ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Дефектологическое представление обучающегося для психолого-педагогического консилиума
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
1.4. Психолого-педагогическая характеристика
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Содержание коррекционно-развивающей работы
2.3. Тематическое планирование
2.4. Календарно-тематическое планирование
Раздел 3. Организационный раздел
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностическая работа
Обучающийся с ОВЗ, в отношении которого реализуется данная коррекционно-развивающая программа, находится на школьном дефектологическом пункте и обучается в 1 классе.
На момент разработки рабочей программы (начало учебного года)
Мониторинг определения развития умений и навыков обучающегося с ОВЗ
Уровень развития определяется по следующим показателям:
-
Исследование двигательных функций -
Исследование слухомоторных координаций -
Исследование состояния зрительного гнозиса -
Исследование речевых функций -
Исследование памяти -
Исследование мыслительных операций -
Исследование внимания
Исследование двигательных функций
Результативность:
2 балла – правильное, четкое выполнение. Хорошая регуляция темпа и понимание инструкции.
1 балл – слабая дифференциация, требуется помощь.
0 баллов – нарушение функций. Невозможность выполнения инструкции.
Критерии диагностических показателей | |||||
I. Уровень развития двигательных функций | |||||
Динамический праксис | Реципрокная функция (тонус, характер движения рук) | Графическая проба | Выполнение заданной программы | Общий показатель по критерию | |
2 | 1 | 2 | 2 | 7 баллов | |
II. Уровень развития слухомоторных координаций | |||||
Воспроизведение ритма | Умение повторять 1-2 ритмические структуры | Умение повторять 3-4 ритмические структуры | Умение повторять 5-6 ритмических структур | Общий показатель по критерию | |
2 | 2 | 1 | 1 | 6 баллов | |
III. Уровень развития зрительного гнозиса | |||||
Узнавание изображения | Наложенные изображения | Перечёркнутые изображения | Незаконченные изображения | Общий показатель по критерию | |
2 | 2 | 2 | 1 | 7 баллов | |
IV. Уровень развития речевых функций | |||||
Понимание слов, сходных по звучанию | Понимание логико-грамматических конструкций | Завершение фразы | Пересказ текста | Общий показатель по критерию | |
2 | 2 | 1 | 1 | 6 баллов | |
V. Уровень развития памяти | |||||
Запоминание 1-2 слов | Запоминание 3-4 слов | Запоминание 5-6 слов | Запоминание 8-10 слов | Общий показатель по критерию | |
2 | 2 | 1 | 1 | 6 баллов | |
VI. Уровень развития мыслительных операций | |||||
Последовательность событий (две картинки, что сначала-что потом) | Раскладывание серии из 2-4 картинок, рассказ по серии картин | «Четвёртый лишний», исключение предметов | Конструирование | Общий показатель по критерию | |
2 | 1 | 1 | 1 | 5 баллов | |
VII. Уровень развития внимания | |||||
Устойчивость внимания | Объём внимания | Способность к переключению | Концентрация внимания | Общий показатель по критерию | |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 балла | |
Итоговый показатель | 41 балл |
22 – 45 баллов – средний уровень развития
Коррекционная работа ведется по пяти основным направлениям:
Диагностическое направление:
-
выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков; -
определение этапа, на котором возникли трудности, условия их преодоления; -
изучение уровня умственного развития ребенка; -
наблюдение за учащимися в учебной деятельности; -
первичное дефектологическое обследование;
Коррекционное направление:
-
проведение мероприятий коррекционно-развивающей направленности; -
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально – личностной сферы; -
развитие коммуникативных навыков; -
обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно - развивающих занятий;
Аналитическое направление, профилактика:
-
системный анализ личностного и познавательного развития ребенка; -
создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
Консультативно-просветительское направление:
-
информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
Организационно-методическое направление:
-
подготовка и участие в заседаниях школьного консилиума;
2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с обучающимся
Сенсомоторное развитие:
-
развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; -
развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; -
развитие тактильных ощущений; -
развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; -
развитие тонкости и целенаправленности движений; -
развитие кинестетических основ движения; -
развитие межполушарного взаимодействия;
Формирование пространственных представлений:
-
формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела; -
формирование умения ориентироваться на плоскости (тетрадь, книга); -
развитие пространственного праксиса; -
развитие навыка дифференциации схожих объектов в пространстве;
Развитие мнемических процессов:
-
тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; -
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; -
развитие тактильной и кинестетической памяти;
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
-
развитие слухо-моторной координации; -
развитие зрительно-моторной координации; -
развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации;
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
-
доступное планирование деятельности: а) понимание учебной задачи; б) активное осмысление материала. -
умение работать с образцами; -
умение пользоваться доступными навыками самоконтроля; -
умение работать в заданном темпе; -
применение имеющихся знаний в новых ситуациях; -
формирование умения планирования этапов выполнения задания; -
формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; -
формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;
Содержание коррекционно-развивающей работы
2.3. Тематическое планирование
№ недели | Тема | Лексический материал |
1 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | |
2 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | |
3 неделя | Тема «Я - ребёнок» | Тема «Я – ребёнок» Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
4 неделя | Тема «Ребёнок в семье» | Тема «Ребёнок в семье» Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Работа с предметными картинками («Времена года»). Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
5 неделя | Тема «Ребёнок в семье» | Тема «Ребёнок в семье» Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Работа с предметными картинками («Времена года»). Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
6 неделя | Тема «Моя семья» | Тема «Моя семья» Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры. Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи». Работа с индивидуальным наглядным материалом. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
7 неделя | Тема «Моя семья» | Тема «Моя семья» Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры. Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи». Работа с индивидуальным наглядным материалом. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
