Файл: Диссертация на соискание академической степени Магистр по направлению 532000Физическая культура и спорт Научный.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.
Простые правила составления анкеты:
Типы вопросов в анкете
По содержанию вопросы в анкете бывают:
По функциям вопросы делятся на:
В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:
По форме вопросы могут быть:
Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.
Какие вопросы нельзя использовать
Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:
Примеры методики анкетирования в современных условиях
Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.
Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала.
Метод беседы — это способ человеческого общения, основанный на взаимном обмене мыслями и чувствами через трансляцию словесных сообщений.
Беседа в педагогике — один из методов и форм организации педагогического процесса, основанный на диалоге между педагогом и учеником или между самими учащимися.
Использование метода позволяет:
Беседа в психологии — вербально-коммуникативный метод получения информации в ходе диалога между психологом и респондентом.
Этот метод применяется в разных областях терапевтической психологии и предполагает наличие у исследователя соответствующей профессиональной и коммуникативной компетенции. Процесс беседы в данном случае неразрывно связан с наблюдением, при этом порой невербальная информация для психолога оказывается более значимой. Метод позволяет специалисту:
Виды беседы
В психолого-педагогической практике беседа как метод может быть двух видов:
Правила и приемы беседы
В повседневной жизни под беседой чаще всего подразумевается отвлеченное общение на нерабочие темы. В процессе социализации человеку важно получить навыки ведения беседы, которые помогут наладить контакт с близкими или малознакомыми людьми, узнать что-то новое, произвести впечатление и рассказать о себе.
Чтобы овладеть техникой, человеку нужно научиться быть хорошим слушателем. Важно задавать вопросы, проявлять тактичность и показывать интерес. Во время разговора нежелательно перебивать собеседника, переманивать на свою сторону или навязывать ему свое мнение.
Непринужденную атмосферу во время диалога поможет создать соблюдение правил:
В образовании беседу применяют как метод обучения во время уроков и экскурсий. В ходе разговора педагог делится нравственно-этическими ценностями, прививает любовь к искусству, культуре, рассказывает о доброте, мире и т. д. Если беседа используется как часть урока, то учителю необходимо заранее подготовиться и изучить учебный материал. Чтобы метод был эффективным, необходимо придерживаться правил:
В психологии успешность беседы также зависит от профессионализма исследователя, его подготовки и некоторых правил:
Средства беседы
Умение вести беседу и вступать в диалог с другими людьми — важный фактор в процессе социализации. С детства личность учится выражать мысли и доносить до собеседника свою точку зрения, выслушивать партнера и анализировать сказанное.
Как правило, во время повседневного неформального разговора взрослый человек не задумывается о средствах беседы и применяет их автоматически. Однако от того, насколько осознанно и продуманно они используются, во многом зависит эффективность беседы. К таким средствам относятся:
Постановка вопроса
Плохо поставленный вопрос может привести к тому, что собеседник не захочет вступать в беседу либо постарается как можно быстрее ее завершить. Поэтому спрашивающему важно учитывать атмосферу между людьми, настроение партнера и своевременность вопроса. Есть несколько правил, которые помогут правильно сформулировать вопрос:
Выслушивание собеседника
В беседе помимо овладения навыками разговора, важно быть хорошим слушателем. Собеседник должен видеть, что вам действительно интересно то, о чем он говорит. Кроме того, умение слушать делает процесс познания более эффективным и увеличивает склонность человека к сопереживанию. Для этого нужно следовать правилам:
Изучение реакций собеседника
Это средство позволяет управлять беседой и следить за сохранением непринужденной атмосферы. При этом важно изучить не только личностные черты собеседника, но и динамические проявления — настроение, мотивы, намерения, занимаемая позиция, установки поведения и т. д. Наблюдательность во время беседы помогает следить за реакцией собеседника и при необходимости вовремя перевести разговор на другие темы.
Передача информации собеседнику
Передавая запланированную информацию, человек логически продолжает начало беседы и излагает свою позицию. Важно исключить двусмысленные формулировки, чтобы собеседник верно воспринял сказанное. Речь должна быть спокойной и непринужденной, без использования профессионализмов и жаргонизмов. Не стоит спешить с ответом, пока суть вопроса не будет ясна. В ходе своей речи можно уточнять у партнера, правильно ли он понял сказанное.
