Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 712

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В феврале 1827 г. Цины начали подготовку к военной операции по захвату Кашгара и в марте того же года смогли овладеть этим городом. Джангир вынужден был отступить, и к лету восстание было полностью подавлено. Сам вождь восставших вскоре попал в плен и затем был казнен в Пекине.

На территории Синьцзяна в период тайпинского восстания и после его окончания на борьбу с Цинами поднялись уйгуры, выступавшие за создание собственного независимого государства. Они были поддержаны дунганами, также в тот период поднявшимися против Цинов. Власть Цинов здесь оказалась свергнутой и вначале образовалось пять ханств — Урумчинское (Дунганское) и Кульджийское на территории Джунгарии и Кашгарское, Хотанское и Кучарское в Восточном Туркестане. Спустя три года в Восточном Туркестане они объединились в одно мусульманское теократическое ханство — Йэтттишар (Семиградье) под руководством Бузук-хана, а затем одного из его военачальников — Якуб-бека.

В 1872 г. Якуб-беку удалось подчинить своей власти Дунганское ханство. Но отчетливо понимая свою слабость, он попытался обратиться за помощью к иностранным державам, в частности, к Великобритании.

Великобритания, в свою очередь, пыталась создать здесь буферное государство, которое противостояло бы расширению русского влияния в Средней Азии. В свою очередь, Россия, также имевшая здесь интересы, оккупировала в 1871 г. Кульджийский край.

В 1875 г. из Пекина сюда была направлена большая военная группировка, сумевшая к 1878 г., после гибели Якуб-бека, вновь восстановить свой контроль над Синьцзяном.

Кульджийскую область Россия вернула под юрисдикцию Китая лишь в 1881 г. (кроме небольших территорий на западе этой области, заселенных киргизами и казахами).

Таким образом, к концу XIX в. цинское правительство сумело восстановить свой контроль над Восточным Туркестаном и Джунгарией, однако разрешить противоречия, приведшие к волнениям национальных меньшинств, так и не смогло. И в XX столетии еще неоднократно будут возникать очаги напряженности в этом районе Азии.

Глава 3. Юго-Восточная Азия в XVI-XIX вв.


В настоящей главе речь пойдет о государствах Юго-Восточной Азии. История отдельных государств этого региона в Новое время (за исключением Таиланда) достаточно четко подразделяется на два периода— доколониальный и колониальный, — имеющих различные хронологические рамки применительно к той или иной стране, но во многом сходных по характеру происходивших там процессов как в социально-экономической, так и в политической областях.

Вопрос о факторе колониализма в исторических судьбах народов Юго-Восточной Азии (ЮВА) является достаточно дискуссионным. Так, например, одни исследователи делают упор на «цивилизаторскую миссию» Запада, позволившую проживавшим там народам приобщиться к достижениям европейской науки и культуры, другие, наоборот, видят в господстве там иностранцев больше отрицательных факторов, чем положительных и прежде всего видят их в консервации отсталых форм ведения экономики и социальных структур местных обществ. Отсюда порой делаются совершенно противоположные выводы, основанные на использовании сходного фактического материала.

Еще одним важнейшим вопросом, тесно связанным с рассматриваемыми проблемами, является религиозный фактор. В Новое время в регионах ЮВА укрепились в качестве господствующих следующие религии: буддизм (на территориях государств Индокитая, Бирмы и в Таиланде), ислам (в Индонезии, Малайзии, Брунее и на юге Филиппин), а также христианство католического толка (на Филиппинах и в южной части Вьетнама). Кроме того, отдельной проблемой, достаточно дискуссионной в историографии, является оценка миссионерской деятельности католической церкви во всей ее противоречивости и неоднозначности в исторических судьбах рассматриваемых государств.

