Файл: 1. Должность учительдефектолог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения

Дефектологическое представление обучающегося для психолого-педагогического консилиума

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ

Содержание:

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цель и задачи

1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы

1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

1.4. Психолого-педагогическая характеристика

1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога

1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы

2. Содержательный раздел

2.1. Диагностическая работа

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с обучающимся

Содержание коррекционно-развивающей работы

2.3. Тематическое планирование

2.4. Календарно-тематическое планирование

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Мониторинг динамики развития обучающегося с ОВЗ

3.8. Методическое обеспечение рабочей программы

2.4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема занятия

Задачи

Коррекционные задачи

Виды деятельности

1 неделя

Обследование уровня развития психических процессов

2 неделя

Обследование уровня развития психических процессов

3 неделя




Тема «Я - ребёнок»

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи.

Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда.

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.




Знакомство с клеткой, ее углами, сторонами.

Знакомство с прямыми линиями в разном расположении (горизонтальная, вертикальная, наклонная) и их сочетаниями. Развитие психических процессов, моторики, графо-моторных навыков.

Упражнение на отличие точки от маленького круга, объемной от плоской фигуры.

Рисование по клеточкам.

4 неделя




Тема «Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста.

Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Работа с предметными картинками («Времена года»). «Моя семья»




Знакомство с письменными принадлежностями.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Развитие психических процессов, моторики, графо-моторных навыков.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

5 неделя




Тема «Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста.

Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Работа с предметными картинками («Времена года»). «Моя семья»




Сочетанные движений глаза и руки.

Развитие координации движений руки и глаза, моторики, графо-моторных навыков.

Развитие прослеживающей функции глаз, умения выполнять движения по инструкции педагога.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Завязывание шнурков, нанизывание бусин.

6 неделя




Тема «Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Побуждение детей к речевой коммуникации. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи», «Семь сестрёнок». Подвижные игры.




Величина предмета.

Учить детей определять на ощупь величину предмета (большой — маленький — самый маленький). Побуждать к речевой коммуникации.

Развитие внимания, мышления, тактильно-двигательного восприятия.

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Моя семья»

7 неделя




Тема «Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Побуждение детей к речевой коммуникации. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи», «Семь сестрёнок». Подвижные игры.




Различение предметов по величине.

Упражнения в раскатывании из пластилина предметов разной величины. Побуждение к речевой коммуникации. Развитие умения действовать по инструкции педагога.

Развитие внимания, мышления, тактильно-двигательного восприятия.

Игры с крупной мозаикой.

Лепка «Угощение»

8 неделя




Тема «Ребёнок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о своём доме, о ближайшем социальном окружении.

Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Работа с разрезными картинками. Дидактические игры: «Строим дом», «Парные слова», «Что внутри», «В домике».




Вербализация собственных ощущений.

Формирование ощущений от различных поз тела. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

Развитие кинестетического и кинетического восприятия.

Развитие психических процессов.

Дидактические игры «Море волнуется», «В домике».

9 неделя




Текст «Ребёнок и его игрушки»

Уточнить имеющиеся у ребенка представления о своих игрушках. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением).

Звук А и буква Аа.

«Рисуночное письмо».

Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

«Мячик» Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Работа с предметными картинками.




Имитация движений.

Учить детей выполнять движения и позы головы по показу дефектолога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений.

Развитие кинестетического и кинетического восприятия.

Развитие психических процессов.

Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

10 неделя




Тема «Ребёнок и его игрушки»

Уточнение имеющихся у ребенка представлений о своих игрушках. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений (с речевым сопровождением).

Работа с предметными картинками. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Дидактическая игра «Таня и кукла».




Плоскостные геометрические фигуры.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Звук А и буква Аа.

«Рисуночное письмо». Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации.

Дидактическая игра «Мячик».

11 неделя




Текст «Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений (с речевым сопровождением).

Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

Дидактическая игра «Дружба». Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.




Обозначение формы предмета словом.

Учить детей определять и выделять форму предмета. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Звук О и буква Оо.

«Рисуночное письмо». Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации.

Дидактическая игра «Таня и кукла».

12 неделя




Текст «Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений (с речевым сопровождением).

Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

Дидактическая игра «Дружба». Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.