Значение беседы
Беседа — это самый простой и эффективный способ, позволяющий получить от человека наиболее полную и глубокую информацию. Ее ценность заключается в непринужденном общении и спокойной обстановке, которая положительно воздействует на течение разговора. В психолого-педагогической практике беседа является методом, в применении которого можно обойтись без использования дополнительной аппаратуры или оборудования. При этом исследователю важно серьезно подготовиться к ней, чтобы добиться успеха.
Модели́рование — исследование обьектов познанияна их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей.
Виды моделирования
В силу многозначности понятия «модель», в науке и технике не существует единой класиификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технеке, физческих наук кибернетеке т. д.).
В настоящее время по технологии моделирования и области применения выделяют такие основные виды моделирования:
Простые правила составления анкеты:
-
Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования. -
Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному. -
В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.
Типы вопросов в анкете
По содержанию вопросы в анкете бывают:
-
о событиях; -
об оценках этих событий.
По функциям вопросы делятся на:
-
Основные, ради которых и проводится исследование. -
Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы. -
Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов. -
Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов. -
Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.
В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:
-
Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами). -
Вопросы с выбором ответа. -
Дихотомические (да, нет). -
Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»). -
Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10). -
Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).
По форме вопросы могут быть:
-
прямыми; -
косвенными.
Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.
Какие вопросы нельзя использовать
Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:
-
Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными. -
Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия. -
Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.
Примеры методики анкетирования в современных условиях
Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.
Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала.
Метод беседы — это способ человеческого общения, основанный на взаимном обмене мыслями и чувствами через трансляцию словесных сообщений.
Беседа в педагогике — один из методов и форм организации педагогического процесса, основанный на диалоге между педагогом и учеником или между самими учащимися.
Использование метода позволяет:
-
раскрыть индивидуальные особенности, способности и таланты учащихся; -
активизировать умственную деятельность учащихся во время обсуждения; -
проверить знания ученика; -
подвести к лучшему усвоению материала.
Беседа в психологии — вербально-коммуникативный метод получения информации в ходе диалога между психологом и респондентом.
Этот метод применяется в разных областях терапевтической психологии и предполагает наличие у исследователя соответствующей профессиональной и коммуникативной компетенции. Процесс беседы в данном случае неразрывно связан с наблюдением, при этом порой невербальная информация для психолога оказывается более значимой. Метод позволяет специалисту:
-
управлять разговором с целью получения сведений от респондента; -
оказывать воздействие в форме убеждения, информирования, воспитания; -
устанавливать личный контакт с респондентом.
Виды беседы
В психолого-педагогической практике беседа как метод может быть двух видов:
-
Формализованная применяется, когда необходимо быстро собрать и проанализировать информацию. Используются стандартные вопросы и ответы. Например, к методу относится сбор информации о личности по универсальным опросникам. -
Неформализованная применяется, когда можно задавать уточняющие вопросы в соответствии с ситуацией. Этот метод позволяет достигать более тесного контакта и способствует получению полной и подробной информации. Примеры — терапевтическая, экспериментальная беседа и т. д.
Правила и приемы беседы
В повседневной жизни под беседой чаще всего подразумевается отвлеченное общение на нерабочие темы. В процессе социализации человеку важно получить навыки ведения беседы, которые помогут наладить контакт с близкими или малознакомыми людьми, узнать что-то новое, произвести впечатление и рассказать о себе.
Чтобы овладеть техникой, человеку нужно научиться быть хорошим слушателем. Важно задавать вопросы, проявлять тактичность и показывать интерес. Во время разговора нежелательно перебивать собеседника, переманивать на свою сторону или навязывать ему свое мнение.
Непринужденную атмосферу во время диалога поможет создать соблюдение правил:
-
Начинайте беседу с простого вопроса. -
Интересуйтесь мнением собеседника. -
Копируйте язык тела. -
Поддерживайте разговор жестом и мимикой. -
Внимательно слушайте и не перебивайте. -
Не повышайте голос, разговаривайте в спокойном тоне.
В образовании беседу применяют как метод обучения во время уроков и экскурсий. В ходе разговора педагог делится нравственно-этическими ценностями, прививает любовь к искусству, культуре, рассказывает о доброте, мире и т. д. Если беседа используется как часть урока, то учителю необходимо заранее подготовиться и изучить учебный материал. Чтобы метод был эффективным, необходимо придерживаться правил:
-
устанавливать и соблюдать временные рамки, отведенные для обсуждения; -
придумывать вопросы, которые помогут раскрыть знания учащихся; -
слушать ответы учеников, задавать дополнительные вопросы; -
поддерживать интерес и следить за эмоциональной реакцией учащихся; -
привлекать к беседе всех учеников.