8 неделя | Тема «Ребёнок и его дом» | Тема «Ребёнок и его дом» Формировать первоначальные представления о себе, о своём доме, о ближайшем социальном окружении. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Дидактические игры: «Строим дом», «Парные слова», «Что внутри». Работа с разрезными картинками. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
9 неделя | Текст «Ребёнок и его игрушки» | Текст «Ребёнок и его игрушки» Уточнить имеющиеся у ребенка представления о своих игрушках. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением). |
10 неделя | Тема «Ребёнок и его игрушки» | Тема «Ребёнок и его игрушки» Уточнить имеющиеся у ребенка представления о своих игрушках. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением). Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Работа с предметными картинками. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
11 неделя | Текст «Ребёнок в школе» | Текст «Ребёнок в школе» Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением). Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
12 неделя | Текст «Ребёнок в школе» | Текст «Ребёнок в школе» Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением). Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
13 неделя | Тема «Ребёнок в школе» | Тема «Ребёнок в школе» Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Альтернативное чтение. |
14 неделя | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с предметными материалами Монтессори. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
15 неделя | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с предметными материалами Монтессори. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. |
16 неделя | Текст «Ребёнок в мире цвета и звука» | Текст «Ребёнок в мире цвета и звука» Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Работа с предметными материалами Монтессори. |
17 неделя | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» Развитие интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторение пройденных тем. Развитие умения «читать» телесные и мимические движения. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с материалами Монтессори. Прослушивание аудиозаписей неречевых звуков. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
18 неделя | Текст «Ребёнок и мир животных» | Текст «Ребёнок в мире животных» Расширение знаний ребёнка о животном мире. Развитие пространственной ориентировки. Учить детей работать с вкладышами, изображениями животных. |
19 неделя | Тема «Ребёнок и мир животных» | Тема «Ребёнок в мире животных» Развитие знаний ребёнка о животном мире. Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных». Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
20 неделя | Тема «Ребёнок и мир животных и птиц» | Тема «Ребёнок в мире животных и птиц» Развитие знаний ребёнка о мире животных и птиц. Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных и птиц. Формирование навыка дифференциации домашних и диких животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных». Рассматривание предметных картинок, макетов птиц. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Дидактические игры: «Сороки-вороны», Дидактические игры: «Курочка и цыплятки», «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком». Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
21 неделя | Тема «Ребёнок и мир растений» | Тема «Ребёнок и мир растений» Развивать интерес детей к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с разрезными и предметными картинками. Рассматривание фруктов (форма, цвет, вкус). Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угости друга», «Разложи фрукты». Рассматривание предметных картинок с изображением лесных ягод. Дидактическая игра «Бабушкино лукошко». Дидактическая игра «В огороде». Дидактические игры «Закрытый стол», «Кто больше». Рисуем пальчиками на песке. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
22 неделя | Тема «Ребёнок в семье. Я и мама» | Тема «Ребёнок в семье. Я и мама» Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Развитие речевых навыков. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры. Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи». Работа с индивидуальным наглядным материалом. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
23 неделя | Текст «Ребёнок и машины» | Текст «Ребёнок и машины» Дать детям понятие о машинах и об их роли в жизни людей. Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Формировать умение правильно соотносить данный звук с соответствующей буквой. Развитие пространственно-временной ориентировки. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры: «Хоровод», «Транспорт». Дидактические игры: « В гости на машине», «Закончи предложения». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?». Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
24 неделя | Тема «Ребёнок и машины» | Тема «Ребёнок и машины» Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей |
25 неделя | Тема «Ребёнок и явления природы» | Тема «Ребёнок и явления природы» Вызывать у детей интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Рассматривание с детьми картинок по теме «Времена года». Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание предметных картинок, макетов птиц. Дидактические игры: «Сороки-вороны», Дидактические игры: «Курочка и цыплятки», «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком». Прослушивание и обсуждение текста «Цыплёнок и кот». Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
26 неделя | Тема «Ребёнок и эмоции» | Тема «Ребёнок и эмоции» Знакомство детей с эмоциями, эмоциональным состоянием человека: смех, плач, грусть, радость и т.д.. Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Сделай так же», «Собери по образцу», «Угадай эмоцию». Развитие речевых навыков, навыков коммуникации, психических процессов. |
27 неделя | Тема «Ребёнок и техника» | Тема «Ребёнок и техника» Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. Рассматривание предметных картинок. Развивающая игра «Профессии». |
28 неделя | Тема «Ребёнок и мир домашних животных» | Тема «Ребёнок и мир домашних животных» Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений). Пространственная ориентировка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Угости гостей». Работа с предметными картинками, рассматривание животных. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
29 неделя | Тема «Ребёнок и мир диких животных» | Тема «Ребёнок и мир диких животных» Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира диких животных). Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевых навыков. Дидактические игры: «Кто откуда», «Гуляем в лесу», «Длинный и короткий». «Рисуем пальчиками на песке». Работа с разрезными и предметными картинками. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. |
30 неделя | Тема «Ребёнок и мир вокруг нас» | Тема «Ребёнок и мир вокруг нас» Закрепить представления детей об окружающем их мире. Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебное зеркальце». |
31 неделя | Тема «Ребёнок и мир вокруг нас» | Тема «Ребёнок и мир вокруг нас» Закрепить представления детей об окружающем их мире. Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебное зеркальце». |
32 неделя | Обследование уровня развития психических процессов | |
33 неделя | Обследование уровня развития психических процессов |