Большую роль в изучении истории государств Юго-Восточной Азии нового времени внесли отечественные авторы: А.А. Губер, Ю.О. Лев-тонова, Н.В. Ребрикова, В.А.Тюрин, И.В. Можейко, Э.О.Берзин, Д.В. Деопик, Ю.П.Дементьев, В.А.Кожевников, Г.Ф.Мурашова, О.В. Новакова, А.Л. Рябинин, Л.Д. Спекторов и др., публикации которых были учтены при работе над настоящим разделом учебника.

Вьетнам


Вьетнам к началу Нового времени

В XV в. наблюдался наивысший подъем в развитии государства Дайвьет,

возникшего на территории нынешней северной части Вьетнама в 1069 г. С 1428 г. на престоле там находилась династия вуа (верховных правителей) Ле. В период правления Ле Тхань Тонга (1460-1497, девиз правления «Хонг Дык» — «Великая Добродетель») была сформирована система абсолютной монархии, при которой вуа напрямую управлял деятельностью правительства, являлся верховным главнокомандующим вьетнамскими вооруженными силами, утверждал и освобождал от должности руководителей провинций и более низких административных единиц. Под контролем верховной власти находилась и вьетнамская сельская община-ca. Благодаря развитому сельскому хозяйству, в XV в. на территории Дайвьета собирались большие урожаи и практически никогда не было голода. Ле издали указ о передаче части земель в распоряжение элиты и сельским общинам. Переделы общинных территорий происходили один раз в шесть лет. Крестьяне выплачивали налоги непосредственно государству и они уступали по размерам арендной плате помещиков со с земель, полученных от вуа. Это в определенной степени стимулировало труд крестьян. Одновременно усиливаются позиции частных владельцев, которые получают возможность присоединять к своим землям и общинные владения. В дальнейшем это обстоятельство сыграло значительную роль в социально-экономическом развитии Дайвьета. Получает развитие ремесленное производство, идет разработка и добыча полезных ископаемых. Внешняя торговля была незначительна и находилась под контролем центральной власти. Объясняется это в первую очередь отсутствием на вьетнамской территории так ценившихся в тот период в качестве экспортного товара пряностей и удобных для иностранцев портов.

В это время сложился свод вьетнамского законодательства, закрепивший авторитет монархической власти и имущественные отношения, прежде всего в сельском хозяйстве. Он утверждал неограниченную власть вуа над подданными и его верховную собственность на земельные угодья. Главным преступлением считался «бунт» против верховного правителя, трактовавшийся достаточно широко, как любая форма неповиновения властям. Действовала стройная система занятия должностей в государственном аппарате и в вооруженных силах, основанная на конфуцианских принципах. Все чиновники, вне зависимости от их социального происхождения, должны были сдавать конкурсные экзамены. Большое внимание уделялось формированию армии, состоявшей из подразделений непосредственно подчинявшихся вуа, провинциальных войск и вооруженных отрядов в сельской местности. В идеологической сфере в качестве главной составляющей также являлось конфуцианское учение, оттеснившее на второй план буддизм, сохранивший влияние по большей части в низших слоях общества. Особое внимание уделяется развитию наук, искусств, открываются различного рода учебные заведения.


В 1471 г. к территории Дайвьета было присоединено государство Чампа (Тямпа), располагавшееся в Центральной и Южной частях нынешнего Вьетнама. На Юге страны быстро растут городские поселения, строятся новые дамбы и оросительные каналы, увеличивается оборот на внутреннем рынке, укрепляются внешнеторговые связи.

Дайвьет в XVIсередине XVII вв.

С начала XVI в. наблюдаются противоречия между государственным и частным секторами в сельском хозяйстве, которые вылились во внутриполитическую борьбу между представителями вьетнамской элиты и в выступления против правящего режима со стороны народных низов.

