Файл: Диссертация на соискание академической степени Магистр по направлению 532000Физическая культура и спорт Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.

Простые правила составления анкеты:

  • Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.

  • Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.

  • В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.

Типы вопросов в анкете

По содержанию вопросы в анкете бывают:

  • о событиях;

  • об оценках этих событий.

По функциям вопросы делятся на:

  • Основные, ради которых и проводится исследование.

  • Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.

  • Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.

  • Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.

  • Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.

В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:

  • Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).

  • Вопросы с выбором ответа.

  • Дихотомические (да, нет).

  • Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).

  • Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).

  • Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).

По форме вопросы могут быть:

  • прямыми;

  • косвенными.

Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.

Какие вопросы нельзя использовать

Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:

  • Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.

  • Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.

  • Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.


Примеры методики анкетирования в современных условиях

Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.

Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала. 

Метод беседы — это способ человеческого общения, основанный на взаимном обмене мыслями и чувствами через трансляцию словесных сообщений.

Беседа в педагогике — один из методов и форм организации педагогического процесса, основанный на диалоге между педагогом и учеником или между самими учащимися.

Использование метода позволяет:

  • раскрыть индивидуальные особенности, способности и таланты учащихся;

  • активизировать умственную деятельность учащихся во время обсуждения;

  • проверить знания ученика;

  • подвести к лучшему усвоению материала.

Беседа в психологии — вербально-коммуникативный метод получения информации в ходе диалога между психологом и респондентом.

Этот метод применяется в разных областях терапевтической психологии и предполагает наличие у исследователя соответствующей профессиональной и коммуникативной компетенции. Процесс беседы в данном случае неразрывно связан с наблюдением, при этом порой невербальная информация для психолога оказывается более значимой. Метод позволяет специалисту:

  • управлять разговором с целью получения сведений от респондента;

  • оказывать воздействие в форме убеждения, информирования, воспитания;

  • устанавливать личный контакт с респондентом.

Виды беседы


В психолого-педагогической практике беседа как метод может быть двух видов:

  • Формализованная применяется, когда необходимо быстро собрать и проанализировать информацию. Используются стандартные вопросы и ответы. Например, к методу относится сбор информации о личности по универсальным опросникам.

  • Неформализованная применяется, когда можно задавать уточняющие вопросы в соответствии с ситуацией. Этот метод позволяет достигать более тесного контакта и способствует получению полной и подробной информации. Примеры — терапевтическая, экспериментальная беседа и т. д.

Правила и приемы беседы

В повседневной жизни под беседой чаще всего подразумевается отвлеченное общение на нерабочие темы. В процессе социализации человеку важно получить навыки ведения беседы, которые помогут наладить контакт с близкими или малознакомыми людьми, узнать что-то новое, произвести впечатление и рассказать о себе.

Чтобы овладеть техникой, человеку нужно научиться быть хорошим слушателем. Важно задавать вопросы, проявлять тактичность и показывать интерес. Во время разговора нежелательно перебивать собеседника, переманивать на свою сторону или навязывать ему свое мнение.

Непринужденную атмосферу во время диалога поможет создать соблюдение правил:

  • Начинайте беседу с простого вопроса.

  • Интересуйтесь мнением собеседника.

  • Копируйте язык тела.

  • Поддерживайте разговор жестом и мимикой.

  • Внимательно слушайте и не перебивайте.

  • Не повышайте голос, разговаривайте в спокойном тоне.

В образовании беседу применяют как метод обучения во время уроков и экскурсий. В ходе разговора педагог делится нравственно-этическими ценностями, прививает любовь к искусству, культуре, рассказывает о доброте, мире и т. д. Если беседа используется как часть урока, то учителю необходимо заранее подготовиться и изучить учебный материал. Чтобы метод был эффективным, необходимо придерживаться правил:

  • устанавливать и соблюдать временные рамки, отведенные для обсуждения;

  • придумывать вопросы, которые помогут раскрыть знания учащихся;

  • слушать ответы учеников, задавать дополнительные вопросы;

  • поддерживать интерес и следить за эмоциональной реакцией учащихся;

  • привлекать к беседе всех учеников.

