ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Дефектологическое представление обучающегося для психолого-педагогического консилиума
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
1.4. Психолого-педагогическая характеристика
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Содержание коррекционно-развивающей работы
2.3. Тематическое планирование
2.4. Календарно-тематическое планирование
Раздел 3. Организационный раздел
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.
Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель - реализация системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в психическом (психоречевом) развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
Общие задачи:
-
Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2),обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии. -
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). -
Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости). -
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2). -
Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП НОО (вариант 8.2):
-
Формирование коммуникативного поведения. -
Формирование универсальных учебных действий.
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
Расстройства аутистического спектра являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития. Приводим характеристики, наиболее значимые для организации начального обучения, начиная от самых тяжёлых форм к более лёгким.
Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам, и стереотипные увлечения. Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.
Эти дети стремятся к достижению
, успеху, и их поведение можно назвать целенаправленным. Проблема в том, что для того, чтобы активно действовать, им требуется полная гарантия успеха, переживания риска, неопределенности их дезорганизуют. Если в норме самооценка ребенка формируется в ориентировочно-исследовательской деятельности, в реальном опыте удач и неудач, то для этого ребенка значение имеет только стабильное подтверждение своей успешности. Он мало способен к исследованию, гибкому диалогу с обстоятельствами и принимает лишь те задачи, с которыми заведомо может справиться.
Стереотипность этих детей в большей степени выражается в стремлении сохранить не постоянство их окружения, а неизменность собственной программы действий, необходимость по ходу менять программу действий (а этого и требует диалог) может спровоцировать у такого ребенка аффективный срыв. Близкие, в связи со стремлением такого ребенка во чтобы то ни стало настоять на своем, часто оценивают его как потенциального лидера. Это ошибочное мнение, поскольку неумение вести диалог, договариваться, находить компромиссы и выстраивать сотрудничество, не только нарушает взаимодействие ребенка со взрослыми, но и выбрасывает его из детского коллектива.
При огромных трудностях выстраивания диалога с обстоятельствами дети способны к развернутому монологу. Их речь грамматически правильная, развернутая, с хорошим запасом слов может оцениваться как слишком правильная и взрослая - «фонографическая». При возможности сложных монологов на отвлеченные интеллектуальные темы этим детям трудно поддержать простой разговор.
Умственное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление, что подтверждается результатами стандартизированных обследований. При этом, в отличие от других детей с РАС, их успехи более проявляются в вербальной, а не в невербальной области. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям и накопить энциклопедическую информацию по астрономии, ботанике, электротехнике, генеалогии, и производят впечатление «ходячих энциклопедий». При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными интересами, дети имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном окружающем мире. Они получают удовольствие от самого выстраивания информации в ряды, ее систематизации, однако эти интересы и умственные действия тоже стереотипны
, мало связаны с реальностью и являются для них родом аутостимуляции.
При значительных достижениях в интеллектуальном и речевом развитии эти дети гораздо менее успешны в моторном - неуклюжи, крайне неловки, у них страдают навыки самообслуживания. В области социального развития они демонстрируют чрезвычайную наивность и прямолинейность, нарушается развитие социальных навыков, понимания и учета подтекста и контекста происходящего. При сохранности потребности в общении, стремлении иметь друзей, они плохо понимают другого человека.
Характерным является заострение интереса такого ребенка к опасным, неприятным, асоциальным впечатлениям. Стереотипные фантазии, разговоры, рисунки на темы «страшного» тоже являются особой формой аутостимуляции. В этих фантазиях ребенок получает относительный контроль над испугавшим его рискованным впечатлением и наслаждается им, воспроизводя снова и снова.
В раннем возрасте такой ребенок может оцениваться как сверходаренный, позже обнаруживаются проблемы выстраивания гибкого взаимодействия, трудности произвольного сосредоточения, поглощенность собственными сверхценными стереотипными интересами. При всех этих трудностях, социальная адаптация таких детей, по крайней мере, внешне, значительно более успешна, чем в случаях двух предыдущих групп. Эти дети, как правило, обучаются по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально, могут стабильно получать отличные оценки, но и они крайне нуждаются в постоянном специальном сопровождении, позволяющем им получить опыт диалогических отношений, расширить круг интересов и представление об окружающем и окружающих, сформировать навыки социального поведения.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика
Ф.И.О. ребенка: Васнёв Денис Михайлович
Дата рождения: 21 сентября 2013 г.
Школа: МБОУ СОШ № 19 г. Сергиев Посад
Класс: 1 класс.
Вариант обучения: АООП (вариант 8.2).
Физически развит: достаточно.
Координация движений недостаточно развита.
Навыки чтения
Читает целыми словами. Смысл прочитанного понимает. На вопросы по прочитанному отвечает односложно. Пересказывает содержание прочитанного с помощью наводящих вопросов. Заучивать наизусть может.
Навыки письма
Списывает с печатного и рукописного текста целыми словами. Под диктовку пишет, но допускает минимальное количество ошибок. Грамматические задания выполняет с помощью учителя. Почерк разборчивый.
Математические навыки
Счетно-вычислительные навыки сформированы: достаточно. Освоил (-а) прямой (и обратный) счет в пределах 20 осознанно. Решать примеры может на сложение в пределах 20. Решать примеры может на вычитание в пределах 20. Таблицу умножения не знает, не умеет пользоваться. Смысл задачи понимает, но нуждается в дополнительном разъяснении. Задачи решает с помощью учителя. Геометрический материал усваивает.
Внимание
Внимание неустойчивое. Наиболее эффективными средствами для привлечения внимания является наглядный материал. Темп деятельности средний.
Восприятие
Восприятие и ощущения развиты недостаточно. Полнота восприятия фрагментарная. Узнавание объектов и явлений не затруднено. Временные представления сформированы. Последовательность событий понимает, но путает. Основные геометрические формы узнает, называет. Восприятие величины сформировано.
Ориентировка
Ориентировка в пространстве: вправо-влево знает; верх-низ знает; близко-далеко знает. На листе бумаги ориентируется.
Память
Память развита достаточно в соответствии с возрастом. Характер запоминания информации непроизвольный. Характер передачи информации: неточный. Преобладает механическая память. Словесно-логическая, опосредованная, ассоциативная память частично развита. Для развития памяти и лучшего запоминания материала используется эмоциональное окрашивание материала