В XVI — середине XVII вв. между собой непрерывно воевали три самых могущественных клана вьетнамской элиты — Маки, Чини и Нгуены. Ожесточенная борьба за влияние на трон между ними началась в 1510г. В 1516г. на территории

Дайвьета началось крупное крестьянское восстание, во главе которого встал буддистский священник Чан Као. В течение пяти лет он и его сторонники, в число которых входили буддистские монахи и население покоренной Тямпы, добивались смены правящей династии. Им удалось захватить в 1517 г. столицу и провозгласить новым правителем своего предводителя. Вскоре Чан Као отказался от власти в пользу родного сына Чан Тханга, который, в свою очередь, был побежден северовьетнамским военачальником Мак Данг Зунгом, сумевшим к концу первой трети XVI в. победить и своих основных противников в лице Чиней.

После это Мак Данг Зунг основал новую династию. На следующий год после своего восшествия на престол Мак Дан Зунг решил заручиться поддержкой Минов и отправил в Китай посольство с богатыми дарами. Для того, чтобы китайский император формально признал его легитимность, под его юрисдикцию были переданы две вьетнамские территории — Куйхоа и Тхуанан. В качестве ответного шага представители династии Ле также направили в Китай свое посольство, обвинив Маков в незаконной узурпации трона. Мины оказались в затруднительном положении. В итоге закулисных интриг в 1541 г. китайский император издал указ о признании права династии Мак на управление Вьетнамом, но при этом статус страны низводился до уровня китайского наместничества, административно подчинявшегося руководству китайской провинции Гуанси. Этот статус сохранялся весь период нахождения у власти Маков (до 1592 г.) и еще пятьдесят лет после их ухода.

В 1542 г. Нгуен Ким стал во главе всех недовольных Маками и образовал на территории провинций Тханьхоа и Нгеан собственное независимое государство. Это означало на практике раскол единой страны на
северную часть (Бакбо) с центром Тханлаунге и южную (Намбо).

Главными соперниками Чиней стали Нгуены, получившие от Ле право на управление районом Тхуанхуа в 1558 г. и Ку-ангнам в 1570 г.

В конечном итоге династия Маков не была признана большинством общества, и в 1592 г. престол возвратился к прежней династии Ле. Маки, в свою очередь, продолжили борьбу со своими политическими противниками. К концу XVI в. Чиням удалось одолеть Маков и захватить столицу Тханг Лонг и восстановить там формальное правление династии Ле.

Таким образом, после семи десятилетий раскола Вьетнама страна вновь была объединена. Маки сохранили свое влияние в Каобанге, где их продолжали поддерживать китайцы. Они воевали против Чиней вплоть до последней трети XVII в.

Династия Ле продолжала номинально оставаться на престоле, но реально страной управляли представители клана Чиней, ставленник которых занимал пост тюа. Южная часть Вьетнама контролировалась Нгуенами, которые там в начале XVII в. создали свое государственное образование с центром в г.Хюе (тогда называвшимся Фу Суан). Они также признавали номинальную власть династии Ле, и их ставленник имел статус тюа. Нгуены не хотели провозглашать себя самостоятельной династией, заявляя, что Ле находятся в руках «узурпаторов» Чиней, при этом Ле продолжают являться для них законными правителями.

Нгуены ввели собственную денежную единицу, осуществляли торговлю с соседними государствами региона, а также с Голландией и Португалией. Владения Нгуенов на юге Дай-вьета стали называть Дангчаунг. Владения же Чиней на севере страны именовались Дангнгоай.

В XVI-XVII вв. происходят изменения во вьетнамской деревне, расслаивается традиционная община-са. Дайвьет являлся аграрным государством, большинство жителей которого составляли крестьяне — вьеты, занимавшиеся поливным рисоводством. Национальных меньшинств было мало. Города также в своем большинстве были заселены вьетами. В Дайвье-те, в отличие от других государств Индокитая, постоянно ощущался недостаток сельскохозяйственных земель. Помимо рисоводства, крестьяне занимались речным рыболовством, разведением быков и буйволов, а также выращиванием свиней, кур и уток. Крестьяне являлись лично свободными. Основными их эксплуататорами до начала XVII в. были чинов-ники-куаны, имевшие право сбора ренты-налога. Высшие слои общества состояли из родственников монарха, титулованной знати и чиновников-куанов, имевших наследственные земли.