Файл: 1. Должность учительдефектолог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения

Дефектологическое представление обучающегося для психолого-педагогического консилиума

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ

Содержание:

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цель и задачи

1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы

1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

1.4. Психолого-педагогическая характеристика

1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога

1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы

2. Содержательный раздел

2.1. Диагностическая работа

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с обучающимся

Содержание коррекционно-развивающей работы

2.3. Тематическое планирование

2.4. Календарно-тематическое планирование

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Мониторинг динамики развития обучающегося с ОВЗ

3.8. Методическое обеспечение рабочей программы

2. Содержательный раздел

2.1. Диагностическая работа


Обучающийся с ОВЗ, в отношении которого реализуется данная коррекционно-развивающая программа, находится на школьном дефектологическом пункте и обучается в 1 классе.

На момент разработки рабочей программы (начало учебного года)

Мониторинг определения развития умений и навыков обучающегося с ОВЗ


Уровень развития определяется по следующим показателям:

  • Исследование двигательных функций

  • Исследование слухомоторных координаций

  • Исследование состояния зрительного гнозиса

  • Исследование речевых функций

  • Исследование памяти

  • Исследование мыслительных операций

  • Исследование внимания

Исследование двигательных функций


Результативность:

2 балла – правильное, четкое выполнение. Хорошая регуляция темпа и понимание инструкции.

1 балл – слабая дифференциация, требуется помощь.

0 баллов – нарушение функций. Невозможность выполнения инструкции.

Критерии диагностических показателей

I. Уровень развития двигательных функций

Динамический праксис

Реципрокная функция (тонус, характер движения рук)

Графическая проба

Выполнение заданной программы

Общий показатель по критерию

2

1

2

2

7 баллов

II. Уровень развития слухомоторных координаций

Воспроизведение ритма

Умение повторять 1-2 ритмические структуры

Умение повторять 3-4 ритмические структуры

Умение повторять 5-6 ритмических структур

Общий показатель по критерию

2

2

1

1

6 баллов

III. Уровень развития зрительного гнозиса

Узнавание изображения

Наложенные изображения

Перечёркнутые изображения

Незаконченные изображения

Общий показатель по критерию

2

2

2

1

7 баллов

IV. Уровень развития речевых функций

Понимание слов, сходных по звучанию

Понимание логико-грамматических конструкций

Завершение фразы

Пересказ текста

Общий показатель по критерию

2

2

1

1

6 баллов

V. Уровень развития памяти

Запоминание 1-2 слов

Запоминание 3-4 слов

Запоминание 5-6 слов

Запоминание 8-10 слов

Общий показатель по критерию

2

2

1

1

6 баллов

VI. Уровень развития мыслительных операций

Последовательность событий (две картинки, что сначала-что потом)

Раскладывание серии из 2-4 картинок, рассказ по серии картин

«Четвёртый лишний», исключение предметов

Конструирование

Общий показатель по критерию

2

1

1

1

5 баллов

VII. Уровень развития внимания

Устойчивость внимания

Объём внимания

Способность к переключению

Концентрация внимания

Общий показатель по критерию

1

1

1

1

4 балла

Итоговый показатель

41 балл


22 – 45 баллов – средний уровень развития

Коррекционная работа ведется по пяти основным направлениям:

Диагностическое направление:


  • выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков;

  • определение этапа, на котором возникли трудности, условия их преодоления;

  • изучение уровня умственного развития ребенка;

  • наблюдение за учащимися в учебной деятельности;

  • первичное дефектологическое обследование;

Коррекционное направление:


  • проведение мероприятий коррекционно-развивающей направленности;

  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально – личностной сферы;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно - развивающих занятий;

Аналитическое направление, профилактика:


  • системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

  • создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

Консультативно-просветительское направление:


  • информирование родителей о школьных проблемах ребенка;

Организационно-методическое направление:


  • подготовка и участие в заседаниях школьного консилиума;

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с обучающимся

Сенсомоторное развитие:


  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

  • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

  • развитие тактильных ощущений;

  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

  • развитие тонкости и целенаправленности движений;

  • развитие кинестетических основ движения;

  • развитие межполушарного взаимодействия;

Формирование пространственных представлений:


  • формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;

  • формирование умения ориентироваться на плоскости (тетрадь, книга);

  • развитие пространственного праксиса;

  • развитие навыка дифференциации схожих объектов в пространстве;

Развитие мнемических процессов:


  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

  • развитие тактильной и кинестетической памяти;

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:


  • развитие слухо-моторной координации;

  • развитие зрительно-моторной координации;

  • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации;

Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:


  • доступное планирование деятельности: а) понимание учебной задачи; б) активное осмысление материала.

  • умение работать с образцами;

  • умение пользоваться доступными навыками самоконтроля;

  • умение работать в заданном темпе;

  • применение имеющихся знаний в новых ситуациях;

  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;

  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

  • формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

Содержание коррекционно-развивающей работы

2.3. Тематическое планирование



недели

Тема

Лексический материал

1 неделя

Обследование уровня развития психических процессов.

2 неделя

Обследование уровня развития психических процессов.