Группировка предметов и изображений.

Учить детей группировать предметы и их изображения по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

Звук О и буква Оо.

Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации.

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

13 неделя




Тема «Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений (с речевым сопровождением).

Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Альтернативное чтение.

Дидактическая игра «Колючий мяч».




Сравнение предметов.

Учить детей различать предметы по величине (большой — маленький), сравнивать два предмета по высоте и длине.

Звук У и буква Уу.

Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации.

Дидактическая игра «Колючий мяч».

14 неделя




Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Работа с предметными материалами Монтессори.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

Дидактическая игра «Колючий мяч».




Ширина и толщина предметов.

Учить детей сравнивать два предмета по ширине и толщине, моделировать геометрические фигуры из со составляющих частей по образцу.

Звук У. и буква Уу.

Развитие целостного восприятия, восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации.

Дидактическая игра «Строим дом».

15 неделя




Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Работа с предметными материалами Монтессори.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

Дидактическая игра «Колючий мяч».




Цвет предметов.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

Звук У. и букваУу.

Развитие целостного восприятия, восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации.

Дидактические игры «Назови цвет предмета», «Строим дом».

16 неделя




Текст «Ребёнок в мире цвета и звука»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Работа с предметными материалами Монтессори.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

Дидактическая игра «Строим дом».




Обследование предметов из 2-3 деталей.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции дефектолога).

Звук М и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей.

Дидактические игры «Сравни предметы», «Фруктовая ладошка», «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки).

17 неделя




Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Развитие интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторение пройденных тем. Развитие умения «читать» телесные и мимические движения. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с материалами Монтессори. Развитие навыков коммуникации, психических процессов, пространственной ориентировки.. Прослушивание аудиозаписей неречевых звуков.

Дидактическая игра «Фруктовая ладошка».




Описание предметов.

Учить детей правильно воспринимать особые свойства предметов. Развитие у детей осязания, контрастных температурных ощущений: холодный — горячий). Учить детей обозначать словом свои наблюдения.

Звук М и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие восприятия.

Дидактические игры «Сравни предметы», «Фруктовая ладошка», «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки).

18 неделя




Текст «Ребёнок и мир животных»

Расширение знаний ребёнка о животном мире. Развитие пространственной ориентировки. Учить детей работать с вкладышами, изображениями животных.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных». Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Дидактическая игра «Ёжик».




Вкус предметов.

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).

Звук С и буква Сс.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие восприятия, психических процессов.

Дидактические игры: «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком», «Определи по запаху».

19 неделя




Тема «Ребёнок и мир животных»

Расширение знаний ребёнка о животном мире. Развитие пространственной ориентировки. Учить детей работать с вкладышами, изображениями животных.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Домашние птицы Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке».




Барические ощущения.

Развитие у детей барических ощущений (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий).

Звук С и буква Сс.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие восприятия, психических процессов.

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. Дидактическая игра «Моя лошадка».

20 неделя




Тема «Ребёнок и мир животных и птиц»

Развитие знаний ребёнка о мире животных и птиц. Развитие пространственной ориентировки. Формирование навыка дифференциации домашних и диких животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных». Рассматривание предметных картинок, макетов птиц.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных и птиц. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Дидактические игры: «Сороки-вороны», «Курочка и цыплятки», «Моя лошадка», «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком».




Звуки окружающей среды.

Учить детей выделять и различать звуки окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

Звук и буква Хх.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угости друга», «Разложи фрукты», «Узнай на слух».

21 неделя




Тема «Ребёнок и мир растений»

Развивать интерес детей к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Рассматривание предметных картинок с изображением лесных ягод.

Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с разрезными и предметными картинками. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Рассматривание предметных картинок с изображением лесных ягод, фруктов (форма, цвет, вкус). Дидактическая игра «Бабушкино лукошко», «Засолка капусты», «Волшебный мешочек», «Угости друга», «Разложи фрукты», «Рисуем пальчиками на песке».




Звуки окружающей среды.

Учить детей различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

Звук Х и буква Хх.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угости друга», «Разложи фрукты».

22 неделя




Тема «Ребёнок в семье. Я и мама»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).

