ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Дефектологическое представление обучающегося для психолого-педагогического консилиума
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
1.4. Психолого-педагогическая характеристика
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Содержание коррекционно-развивающей работы
2.3. Тематическое планирование
2.4. Календарно-тематическое планирование
Раздел 3. Организационный раздел
Мышление
Мышление наглядно-действенное с элементами наглядно-образного. Операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления причинно-следственных связей недостаточно развиты.
Речь
Обращенную речь понимает. Простые инструкции выполняет. Словарный запас ограничен. Грамматический строй речи не соответствует возрасту. Темп с запинками. Выразительность речи не развита. Интонационную окраску употребляет. Речь адекватная. Монологическая речь сформирована. Диалогическая речь умеет отвечать на вопросы, задавать их.
Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения
К труду и учёбе относится положительно. В отношениях с педагогами и специалистами коррекционно-развивающего сопровождения доброжелателен (-на), заинтересован (-на). Режимные и дисциплинарные требования соблюдает. На уроках ведет себя заинтересованно. Умениями и навыками поведения в обществе сверстников, взрослых владеет. Действия и поступки носят осмысленный характер. При возникновении трудностей просит помощи взрослого, принимает помощь. Навыки культурного поведения сформированы. Ребенок вежлив, отзывчив, опрятен. Интерес к внеклассной, трудовой, кружковой работе, спорту и играм проявляет. Интересы устойчивы. Характер отличается добротой, сдержанностью. Настроение ребенка устойчивое, положительное. К аффективным реакциям, длительным (быстропроходящим) переживаниям не склонен (-на). Самооценка адекватная. В детском коллективе имеет статус принятого. Уважением сверстников пользуется.
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
Общие принципы представлены в ФГОС НОО ОВЗ, в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 8.2),а также в вариативных коррекционно-развивающих дефектологических программах:
В данной рабочей программе учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:
-
принцип единства диагностики и коррекции; -
принцип возрастания сложности; -
принцип учета объема и степени разнообразия материала; -
принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности. Специфические подходы:
-
системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы; -
индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;
При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.
1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога
Этапы | Результаты | Сроки |
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). | Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей. Определение специфики и их особых образовательных потребностей. | 1.09 - 15.09 – первичная диагностика 15.01 - 30.01 – промежуточный мониторинг 15.05 - 30.05 – вторичная диагностика |
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). | Процесс специального коррекционно-развивающего сопровождения. Профилактическая работа, имеющая коррекционно-развивающую направленность. Помощь детям с ОВЗ в освоении данного варианта АООП. Социализация сопровождаемой категории детей. | 15.09-25.05 текущего учебного года |
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). | Определение соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка. | Январь Май |
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). | Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы. | В течение года |
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:
-
правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению; -
умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; -
соблюдать правила игры и дисциплину; -
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности; -
положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
-
навыки общения со сверстниками и взрослыми; -
навыки определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; -
навыки учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; -
умение строить речевое высказывание в устной форме; -
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -
принимать участие в работе парами и группами; -
допускать существование различных точек зрения; -
договариваться, приходить к общему решению; -
использовать в общении правила вежливости.
Предметными результатами являются умения:
-
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; -
правильно пользоваться письменными принадлежностями; -
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет; -
различать основные цвета; -
классифицировать геометрические фигуры; -
составлять предмет из частей; -
определять величину предмета; -
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов; -
различать речевые и неречевые звуки; -
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле; -
выделять части суток и определять порядок дней недели.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:
-
выделять существенные признаки и закономерности предметов; -
сравнивать предметы, понятия; -
обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; -
определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; -
концентрировать, переключать своё внимание; -
развивать свою память; -
улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации; -
уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ; -
самостоятельно выполнить задания; -
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; -
работать в группе (при групповых формах работы).
Личностные учебные действия:
-
Осознание себя как ученика. -
Заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. -
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. -
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. -
Понимание личной ответственности за свои поступки. -
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
-
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс). -
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. -
Обращаться за помощью и принимать помощь. -
Слушать и понимать инструкцию к заданию. -
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные учебные действия:
-
Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). -
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. -
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. -
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
-
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов. -
Устанавливать видородовые отношения предметов. -
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. -
Читать; писать; выполнять арифметические действия. -
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных и на бумажных и электронных и других носителях).