3 неделя

Тема «Я - ребёнок»

Тема «Я – ребёнок»

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

4 неделя

Тема «Ребёнок в семье»

Тема «Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Работа с предметными картинками («Времена года»). Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

5 неделя

Тема «Ребёнок в семье»

Тема «Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Работа с предметными картинками («Времена года»). Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

6 неделя

Тема «Моя семья»

Тема «Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры. Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи». Работа с индивидуальным наглядным материалом. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

7 неделя

Тема «Моя семья»

Тема «Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры. Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи». Работа с индивидуальным наглядным материалом. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

8 неделя

Тема «Ребёнок и его дом»

Тема «Ребёнок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о своём доме, о ближайшем социальном окружении. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Дидактические игры: «Строим дом», «Парные слова», «Что внутри». Работа с разрезными картинками. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

9 неделя

Текст «Ребёнок и его игрушки»

Текст «Ребёнок и его игрушки»

Уточнить имеющиеся у ребенка представления о своих игрушках. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением).

10 неделя

Тема «Ребёнок и его игрушки»

Тема «Ребёнок и его игрушки»

Уточнить имеющиеся у ребенка представления о своих игрушках. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением). Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Работа с предметными картинками. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

11 неделя

Текст «Ребёнок в школе»

Текст «Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением). Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

12 неделя

Текст «Ребёнок в школе»

Текст «Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением). Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

13 неделя

Тема «Ребёнок в школе»

Тема «Ребёнок в школе»

Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Альтернативное чтение.

14 неделя

Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с предметными материалами Монтессори. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

15 неделя

Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с предметными материалами Монтессори. Развитие речевой коммуникации, психических процессов.

16 неделя

Текст «Ребёнок в мире цвета и звука»

Текст «Ребёнок в мире цвета и звука»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Работа с предметными материалами Монтессори.

17 неделя

Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Тема «Ребёнок в мире цвета и звука»

Развитие интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторение пройденных тем. Развитие умения «читать» телесные и мимические движения. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с материалами Монтессори. Прослушивание аудиозаписей неречевых звуков. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

18 неделя

Текст «Ребёнок и мир животных»

Текст «Ребёнок в мире животных»

Расширение знаний ребёнка о животном мире. Развитие пространственной ориентировки. Учить детей работать с вкладышами, изображениями животных.

19 неделя

Тема «Ребёнок и мир животных»

Тема «Ребёнок в мире животных»

Развитие знаний ребёнка о животном мире. Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных». Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

20 неделя

Тема «Ребёнок и мир животных и птиц»

Тема «Ребёнок в мире животных и птиц»

Развитие знаний ребёнка о мире животных и птиц. Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных и птиц. Формирование навыка дифференциации домашних и диких животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных». Рассматривание предметных картинок, макетов птиц. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Дидактические игры: «Сороки-вороны», Дидактические игры: «Курочка и цыплятки», «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком». Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

21 неделя

Тема «Ребёнок и мир растений»

Тема «Ребёнок и мир растений»

Развивать интерес детей к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с разрезными и предметными картинками. Рассматривание фруктов (форма, цвет, вкус). Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угости друга», «Разложи фрукты». Рассматривание предметных картинок с изображением лесных ягод. Дидактическая игра «Бабушкино лукошко». Дидактическая игра «В огороде». Дидактические игры «Закрытый стол», «Кто больше». Рисуем пальчиками на песке. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

22 неделя

Тема «Ребёнок в семье. Я и мама»

Тема «Ребёнок в семье. Я и мама»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Развитие речевых навыков. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры. Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи». Работа с индивидуальным наглядным материалом. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

23 неделя

Текст «Ребёнок и машины»

Текст «Ребёнок и машины»

Дать детям понятие о машинах и об их роли в жизни людей. Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Формировать умение правильно соотносить данный звук с соответствующей буквой. Развитие пространственно-временной ориентировки. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры: «Хоровод», «Транспорт». Дидактические игры: « В гости на машине», «Закончи предложения». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?». Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

24 неделя

Тема «Ребёнок и машины»

Тема «Ребёнок и машины»

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей

25 неделя

Тема «Ребёнок и явления природы»

Тема «Ребёнок и явления природы»

Вызывать у детей интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Рассматривание с детьми картинок по теме «Времена года». Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание предметных картинок, макетов птиц. Дидактические игры: «Сороки-вороны», Дидактические игры: «Курочка и цыплятки», «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком». Прослушивание и обсуждение текста «Цыплёнок и кот». Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

26 неделя

Тема «Ребёнок и эмоции»

Тема «Ребёнок и эмоции»

Знакомство детей с эмоциями, эмоциональным состоянием человека: смех, плач, грусть, радость и т.д.. Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Сделай так же», «Собери по образцу», «Угадай эмоцию». Развитие речевых навыков, навыков коммуникации, психических процессов.

27 неделя

Тема «Ребёнок и техника»

Тема «Ребёнок и техника»

Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. Рассматривание предметных картинок. Развивающая игра «Профессии».

28 неделя

Тема «Ребёнок и мир домашних животных»

Тема «Ребёнок и мир домашних животных»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений). Пространственная ориентировка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Угости гостей». Работа с предметными картинками, рассматривание животных. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

29 неделя

Тема «Ребёнок и мир диких животных»

Тема «Ребёнок и мир диких животных»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира диких животных). Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевых навыков. Дидактические игры: «Кто откуда», «Гуляем в лесу», «Длинный и короткий». «Рисуем пальчиками на песке». Работа с разрезными и предметными картинками. Развитие навыков коммуникации, психических процессов.

30 неделя

Тема «Ребёнок и мир вокруг нас»

Тема «Ребёнок и мир вокруг нас»

Закрепить представления детей об окружающем их мире. Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебное зеркальце».

31 неделя

Тема «Ребёнок и мир вокруг нас»

Тема «Ребёнок и мир вокруг нас»

Закрепить представления детей об окружающем их мире. Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебное зеркальце».

32 неделя

Обследование уровня развития психических процессов

33 неделя

Обследование уровня развития психических процессов