В психологии успешность беседы также зависит от профессионализма исследователя, его подготовки и некоторых правил:
-
точно воспринимать информацию; -
замечать несоответствия между вербальной и невербальной информацией; -
правильно формулировать вопросы; -
обращать внимание на эмоциональное состояние респондента; -
обеспечивать спокойную атмосферу; -
задавать вопросы, которые касаются темы беседы.
Средства беседы
Умение вести беседу и вступать в диалог с другими людьми — важный фактор в процессе социализации. С детства личность учится выражать мысли и доносить до собеседника свою точку зрения, выслушивать партнера и анализировать сказанное.
Как правило, во время повседневного неформального разговора взрослый человек не задумывается о средствах беседы и применяет их автоматически. Однако от того, насколько осознанно и продуманно они используются, во многом зависит эффективность беседы. К таким средствам относятся:
-
постановка вопросов; -
выслушивание собеседника; -
изучение реакций собеседника; -
передача информации собеседнику.
Постановка вопроса
Плохо поставленный вопрос может привести к тому, что собеседник не захочет вступать в беседу либо постарается как можно быстрее ее завершить. Поэтому спрашивающему важно учитывать атмосферу между людьми, настроение партнера и своевременность вопроса. Есть несколько правил, которые помогут правильно сформулировать вопрос:
-
Задавать открытые вопросы, чтобы человек мог дать развернутый ответ. -
Не задавать слишком длинные вопросы. -
Избегать сдвоенных вопросов (или… или…). -
Вопросы не должны носить вынужденного характера или наводить на ответ. -
Каждый вопрос должен быть связан с обсуждаемой темой и преследовать достижение цели. -
После вопроса сдерживать паузу, чтобы дать собеседнику время на обдумывание.
Выслушивание собеседника
В беседе помимо овладения навыками разговора, важно быть хорошим слушателем. Собеседник должен видеть, что вам действительно интересно то, о чем он говорит. Кроме того, умение слушать делает процесс познания более эффективным и увеличивает склонность человека к сопереживанию. Для этого нужно следовать правилам:
-
Реже употреблять в своей речи слово «я». -
Поощрять людей говорить о самих себе. -
Задавать наводящие вопросы. -
Выказывать заинтересованность невербальными знаками. -
Не отвлекаться во время разговора. -
Смотреть на собеседника.
Изучение реакций собеседника
Это средство позволяет управлять беседой и следить за сохранением непринужденной атмосферы. При этом важно изучить не только личностные черты собеседника, но и динамические проявления — настроение, мотивы, намерения, занимаемая позиция, установки поведения и т. д. Наблюдательность во время беседы помогает следить за реакцией собеседника и при необходимости вовремя перевести разговор на другие темы.
Передача информации собеседнику
Передавая запланированную информацию, человек логически продолжает начало беседы и излагает свою позицию. Важно исключить двусмысленные формулировки, чтобы собеседник верно воспринял сказанное. Речь должна быть спокойной и непринужденной, без использования профессионализмов и жаргонизмов. Не стоит спешить с ответом, пока суть вопроса не будет ясна. В ходе своей речи можно уточнять у партнера, правильно ли он понял сказанное.
Значение беседы
Беседа — это самый простой и эффективный способ, позволяющий получить от человека наиболее полную и глубокую информацию. Ее ценность заключается в непринужденном общении и спокойной обстановке, которая положительно воздействует на течение разговора. В психолого-педагогической практике беседа является методом, в применении которого можно обойтись без использования дополнительной аппаратуры или оборудования. При этом исследователю важно серьезно подготовиться к ней, чтобы добиться успеха.
Модели́рование — исследование обьектов познанияна их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей.
Виды моделирования
В силу многозначности понятия «модель», в науке и технике не существует единой класиификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технеке, физческих наук кибернетеке т. д.).
В настоящее время по технологии моделирования и области применения выделяют такие основные виды моделирования:
-
-
1. Компьютерное моделирования -
2. Математическое моделирования -
3. Биологическое моделирования -
4. Математическое моделирования социально-истроческих процессов -
5. Математико-картографическое моделирования -
6. Молекулярное моделирования -
7. Цифровое моделирования -
8. Логическое моделирования -
9. Педагогоческое моделирования