В психологии успешность беседы также зависит от профессионализма исследователя, его подготовки и некоторых правил:


  • точно воспринимать информацию;

  • замечать несоответствия между вербальной и невербальной информацией;

  • правильно формулировать вопросы;

  • обращать внимание на эмоциональное состояние респондента;

  • обеспечивать спокойную атмосферу;

  • задавать вопросы, которые касаются темы беседы.

Средства беседы

Умение вести беседу и вступать в диалог с другими людьми — важный фактор в процессе социализации. С детства личность учится выражать мысли и доносить до собеседника свою точку зрения, выслушивать партнера и анализировать сказанное.

Как правило, во время повседневного неформального разговора взрослый человек не задумывается о средствах беседы и применяет их автоматически. Однако от того, насколько осознанно и продуманно они используются, во многом зависит эффективность беседы. К таким средствам относятся:

  • постановка вопросов;

  • выслушивание собеседника;

  • изучение реакций собеседника;

  • передача информации собеседнику.

Постановка вопроса

Плохо поставленный вопрос может привести к тому, что собеседник не захочет вступать в беседу либо постарается как можно быстрее ее завершить. Поэтому спрашивающему важно учитывать атмосферу между людьми, настроение партнера и своевременность вопроса. Есть несколько правил, которые помогут правильно сформулировать вопрос:

  • Задавать открытые вопросы, чтобы человек мог дать развернутый ответ.

  • Не задавать слишком длинные вопросы.

  • Избегать сдвоенных вопросов (или… или…).

  • Вопросы не должны носить вынужденного характера или наводить на ответ.

  • Каждый вопрос должен быть связан с обсуждаемой темой и преследовать достижение цели.

  • После вопроса сдерживать паузу, чтобы дать собеседнику время на обдумывание.

Выслушивание собеседника

В беседе помимо овладения навыками разговора, важно быть хорошим слушателем. Собеседник должен видеть, что вам действительно интересно то, о чем он говорит. Кроме того, умение слушать делает процесс познания более эффективным и увеличивает склонность человека к сопереживанию. Для этого нужно следовать правилам:

  • Реже употреблять в своей речи слово «я».

  • Поощрять людей говорить о самих себе.

  • Задавать наводящие вопросы.

  • Выказывать заинтересованность невербальными знаками.

  • Не отвлекаться во время разговора.

  • Смотреть на собеседника.


Изучение реакций собеседника

Это средство позволяет управлять беседой и следить за сохранением непринужденной атмосферы. При этом важно изучить не только личностные черты собеседника, но и динамические проявления — настроение, мотивы, намерения, занимаемая позиция, установки поведения и т. д. Наблюдательность во время беседы помогает следить за реакцией собеседника и при необходимости вовремя перевести разговор на другие темы.

Передача информации собеседнику

Передавая запланированную информацию, человек логически продолжает начало беседы и излагает свою позицию. Важно исключить двусмысленные формулировки, чтобы собеседник верно воспринял сказанное. Речь должна быть спокойной и непринужденной, без использования профессионализмов и жаргонизмов. Не стоит спешить с ответом, пока суть вопроса не будет ясна. В ходе своей речи можно уточнять у партнера, правильно ли он понял сказанное.

Значение беседы

Беседа — это самый простой и эффективный способ, позволяющий получить от человека наиболее полную и глубокую информацию. Ее ценность заключается в непринужденном общении и спокойной обстановке, которая положительно воздействует на течение разговора. В психолого-педагогической практике беседа является методом, в применении которого можно обойтись без использования дополнительной аппаратуры или оборудования. При этом исследователю важно серьезно подготовиться к ней, чтобы добиться успеха.
Модели́рование — исследование обьектов познанияна их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей.

Виды моделирования

В силу многозначности понятия «модель», в науке и технике не существует единой класиификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технеке, физческих наук кибернетеке т. д.).

В настоящее время по технологии моделирования и области применения выделяют такие основные виды моделирования:



  • 1. Компьютерное моделирования

  • 2. Математическое моделирования

  • 3. Биологическое моделирования

  • 4. Математическое моделирования социально-истроческих процессов

  • 5. Математико-картографическое моделирования

  • 6. Молекулярное моделирования

  • 7. Цифровое моделирования

  • 8. Логическое моделирования

  • 9. Педагогоческое моделирования