Звук М и буква Мм.

Развитие речевых навыков. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры. Работа с индивидуальным наглядным материалом. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Рисуем пальчиками на песке маму. Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи».




Ориентировка в пространстве.

Продолжать закреплять у детей умение ориентироваться на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Развитие умения двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) Развитие умения ориентироваться в помещении (классная комната), определять местоположение предметов в помещении.

Звук М и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Работа с индивидуальным наглядным материалом.

23 неделя




Текст «Ребёнок и машины»

Продолжать закреплять у детей понятия о машинах и об их роли в жизни людей. Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие пространственно-временной ориентировки. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке», «Рисуем пальчиками на песке машину». Подвижные игры: «Хоровод», «Транспорт». Дидактические игры: «В гости на машине», «Закончи предложения». Дидактическая игра «Найди –покажи – назови», «У кого картинка?».




Дифференцировка звуков.

Учить дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). Учить характеризовать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие слухового восприятия, памяти, психических процессов.

Дидактическая игра «Узнай по звуку».

24 неделя




Тема «Ребёнок и машины»

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей

Звук М и буква Мм.

Рисуем пальчиками на песке машину




Линейный ряд.

Учить детей ориентироваться в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) и на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). Учить составлять на листе бумаги комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур, располагать предметов на листе бумаги.

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Работа с индивидуальным наглядным материалом. Дидактическая игра «Расположи верно».

25 неделя




Тема «Ребёнок и явления природы»

Вызывать у детей интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Рассматривание с детьми картинок по теме «Времена года». Рассматривание предметных картинок, макетов птиц.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие пространственно-временной ориентировки. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Дидактические игры: «Сороки-вороны», Дидактические игры: «Курочка и цыплятки», «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком».




Сутки

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Последовательность событий (смена времени суток).

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Упражнения на графической модели «Сутки».

26 неделя




Тема «Ребёнок и эмоции»

Знакомство детей с эмоциями, эмоциональным состоянием человека: смех, плач, грусть, радость и т.д.

Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевых навыков, навыков коммуникации, психических процессов.

Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Сделай так же», «Собери по образцу», «Угадай эмоцию».




Сутки.

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Последовательность событий (смена времени суток).

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Упражнения на графической модели «Сутки».

27 неделя




Тема «Ребёнок и техника»

Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира.

Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. Рассматривание предметных картинок. Развивающая игра «Профессии».




Последовательность событий.

Закрепить у детей умения использовать понятия «сегодня», «завтра», «вчера» по назначению.

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Дидактическая игра «Угадай, когда произошло событие?».

28 неделя




Тема «Ребёнок и мир домашних животных»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений).

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Пространственная ориентировка. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Угости гостей». Работа с предметными картинками, рассматривание животных.




Неделя.

Закрепить у детей умения использовать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «неделя», «семь суток» по назначению.

Порядок дней недели.

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Дидактическая игра «Угадай, когда произошло событие?».

29 неделя




Тема «Ребёнок и мир диких животных»

Вызывать у детей интерес к разнообразию окружающего мира (мира диких животных).

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие пространственной ориентировки. Развитие речевых навыков. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

Дидактические игры: «Кто откуда», «Гуляем в лесу», «Длинный и короткий». «Рисуем пальчиками на песке». Работа с разрезными и предметными картинками.




Порядок дней недели.

Закрепить у детей умения использовать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «неделя», «семь суток» по назначению.

Порядок дней недели.

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Какой день по счёту?»

30 неделя




Тема «Ребёнок и мир вокруг нас»

Закрепить представления детей об окружающем их мире. Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебное зеркальце».










Последовательность временных событий.

Закрепление знаний детей о таких временных понятиях как «сутки», «вчера», «сегодня», «завтра».

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Какой день по счёту?», «Угадай, когда произошло событие?».

31 неделя




Тема «Ребёнок и мир вокруг нас»

Закрепить представления детей об окружающем их мире. Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебное зеркальце».










Последовательность временных событий.

Закрепление знаний детей о таких временных понятиях как «неделя», «семь дней».

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов.

Индивидуальные задания по коррекции полученных знаний.

