента отобранных по рассматриваемой теме источников; -
реферирование или же более сжатое отображение ключевого содержания; -
конспектирование, или, другими словами, ведение достаточно детализированных записей, основу которых составляет выделение главных мыслей, заключающихся в работе; -
аннотирование, обозначающее краткую запись общего содержания книги или же статьи; -
цитирование, заключающееся в дословной записи выражений или же цифровых данных, которые содержатся в рассматриваемом литературном источнике.
Метод педагогического научного исследование
– это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Различают три уровня педагогических исследований
-
эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; -
теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; -
методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
Также можно поделить педагогическое исследование на следующие типы проведения мероприятия:
-
Обзорно-аналитическое исследование (предполагает подбор и изучение литературы по проблеме; основная задача – выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы). -
Обзорно-критическое (носит критический характер). -
Теоретическое (включает, кроме обзора и критического анализа литературы, собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы). -
Эмпирически-описательное (предполагает установление новых фактов о малоизученных объектах или явлениях опытным путем, с использованием определенных методов сбора и анализа фактов). -
Эмпирически-объяснительное (объясняет полученные факты, а не только собирает и описывает их). -
Методическое (предполагает целью разработку, обоснование и проверку на практике какой-либо методики. -
Экспериментальное (включает проведение эксперимента).
В процессе ознакомления с типами педагогического исследования, а также применения данных типов в педагогической практике позволило провести исследование. В основе педагогических исследований лежат принципы:
Принцип единства исторического и логического. Педагог-исследователь обязан в процессе решения проблемы соотносить и учитывать то, что уже сделано в истории педагогики, педагогической теории и практике;
Принцип системности.Необходимо рассматривать объект исследования как целостную систему;
Принципы учета личностного и деятельностного подходов. В процессе экспериментального исследования необходимо изучать и учитывать индивидуальные, возрастные особенности личности, а также природные возможности и социальные условия,
в которых происходит ее развитие.
Кроме того, исследователь должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с обучающимися и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание, развитие.
Научный эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеет целью получить тот или иной педагогический эффект впервые, согласно теоретически сформулированной гипотезе; в научном исследовании новое знание является целью эксперимента, выступает в функции цели.
Проведение научно педагогического эксперимента подразумевает постановку и определение следующих задач, для получения результата:
-
научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы; -
исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; -
измерение результатов взаимодействия и педагогического воздействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
После определения основных целей исследования в педагогической деятельности и определение объектов исследования, можно определить следующие этапы педагогического исследования:
-
Идея эксперимента. -
Диагностический этап (определяются объекты педагогической диагностики; осуществляется формулирование проблемы, темы; выявляются актуальные проблемы эксперимента). -
Прогностический этап (формулируются цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; осуществляется составление плана-программы эксперимента). -
Организационно-подготовительный этап (осуществляется выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента). -
Практический этап (проводятся констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты). -
Обобщающий этап (разрабатывается алгоритм подведения итогов эксперимента, проводится анализ данных). -
Внедренческий этап.
В педагогических процессах общие массовые закономерности начинают проявляться при числе объектов около 30–40. В методическое обеспечение эксперимента входят все педагогические материалы, необходимые для организации экспериментальных воздействий: дидактические материалы к экспериментальным урокам; разработка воспитательных мероприятий; экспериментальные учебные планы и программы, учебная литература; наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО). Особого внимания требует подготовка методического инструментария для измерения и фиксации состояния параметров объекта: тестов, контрольных работ, анкет, опросников, планов и бланков наблюдений. Они должны быть разработаны и заранее размножены в необходимом количестве.
Методами педагогического исследования называют способы, с помощью которых изучаются педагогические явления и решаются задачи совершенствования и прогресса в области воспитания и обучения.
Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов образует систему методов, или методику эксперимента.
Василий Иванович Журавлев выделяет два основных принципа выбора методов педагогических исследований:
-
принцип совокупности методов исследования, согласно которому для решения любой научной проблемы используется на один, а несколько методов (при этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления); -
принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен (Таблица 1. Методы педагогики).
Таблица 1. Методы педагогики
Методы педагогики | ||
теоретические | эмпирические | количественные |
общелогические методы; метод единства исторического и логического; метод моделирования | наблюдение, педагогический эксперимент, методы педагогических измерений, анализ результатов учебной деятельности обучающихся, анализ и обобщение передового педагогического опыта | ранжирование, шкалирование, социометрия, графические, экспертных оценок |
Методы научно-теоретической литературы
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Определив основные направления своего научного поиска, появляется возможность конкретизировать тему исследования, однако для этого необходимо проделать большую работу по анализу научно- педагогической литературы, архивных документов, передового педагогического опыта, современного состояния разрабатываемой проблемы. В некоторых учебниках по педагогике анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности относят к конкретно-научным теоретическим методам исследования (В.И. Смирнов).
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:
-
составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; -
реферирование - сжатое изложение основного содержания работы; -
конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; -
аннотирование - краткая характеристика содержания научного или литературного источника в целом или отдельных проблем, необходимых при подготовке исследовательской работы; -
цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике, с помощью которого подтверждаются выводы и положения отдельных авторов в контексте исследования.
Приступая к курсовому или дипломному исследованию, студенты должны изучить литературу по теме. Студенты уже обучены чтению специальной литературы (просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение), а также научились работать в нескольких жанрах письменной фиксации содержания читаемых текстов (план, план-конспект, конспект, аннотация, реферат, тезисы). Вместе с тем студенты в своем большинстве впервые приступают к библиографическому поиску в рамках достаточно крупной темы.
Проводя библиографический поиск, необходимо одновременно осуществлять просмотровое чтение найденных источников. Цель такого чтения - быстро установить, содержит ли данная публикация материал, относящийся к теме исследования.
Изучая научно-педагогическую литературу и источники, необходимо особое внимание обращать на основные психолог педагогические понятия. Как отмечалось ранее, довольно часто трактовка отдельных педагогических понятий учеными различна, поэтому задача начинающего исследователя состоит в том, чтобы, изучив необходимые для теоретической работы понятия, предлагаемые отдельными учеными, определить свою позицию по отношению к ним, либо взять за основу те понятия, содержание которых разработано другими учеными и полностью отвечает вашим взглядам и не требует уточнений, либо предложить и содержательно обосновать свою авторскую трактовку педагогического понятия. Четкое определение педагогических понятий будет способствовать правильному определению объекта и предмета исследования, развитию педагогической теории, позволит вести научно-педагогический поиск в конкретных направлениях.
При подготовке исследования практически не обходятся без использования теоретических методов. К методам теоретического исследования относятся следующие: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Перечисленные методы являются общенаучными. Дадим краткую характеристику некоторым методам этой группы.
Теоретический анализ научных источников и литературы позволяет рассмотреть отдельные направления развития педагогической науки в целом или отдельных ее областей в частности и на основе анализа вскрыть общие и частные закономерности и тенденции развития педагогической науки и практики. Теоретический анализ позволяет исследователю определить и основные направления своего научного поиска.
В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило.