Файл: 1. Должность учительдефектолог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения

Дефектологическое представление обучающегося для психолого-педагогического консилиума

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ

Содержание:

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цель и задачи

1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы

1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

1.4. Психолого-педагогическая характеристика

1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога

1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы

2. Содержательный раздел

2.1. Диагностическая работа

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с обучающимся

Содержание коррекционно-развивающей работы

2.3. Тематическое планирование

2.4. Календарно-тематическое планирование

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Мониторинг динамики развития обучающегося с ОВЗ

3.8. Методическое обеспечение рабочей программы

, используется наглядность, используется четкое структурирование материала.

Мышление


Мышление наглядно-действенное с элементами наглядно-образного. Операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления причинно-следственных связей недостаточно развиты.

Речь


Обращенную речь понимает. Простые инструкции выполняет. Словарный запас ограничен. Грамматический строй речи не соответствует возрасту. Темп с запинками. Выразительность речи не развита. Интонационную окраску употребляет. Речь адекватная. Монологическая речь сформирована. Диалогическая речь умеет отвечать на вопросы, задавать их.

Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения


К труду и учёбе относится положительно. В отношениях с педагогами и специалистами коррекционно-развивающего сопровождения доброжелателен (-на), заинтересован (-на). Режимные и дисциплинарные требования соблюдает. На уроках ведет себя заинтересованно. Умениями и навыками поведения в обществе сверстников, взрослых владеет. Действия и поступки носят осмысленный характер. При возникновении трудностей просит помощи взрослого, принимает помощь. Навыки культурного поведения сформированы. Ребенок вежлив, отзывчив, опрятен. Интерес к внеклассной, трудовой, кружковой работе, спорту и играм проявляет. Интересы устойчивы. Характер отличается добротой, сдержанностью. Настроение ребенка устойчивое, положительное. К аффективным реакциям, длительным (быстропроходящим) переживаниям не склонен (-на). Самооценка адекватная. В детском коллективе имеет статус принятого. Уважением сверстников пользуется.

1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога


Общие принципы представлены в ФГОС НОО ОВЗ, в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 8.2),а также в вариативных коррекционно-развивающих дефектологических программах:

В данной рабочей программе учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

  • принцип единства диагностики и коррекции;

  • принцип возрастания сложности;

  • принцип учета объема и степени разнообразия материала;

  • принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;


На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности. Специфические подходы:

  • системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;

  • индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.

1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога


Этапы

Результаты

Сроки

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей.

Определение специфики и их особых образовательных потребностей.

1.09 - 15.09 – первичная диагностика

15.01 - 30.01 – промежуточный мониторинг

15.05 - 30.05 – вторичная диагностика

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Процесс специального коррекционно-развивающего сопровождения.

Профилактическая работа, имеющая коррекционно-развивающую направленность.

Помощь детям с ОВЗ в освоении данного варианта АООП.

Социализация сопровождаемой категории детей.

15.09-25.05 текущего учебного года

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Определение соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Январь

Май

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

В течение года

1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы


Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются:

  • правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

  • умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

  • соблюдать правила игры и дисциплину;

  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности.


Метапредметными результатами являются:

  • навыки общения со сверстниками и взрослыми;

  • навыки определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • навыки учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • умение строить речевое высказывание в устной форме;

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • допускать существование различных точек зрения;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • использовать в общении правила вежливости.

Предметными результатами являются умения:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

  • различать основные цвета;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • составлять предмет из частей;

  • определять величину предмета;

  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

  • различать речевые и неречевые звуки;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

  • выделять части суток и определять порядок дней недели.

В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия;

  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

  • концентрировать, переключать своё внимание;

  • развивать свою память;

  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

  • самостоятельно выполнить задания;

  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

  • работать в группе (при групповых формах работы).


Личностные учебные действия:

  • Осознание себя как ученика.

  • Заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

  • Понимание личной ответственности за свои поступки.

  • Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).

  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

  • Обращаться за помощью и принимать помощь.

  • Слушать и понимать инструкцию к заданию.

  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные учебные действия:

  • Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).

  • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

  • Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

  • Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  • Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

  • Устанавливать видородовые отношения предметов.

  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • Читать; писать; выполнять арифметические действия.

  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных и на бумажных и электронных и других носителях).