32 неделя




Обследование уровня развития психических процессов




Обследование уровня развития психических процессов

33 неделя




Обследование уровня развития психических процессов




Обследование уровня развития психических процессов


Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Мониторинг динамики развития обучающегося с ОВЗ

Мониторинг определения развития умений и навыков обучающегося с ОВЗ

Середина учебного года


Критерии диагностических показателей

I. Уровень развития двигательных функций

Динамический праксис

Реципрокная функция (тонус, характер движения рук)

Графическая проба

Выполнение заданной программы

Общий показатель по критерию

II. Уровень развития слухомоторных координаций

Воспроизведение ритма

Умение повторять 1-2 ритмические структуры

Умение повторять 3-4 ритмические структуры

Умение повторять 5-6 ритмических структур

Общий показатель по критерию

III. Уровень развития зрительного гнозиса

Узнавание изображения

Наложенные изображения

Перечёркнутые изображения

Незаконченные изображения

Общий показатель по критерию

IV. Уровень развития речевых функций

Понимание слов, сходных по звучанию

Понимание логико-грамматических конструкций

Завершение фразы

Пересказ текста

Общий показатель по критерию

V. Уровень развития памяти

Запоминание 1-2 слов

Запоминание 3-4 слов

Запоминание 5-6 слов

Запоминание 8-10 слов

Общий показатель по критерию

VI. Уровень развития мыслительных операций

Последовательность событий (две картинки, что сначала-что потом)

Раскладывание серии из 2-4 картинок, рассказ по серии картин

«Четвёртый лишний», исключение предметов

Конструирование

Общий показатель по критерию

VII. Уровень развития внимания

Устойчивость внимания

Объём внимания

Способность к переключению

Концентрация внимания

Общий показатель по критерию

Итоговый показатель




Конец учебного года


Критерии диагностических показателей

I. Уровень развития двигательных функций

Динамический праксис

Реципрокная функция (тонус, характер движения рук)

Графическая проба

Выполнение заданной программы

Общий показатель по критерию

II. Уровень развития слухомоторных координаций

Воспроизведение ритма

Умение повторять 1-2 ритмические структуры

Умение повторять 3-4 ритмические структуры

Умение повторять 5-6 ритмических структур

Общий показатель по критерию

III. Уровень развития зрительного гнозиса

Узнавание изображения

Наложенные изображения

Перечёркнутые изображения

Незаконченные изображения

Общий показатель по критерию

IV. Уровень развития речевых функций

Понимание слов, сходных по звучанию

Понимание логико-грамматических конструкций

Завершение фразы

Пересказ текста

Общий показатель по критерию

V. Уровень развития памяти

Запоминание 1-2 слов

Запоминание 3-4 слов

Запоминание 5-6 слов

Запоминание 8-10 слов

Общий показатель по критерию

VI. Уровень развития мыслительных операций

Последовательность событий (две картинки, что сначала-что потом)

Раскладывание серии из 2-4 картинок, рассказ по серии картин

«Четвёртый лишний», исключение предметов

Конструирование

Общий показатель по критерию

VII. Уровень развития внимания

Устойчивость внимания

Объём внимания

Способность к переключению

Концентрация внимания

Общий показатель по критерию

Итоговый показатель






Сводная таблица уровня сформированности и динамики развития обучающегося за учебный год


Результаты диагностического обследования

Стартовый мониторинг (начало учебного года)

Сентябрь

Промежуточный мониторинг (середина учебного года)

Январь

Итоговый мониторинг (конец учебного года)

Май

Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков

Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков

Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков

41 балл








3.8. Методическое обеспечение рабочей программы


  1. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006

  2. Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию, М: «Владос», 2002 г.

  3. Питерс Т., Гилберт К., Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005

  4. Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005

  5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005

  6. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007

  7. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 (Коррекционная педагогика).

  8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014

  9. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с. – (Коррекционная педагогика).

  10. Коррекция речевых нарушений у детей 5-9 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с.

  11. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. – 223 с. – (Библиотека психолога).

  12. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: метод. пособие / А.В.Роготнева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 135 с.

  13. Рудик О.С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособие: книга для родителей / О.С.Рудик. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2017. – 207 с.

  14. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

  15. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).